Русский язык. Дата 20.09.2021
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели: усвоение учащимися особенностей звукового строя русского языка, желание знать историю его развития.
Задачи урока: СЛАЙД 2
- показать учащимся неразрывность историко-культурных и языковых связей славянских народов;
- познакомить учащихся с фонетическими признаками заимствования;
- познакомить учащихся с явлением полногласия-неполногласия и другими признаками старославянизмов;
- сформировать умение находить старославянизмы и подбирать к ним русские по происхождению аналоги, находить русизмы и подбирать к ним старославянские варианты.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя: СЛАЙД 3
На доске эпиграф к уроку – слова поэта С. Крыжановского
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетание «оло» и «оро»,
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына».
Я прислушиваюсь к словам –
Открывается в них Россия –
Легендарная боль славян.
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытию слога
Тяготел славянский язык.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, вы прочитали эпиграф к нашему уроку?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какая цель нашего урока?
2. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним из курса 5-7 класса
-Что такое звук?
-А какая наука изучает звуки?
-На какие виды делиться звуки?
А как фонетика связана с лексикой?
Изложение нового материала
Попробуем разобраться, как фонетика и лексика связаны.
Связь с лексикологией, точнее, со словарным составом языка. Прежде всего, она проявляется в том, что любое слово немыслимо вне его звукового облика.
Фонетика связана с лексикологией еще и тем, что она определяет звуковой облик заимствованных слов.
Основную часть лексики русского языка составляют исконно русские слова СЛАЙД 4, например: рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молодой, хороший и др. Многие из них существуют в русском языке уже столетия, от многих образовалось огромное количество производных слов, например: лес – лесной, лесник, лесничий, лесистый, перелесок; дело – делать, дельный, деловой, поддельный и др.
Собственно русская лексика – слова,которые появились в языке после 15 века. СЛАЙД 5
Кроме исконной лексики, в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимствованных из других языков, славянских и неславянских. Сегодня нас интересуют славянские заимствования.
Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославягизмы , которые занимают 7% основного лексического запаса русского языка.
Все славянские языки можно разделить на 3 группы: восточные, западные и южные.
- Вспомните, к какой из указанных групп относится старославянский язык? (южные)
- В чем особенность старославянского языка? Кто его создал?
- Что такое старославянизмы?
Старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв.) памятников славянской письменности. СЛАЙД 6
- Какие фонетические особенности старославянизмов?
Фонетические признаки старославянизмов: СЛАЙД 7
Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле в середине слова между согласными на месте русских полногласных оро, оло, ере, ело: врата – ворота, власы – волосы, брег – берег.
Сочетания ра, ла в начале слова перед согласным на месте русских ро, ло: равный - ровный, ладья – лодка
Сочетание жд на месте русского ж: невежда – невежа, чуждый – чужой
Наличие щ на месте русского ч: мощь – мочь, пещера – печора
Начальное е на месте русского о: един – один, езеро - озеро.
Начальное ю на месте русского у: юродливый – уродливый
Начальное а на месте русского я: агнец – ягненок.
Фонетические признаки заимствованных слов: СЛАЙД 9
-начальное а (анкета, аббат, абзац, ария, атака, абажур, арба, ангел, анафема)
-начальное э (грецизмы и латинизмы: эпоха, эра, этика, экзамен, экзекуция, эффект, этаж)
-наличие буквы ф (форум, факт, фонарь, софа, фильм, афера, форма, афоризм, эфир, профиль, графин, скафандр, февраль)
-сочетание двух и более гласных (поэт, поэма, ореол, аут, театр, вуаль, какао, радио, караул, диета,)
-одинаковые гласные (слов тюркского происхождения: атаман, караван, карандаш, башмак, сундук, сарафан, барабан, мечеть)
-сочетание «кд», «кз», «гб», «кг» (анекдот, вокзал, шлагбаум, пакгауз)
-сочетание в корне «ге», «ке», «хе», «бю», «вю», «кю», «мю» (легенда, кеды, трахея, бюро, гравюра, кювет, коммюнике)
-двойные согласные в корне (вилла, прогресс, профессия, сессия, ванна)
-твёрдый согласный звук перед гласным [э] (модель [дэ], тест [тэ], регби [рэ], реквием [рэ], детектив [дэтэ], пюре [рэ])
К перечисленным уже фонетическим признакам заимствованных слов стоит добавить следующие:
— одинаковые гласные в слове
— сочетание «кд», «кз», «гб», «кг»
— сочетание в корне «ге», «ке», «хе», «бю», «вю», «кю», «мю»
— двойные согласные в корне
— твёрдый согласный звук перед гласным [э]
Физкультминутка СЛАЙД 10
4.Первичное усвоение новых знаний. СЛАЙД 11
Задание 1. Прочитайте теоретический материал учебник стр.20
Задание 2.Определите, в какой группе слов даны старославянизмы, а в какой - русские слова. Запишите в 2 столбика, подбирая пары слов, в которых старославянским фонетическим признакам соответствуют русские фонетические признаки.
Образец: Старославянизмы Русские слова
млечный молоко
1. Равенство, ладья, врата, злато, прохлада, чреда, храм, нужда, вражда, единый, вращать, разница.
2. Ровня, холодный, ворота, чередовать, хоромы, золотой, одинокий, нужный. ворочать, лодочка, вражеский, в розницу.
5.Первичная проверка понимания
Выпишите старославянизмы, подчеркните их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.
1)Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (Из произведений А.С.Пушкина)
6. Первичное закрепление.
Спишите словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. СЛАЙД 12
1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) СЛАЙД 13
- Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке?
–Какие основные особенности фонетического строя русского языка?
- Чем фонетическая система русского языка отличается от других языков.
9. Домашнее задание §5 упр.17. СЛАЙД 14