11.10. Тема: Основная мысль текста
ЦЕЛЬ: 1. Повторить темы « текст, тема текста»..Формировать звания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста. Развивать умения определять тему и основную мысль текста, находить в тексте предложения, выражающие основную мысль. Формировать умения редактировать текст повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.
Ход урока
Организационный момент (сообщение темы и целей урока, о системе оценивания на уроке - жетоны)
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
Письменный опрос: Продолжите, местоимение - это…(часть речи, указывающая на предметы, признаки, количество, но не называющая их)
Как изменяются местоимения? (по числам и падежам)
Назовите местоимения 1 лица (я, мы), 2 лица (вы, ты), 3 лица (он, она, оно, они)
Как пишутся местоимения с предлогом?
2)определите лицо и падеж - Её (3 л., Р.п., ед.ч.), меня (1 л., Р.п, ед.ч.), я (1 л., И.п., ед.ч.), тебя (2 л., Р.п..ед.ч.), ты (2 л., И.п, ед.ч.), мне (1 л., Д.п., ед.ч), вы (2 л., И.п, мн.ч.), мне, вас (2 л., Р.п, мн.ч), вы, меня, я, тебе (2 л., Д.п., ед.ч.), я, тебя, тебе (2 л., Д.п., ед.ч.) , ты, тебе, мы (1 л, И.п, мн.ч.).
Диктант
Мы были на охоте в лесу втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая... Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.
Беседа по содержанию:
Как автор относится к Джиму? По каким словам это можно определить?
Выпишите из текста слова, которые описывают характер Джима.
Какова основная мысль этого отрывка? Выражена ли она автором прямо или содержится в самом тексте?
Вывод: основная мысль текста не всегда сформулирована в тексте.
Работа по теме урока.
1.Беседа. На прошлых уроках мы с вами работали над понятием текст, тема текста. Вспомним:
-что мы называем текстом? (Текст состоит из предложений. Связанных между собою по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Текст можно озаглавить)
-что мы называем темой текста? (То, о чем пишет, говорит автор)- запишем определение в тетадь.
2.Чтение текста стр 57, упр 116 определение его темы и стиля.
Прочитайте фрагмент стихотворения(по учебнику). Какова тема текста? Какова его основная мысль?
3. Работа с учебником.
Вывод (запишем в тетрадь): основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку. Подумайте, всегда ли основная мысль текста бывает сформулирована?
4. Тренировочные упражнения.
1.Упр.117,118. Самостоятельная работа — редактирование текста заметки (с последующей проверкой).
IV. Задание на дом.
Упр.114 стр 60 контрольные вопросы
V. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили, что такое текст, тема текста. Узнали, что основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку. Отметили, что основная мысль текста не всегда прописана в самом тексте.
Оценки за урок.
Приложение
Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста? Какова его основная мысль?
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с медом, он – с вареньем,
С чудесным настроеньем!
Мы были на охоте в лесу втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая… Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.
В. Бианки