СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассчитана на проведение двух уроков по теме "Текст", содержит теоретический и практический материал. Презентация разработана с целью формирования у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков. Учащиеся знакомятся с видами и способами связи предложений в тексте, понятиями структуры текста, темы и основной мысли текста.

Просмотр содержимого документа
«Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. (5 класс)»

КЯЫЗ ЩИОБЕНЕ ЧЬЕР КТЕСТ НЛВАИКГИСИТ Разминка ЯЗЫК ОБЩЕНИЕ РЕЧЬ ТЕКСТ ЛИНГВИСТИКА

КЯЫЗ

ЩИОБЕНЕ

ЧЬЕР

КТЕСТ

НЛВАИКГИСИТ

Разминка

ЯЗЫК

ОБЩЕНИЕ

РЕЧЬ

ТЕКСТ

ЛИНГВИСТИКА

Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста.

Текст и его признаки.

Тема и основная мысль текста.

Восстановите последовательность предложений 1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Восстановите последовательность предложений

1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко.  7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.    3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.  6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.  8. А конь этот оказался не простым.  11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.   4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии.  9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 
  • Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 

7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 

  3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.  6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.  8. А конь этот оказался не простым.  11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

  4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 

9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 

АРКАН – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. КОЧЕВНИК  – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом. 

АРКАН – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

КОЧЕВНИК – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом. 

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой " Старик и яблони" 

Старик сажал яблони.

Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

Можно ли данное высказывание назвать текстом?

Чем отличается данные группы предложений? 1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

Чем отличается данные группы предложений?

1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 8. А конь этот оказался не простым. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Старик сажал яблони.

Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

Что называется текстом? Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль).

Что называется текстом?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль).

Делимость на части: начало, основная часть, конец 1 Определённый порядок предложений 5 ? текст Смысловая и грамматическая связь предложений 2 4 Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка 3

Делимость на части:

начало,

основная часть,

конец

1

Определённый порядок предложений

5

?

текст

Смысловая и грамматическая связь предложений

2

4

Наличие темы и основной мысли

Наличие или возможность заголовка

3

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: можно подобрать заглавие.   связность (смысловая и грамматическая), наличие общей темы, наличие идеи; завершенность; может быть поделен на части; стилевое единство; интонация

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  • можно подобрать заглавие.  
  • связность (смысловая и грамматическая), наличие общей темы, наличие идеи; завершенность;
  • может быть поделен на части;
  • стилевое единство;
  • интонация

Функция текста обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

тематическое единство (тема – это то, о чем говорится в тексте; очень часто тема отражается в заглавии);

смысловое единство (основная мысль – это то, к чему призывает, чему учит текст, ради чего он написан);

структурное единство (смысл текста передается не только словами, предложениями, абзацами, но и тем, в каком порядке они следуют друг за другом и как они соединены между собой; части текста идут в определенной последовательности, в некоторых текстах ее нельзя изменить, не искажая смысла);

грамматическое единство текста проявляется в разных типах связи: а) параллельный тип связи – предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, или противопоставляются; б) цепная связь – повтор одного и того же слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, например: Я посмотрел на небо. Оно все было в темных тучах);

стилистическое единство текста заключается в уместности и целесообразности выбранных автором слов, синтаксических конструкций.

8

«Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.

Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Шарик».

Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. Виды связи предложений в тексте Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются несколько других. Каждое следующее предложение раскрывает, конкретизирует содержание первого предложения. Цепная отражает последовательное развитие мысли. Предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).

Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений.

Виды связи предложений в тексте

  • Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются несколько других. Каждое следующее предложение раскрывает, конкретизирует содержание первого предложения.
  • Цепная отражает последовательное развитие мысли. Предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).
Виды связи предложений в тексте Цепная Параллельная Весна в лесу. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки. (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков) 1 3 2 1 2 4 3

Виды связи предложений в тексте

Цепная

Параллельная

Весна в лесу.

(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки.

(1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

1

3

2

1

2

4

3

Способы связи предложений в тексте Повтор ключевого слова В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими. Замена ключевого слова синонимом или синонимичными выражениями Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи.

Способы связи предложений в тексте

  • Повтор ключевого слова

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

  • Замена ключевого слова синонимом или синонимичными выражениями

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи.

Замена ключевого слова местоимением Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и т.д. В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
  • Замена ключевого слова местоимением

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

  • Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и т.д.

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ: синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В ТЕКСТЕ:

  • синонимы,
  • повторяющиеся слова,
  • местоимения,
  • наречия,
  • союзы
Структура текста  Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть.   Внутренняя: Начало (вступление). Основная часть. Концовка (заключение)

Структура текста

  • Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть.

  • Внутренняя:
  • Начало (вступление).
  • Основная часть.
  • Концовка (заключение)
Тема ТЕМА - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста (О ЧЁМ?). Тема текста часто отражается в заголовке. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ Улетают птицы за море,  Миновало время жатв,  На холодном сером мраморе  Листья желтые лежат.   Солнце спряталось за ситцевой  Занавескою небес,  Черно-бурою лисицею  Под горой улегся лес. По воздушной тонкой лесенке  Опустился и повис  Над окном — ненастья вестником  Паучок-парашютист.   В эту ночь по кровлям тесаным,  В трубах песни заводя,  Заскребутся духи осени,  Стукнут пальчики дождя. В сад, покрытый ржавой влагою,  Завтра утром выйдешь ты  И увидишь — за ночь — наголо  Облетевшие цветы.   На листве рябин продрогнувших  Заблестит холодный пот.  Дождик, серый, как воробышек,  Их по ягодке склюет. Д. Б. КЕДРИН

Тема

ТЕМА - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста (О ЧЁМ?). Тема текста часто отражается в заголовке.

ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Улетают птицы за море, Миновало время жатв, На холодном сером мраморе Листья желтые лежат. Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес, Черно-бурою лисицею Под горой улегся лес.

По воздушной тонкой лесенке Опустился и повис Над окном — ненастья вестником Паучок-парашютист. В эту ночь по кровлям тесаным, В трубах песни заводя, Заскребутся духи осени, Стукнут пальчики дождя.

В сад, покрытый ржавой влагою, Завтра утром выйдешь ты И увидишь — за ночь — наголо Облетевшие цветы. На листве рябин продрогнувших Заблестит холодный пот. Дождик, серый, как воробышек, Их по ягодке склюет.

Д. Б. КЕДРИН

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?) Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?)

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

Проверь себя! Прочитайте текст. Назовите слова, которыми можно выразить основную мысль текста. Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.  (С. Михалков.)

Проверь себя!

Прочитайте текст. Назовите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.

Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.

(С. Михалков.)

ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ! Что называется текстом? Тропинка Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить . Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка. У текста есть заглавие – «Тропинка».  Что отражается в заглавии? тема текста Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима.

ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ!

Что называется текстом?

Тропинка

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить .

Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке.

Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года.

Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

У текста есть заглавие – «Тропинка».

Что отражается в заглавии?

тема текста

Что называется темой текста?

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.

Какова тема нашего текста?

Тема текста – лесная тропинка.

Какова основная мысль текста?

Лесная тропинка интересна, любима.

 Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания  (1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.  1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?  А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика. Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке. В) Хлопок – богатство Узбекистана. Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям. 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?  А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако  Ответы: 1. В 2. А

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст и выполните задания (1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Ответы:

1. В

2. А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!