IV | Организация познавательной деятельности | 20 мин | Подготавливает 5 конвертов, в каждом из которых вспомогательные материалы: Орган чувств на магните. Карточка-помогайка (практическая работа и как сохранить орган чувств) Таблица Для распределений заданий учитель загадывает загадки: Два брата через дорогу живут, А друг друга не видят. Между двух светил Я в середине один. Всё слышат, но молчат, Слева брат и справа брат. За белыми берёзами бездонная яма. Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… Раздаёт задания командам, регламентирует время 3 минуты, Приготавливает на доске перевёрнутые карточки в центре слово «ОРГАН». В процессе выступления учеников на человечка приклеивается орган и открываются соответствующие карточки: ГЛАЗА ЗРЕНИЯ УШИ СЛУХА НОС ОБОНЯНИЯ ЯЗЫК ВКУСА КОЖА ОСЯЗАНИЯ Учитель дополняет выступление команд. Команда 1. -Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет. Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность. Физминутка. Предлагает сделать зарядку для глаз: - Ребята, встаньте, пожалуйста. Голова остаётся на месте. Посмотрели на право, на лево. Ручки наверх, потянулись, глаза за ними. Опустили руки, глаза вниз. Быстро поморгали. Молодцы! Присаживаемся. Глаза - самый совершенный и удивительный орган в человеке. Через них мы больше всего можем узнавать, что происходит вокруг. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете (слайд 6) Существуют люди, не различающие цвета. Эта болезнь называется дальтонизм. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 2. Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. Сообщение – орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости , одним концом которой опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Давайте закроем глаза и послушаем отрывок из фортепьянной пьесы Бетховена «К Элизе» Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 3. Нос – орган обоняния. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Он не дает пыли пробраться внутрь организма и может прогревать даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды. А вы знали, что вирусные инфекции могут изменить обоняние. Обычная простуда - это известный похититель нашего обоняния. Часто обоняние пропадает насовсем после обычной вирусной инфекции. Развивается неспособность мозга правильно распознать запах. Обоняние — единственное из чувств, активное во сне. Учёные утверждают, что даже в коме человек чувствует запахи. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Команда 4. Язык помогает различать вкус еды. Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Удивительно, но без слюны он не может определить вкус пищи. То есть, когда он сухой, он не распознает никаких вкусов. Почему так происходит? Все дело в том, что наши вкусовые рецепторы могут ощутить вкус только тогда, когда молекулы пищи будут растворены в воде (слюна состоит из воды). Во многих странах мира демонстрация этого органа является невежливым жестом. Однако, если показать язык в Тибете, то никто вас за это не упрекнет. Более того, в этом горном регионе показывание языка означает приветствие. Подводит итог: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? Команда 5 С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть, шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. А вы знали что, кожа крупнейший орган вашего тела. Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая — на подошвах ног. Подводит итог: Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? | Отгадывают загадки: 1. глаза; 2. нос; 3. уши; 4. рот; 5. кожа. Берут задания, читают и разбирают задание Распределяют роли в группе Записывают название изучаемого органа Проводят практическую работу и определяют какую роль играет орган в организме человека. Выслушивают мнение каждого участника группы. Знакомятся с карточкой-помогайкой, учебником и определяют, строение органа и как сохранить орган чувств. Находят общее решение Записываю результаты. Выступают с итогами проделанной работы. Команда 1. Рассказывает о том, что ГЛАЗА являются органом ЗРЕНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган зрения очень важен. Команда 2. Рассказывает о том, что УШИ являются органом СЛУХА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган слуха очень важен для человека. Команда 3. Рассказывает о том, что НОС являются органом ОБОНЯНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган обоняния очень важен для человека. Команда 4. Рассказывает о том, что ЯЗЫК является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган вкуса очень важен для человека. Команда 5 Рассказывает о том, что КОЖА является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске. Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств. Делают вывод, что орган осязания очень важен для человека. | Групповая работа учащихся,их выступление. Изучение «Органов чувств» с использованием арт-технологий. Физминутка. |
V | Подведение итогов | 3 мин | (Слайд 12) Всего у нас 5 органов чувств. Как пальцев на ладошке. Какие? -Глаза, нос, уши, язык, кожа. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” -Как же это понять? Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ. - Что вы сегодня запомнили? Игра « Запрещается-разрешается». Понадобятся кружочки. С одной стороны зелёные, с другой красные. Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается. «Глаза» 1.Смотреть долго телепередачи 2.Играть длительное время за компьютером 3.Делать зарядку для глаз 4.Лёжа читать 5.Больше кушать моркови и яблок 6.Читать в общественном транспорте «Уши» 1.Слушать громкую музыку 2.Чистить уши острым предметом 3.Каждое утро мыть уши 4.Беречь барабанную перепонку 5.Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины. «Кожа» 1.Закаляться 2.Не носить тесную одежду 3.Не обрабатывать ранки 4.Беречь от ожогов 5.Беречь от обмораживания | Запоминают, что органов чувств столько же, сколько пальцев на ладошке. Играют в интерактивную игру. Объясняют, почему “не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Вспоминают, что у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь. Играют в игру «Запрещается – разрешается» | Использование немотехнического приема для запоминания органов чувств. Закрепление через интерактивную игру. Подведение итогов через игру «Запрещается-разрешается» |