-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Предметом нашего исследования будут органы чувств. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, органы человека. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – молодые учёные. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы. Повторим правила работы: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. 1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. - Продолжаем наше исследование. Каждый ряд получает своё задание: Глаза - орган (чего?) _________________________________ Зрение помогает ____________________________________ Благодаря зрению мы можем__________________________ Вывод: - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) (На экране напротив рисунка глаз появляется запись « орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Физминутка для глаз "Следим глазами за полётом бабочки". - Представьте, к нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза. 2. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты). Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) Учитель включает запись звуков: птицы, машины, животных. - Что помогло вам это почувствовать, услышать? (Нам помогли в этом уши) - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха) - Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. (На экране в таблице появляется запись «орган слуха») Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга) 3. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) -Нужен новый опыт. Оборудование: 1 стакан, плотно закрытый крышкой. Внутри него ватный диск, пропитанный ароматами. Проведение опыта: ученик в берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос) - В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук). -Вы хорошо справились с заданием. Как запахи предупреждают об опасности? А умение человека различать запахи получило название «обоняние». Дайте научное определение. ( Делает запись « орган обоняния» в таблице). Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха) 3. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе) -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. Дети определяют воду по вкусу. Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык. -Дайте научное определение этому органу. Язык - это орган вкуса. (Появляется запись «орган вкуса» в таблице.) Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса) Исследование органа осязания Игра «Узнай, что в коробке» Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи). (На экране в таблице появляется запись «кожа».) Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа - это орган осязания. ( Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».) -Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует? Органы чувств. (Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.) Для закрепления нового материала, я предлагаю вам заполнить на карточках шутливый разговор органов чувств и вписать названия тех органов, чьи слова вы сейчас прочитаете. На карточке: Напиши, какие органы чувства рассказали Серёже о том, кто находится в комнате (впиши в текст названия чувств). «Серый, маленький, с четырьмя лапками и хвостиком»,- сказало чувство _____________. «Мягкий, пушистый, тёплый»,- подсказало чувство ________________. «Ласково мурлыкает»,- добавило чувство ________________. «Разлил мамины духи»,- наябедничало чувство ______________. __________________ молчал, он знал, что его хозяин кота есть не собирался. Охрана органов чувств - Нужно ли беречь органы чувств? Почему? Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам. Работа по учебнику. - Откройте учебники на с. 126. Прочитайте статью «Органы чувств». О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье? -Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? – Как бы оценили своё настроение после урока? Лесенка. Объяснение домашнего задания. Закончить наш урок хочу такими словами: Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. |