СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные элементы урока физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные элементы урока физической культуры»

Основные элементы урока физической культуры.


Вводно-подготовительная часть


Вводно-подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение. В этой части урока проводится организация класса, функциональная и психологическая подготовка к предстоящей работе. Вводно-подготовительная часть включает в себя организационный момент, разминку и проверку домашнего задания. В зависимости от типа урока проверка домашнего задания может проводиться в основной и заключительной частях.

Цель – обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Критерии результативности: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Организационный момент

Задачи

  1. начальная организация учащихся;

  2. создание целевой установки;

  3. обеспечение внимания, дисциплины, собранности;

  4. регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и учащихся;

  5. психологическая настройка на предстоящую работу организация занимающихся.


Проверка выполнения домашнего задания

Дидактические цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Критерии результативности: Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.


Разминка

Дидактические цели: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Задачи

  1. всесторонняя подготовка организма учащихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой  систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта;

  2. подготовка те мышечных групп, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока;

  3. обеспечение решения специфических задач основной части уро­ка;

  4. формирование навыков и умений выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами (скорость, длительность, мышечное напряжение, направление, ритм, темп и т.д.);

  5. формирование установки учащихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

  1. строевые упражнения (построения, перестроения)

  2. различного рода передвижения: ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; бег разной интенсивности, подскоки, их сочетания, танцевальные движения, выполняемые в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок;

  3. специальные беговые и прыжковые упражнения;

  4. подводящие и подготовительные упражнения;

  5. подвижные и народные игры низкой и средней интенсивности (хорошо знакомые, не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников);

  6. упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств;

  7. общеразвивающие упражнения без предметов, с раздаточным инвентарем и отягощениями, упражнения на снарядах (гимнастической стенке, скамейке), в движении и на месте, в парах.

  8. разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или же поддается быстрому усвоению

  9. преодоления препятствий;

  10. упражнения на внимание типа заданий и неожиданностей;

Методы: словесные - описание, указания, распоряжения, подсчет, команды. Наглядные - показ. Практические - метод строго регламентированного упражнения, переменно - интервального и переменно - непрерывного упражнений. Реже используется соревновательный метод.

Критерии результативности: Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


Основная часть урока


Цель – обеспечение активной учебной работы учащихся для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных компетенциях, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся.

Задачи

  1. формирование и поддержание хорошей осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений, закаливание организма;

  2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

  3. формирование физкультурных знаний;

  4. формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков;

  5. формирование специальных знаний;

  6. обучение умению применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности;

  7. обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  8. обучение правильной технике выполнения упражнений;

  9. общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  10. совершенствование функци­ональных возможностей организма;

  11. развитие основных и специ­альных двигательных качеств;

  12. развитие способности управлять движениями собственного тела;

  13. развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых, гибкости, подвижности и др.), способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям;

  14. развитие коммуникативных навыков;

  15. развитие интеллектуальных качеств;

  16. воспитание морально-волевых и нравственных качеств (трудолюбие, честность, смелость, решительность, взаимопомощь и др.).

Средства:

  1. разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач;

  2. различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний;

  3. упражнения в лазанье, равновесии, висах;

  4. акробатические упражнения;

  5. переползание;

  6. основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки;

  7. спортивные, подвижные и народные игры;

  8. упражнения с отягощениями;

  9. упражнения с предметами и для осанки;

  10. прикладные упражнения;

  11. ОРУ повышенной интенсивности.

Методы: практически весь арсенал методов обучения.

Этапы

Дидактические цели

Критерии результативности

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

 Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению предметных, метапредметных и личностных результатов


Заключительная часть урока

Заключительная часть урока включает в себя двигательные задания, способствующие восстановлению организма после физической нагрузки и снижение эмоционального возбуждения учащихся, подведение итогов урока, домашнее задание. Цель – приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состоя­ние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Этапы

Дидактические цели

Критерии результативности

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Задачи

  1. снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

  2. постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности);

  3. снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;

  4. подкрепление навыка правильной осанки;

  5. регулирование эмоционального состояния;

  6. подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся;

  7. краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся;

  8. подготовка учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.).

  9. организованное завершение занятия

Средства

  1. различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа;

  2. строевые упражнения,

  3. бег низкой интенсивности, ходьба

  4. упражнения на восстановление дыхания

  5. упражнения на расслабление мышц;

  6. упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния

  7. игровые задания,

  8. упражнения на внимание, координацию;

  9. мероприятия по подведению итогов урока с оценкой педагогом результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом (для всего класса или отдельным ученикам).

  10. подвижные (но не спортивные!) игры низкой интенсивности в положении стоя, сидя, лежа,

  11. элементы аутотренинга и т.п.;

  12. упражнения на гибкость пассивного характера;

  13. самомассаж

  14. упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния учащихся, художественные формы передвижений под музыку, песню.

Методы: словесные, наглядные, практические.


Домашнее задание

Дидактические цели: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.

Задачи:

1. сообщение и объяснение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест»;

2. установка на следующий урок;

3. дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках.

Критерии результативности: Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.



4