КЯЫЗ
ЩИОБЕНЕ
ЧЬЕР
КТЕСТ
НЛВАИКГИСИТ
Разминка
ЯЗЫК
ОБЩЕНИЕ
РЕЧЬ
ТЕКСТ
ЛИНГВИСТИКА
Текст и его признаки.
Тема и основная мысль текста.
Восстановите последовательность предложений
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко.
7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался не простым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии.
9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.
АРКАН – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.
КОЧЕВНИК – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом.
Л.Н. Толстой " Старик и яблони"
Старик сажал яблони.
Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
Можно ли данное высказывание назвать текстом?
Чем отличается данные группы предложений?
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Старик сажал яблони.
Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
Что называется текстом?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль).
Делимость на части:
начало,
основная часть,
конец
1
Определённый порядок предложений
5
?
текст
Смысловая и грамматическая связь предложений
2
4
Наличие темы и основной мысли
Наличие или возможность заголовка
3
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:
- можно подобрать заглавие.
- связность (смысловая и грамматическая), наличие общей темы, наличие идеи; завершенность;
- может быть поделен на части;
- стилевое единство;
- интонация
Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.
тематическое единство (тема – это то, о чем говорится в тексте; очень часто тема отражается в заглавии);
смысловое единство (основная мысль – это то, к чему призывает, чему учит текст, ради чего он написан);
структурное единство (смысл текста передается не только словами, предложениями, абзацами, но и тем, в каком порядке они следуют друг за другом и как они соединены между собой; части текста идут в определенной последовательности, в некоторых текстах ее нельзя изменить, не искажая смысла);
грамматическое единство текста проявляется в разных типах связи: а) параллельный тип связи – предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, или противопоставляются; б) цепная связь – повтор одного и того же слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, например: Я посмотрел на небо. Оно все было в темных тучах);
стилистическое единство текста заключается в уместности и целесообразности выбранных автором слов, синтаксических конструкций.
8
«Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.
Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Шарик».
Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений.
Виды связи предложений в тексте
- Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются несколько других. Каждое следующее предложение раскрывает, конкретизирует содержание первого предложения.
- Цепная отражает последовательное развитие мысли. Предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).
Виды связи предложений в тексте
Цепная
Параллельная
Весна в лесу.
(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки.
(1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)
1
3
2
1
2
4
3
Способы связи предложений в тексте
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
- Замена ключевого слова синонимом или синонимичными выражениями
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи.
- Замена ключевого слова местоимением
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.
- Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и т.д.
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ТЕКСТЕ:
- синонимы,
- повторяющиеся слова,
- местоимения,
- наречия,
- союзы
Структура текста
- Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть.
- Начало (вступление).
- Основная часть.
- Концовка (заключение)
Тема
ТЕМА - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста (О ЧЁМ?). Тема текста часто отражается в заголовке.
ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Улетают птицы за море, Миновало время жатв, На холодном сером мраморе Листья желтые лежат. Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес, Черно-бурою лисицею Под горой улегся лес.
По воздушной тонкой лесенке Опустился и повис Над окном — ненастья вестником Паучок-парашютист. В эту ночь по кровлям тесаным, В трубах песни заводя, Заскребутся духи осени, Стукнут пальчики дождя.
В сад, покрытый ржавой влагою, Завтра утром выйдешь ты И увидишь — за ночь — наголо Облетевшие цветы. На листве рябин продрогнувших Заблестит холодный пот. Дождик, серый, как воробышек, Их по ягодке склюет.
Д. Б. КЕДРИН
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?)
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
Проверь себя!
Прочитайте текст. Назовите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
(С. Михалков.)
ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ!
Что называется текстом?
Тропинка
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить .
Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке.
Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года.
Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.
У текста есть заглавие – «Тропинка».
Что отражается в заглавии?
тема текста
Что называется темой текста?
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.
Какова тема нашего текста?
Тема текста – лесная тропинка.
Какова основная мысль текста?
Лесная тропинка интересна, любима.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст и выполните задания (1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.
Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.
В) Хлопок – богатство Узбекистана.
Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.
2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако
Ответы:
1. В
2. А