Основные виды анализа занятия
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;
3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;
4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;
5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;
7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:
- реализация педагогом триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятии;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;
- проверка и оценка ЗУН обучающихся;
- организация проблемного обучения на занятии и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Структурный анализ занятия
(оценивается каждый этап занятия)
I. Организационный момент.
1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную деятельность.
2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).
3. Критерии:
кратковременность организационного момента;
полная готовность обучающихся к занятию;
быстрое включение ребенка в учебную деятельность;
внимательность, дисциплинированность.
П. Повторение ранее изученного.
Дидактические задачи:
выявить качество знаний ранее изученного материала;
обнаружить проблемы;
углубить знания по изученной теме.
Содержание этапа:
выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,
обобщенность, конкретность, применимость;
ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;
особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:
целевая установка(цель);
какая часть обучающихся участвует в опросе;
Положительные критерии опроса:
уточнение опорных понятий;
ликвидация недостатков в ответах;
активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Дидактические задачи:
стимулирование к получению новых знаний;
дать конкретное представление об изученной теме;
добиться осознания значимости изучаемого материала.
Содержание:
сообщение темы (доска);
выведение темы самими обучающимися;
показатель практической и научной ценности;
организация внимания, мобилизация их волевого настроя.
IV. Овладение новым материалом.
Условия:
активные методы;
интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).
Критерии успешности (новые знания):
правильность ответов по ходу изучения;
разнообразие деятельности детей;
активность, внимательность.
V. Проверка понимания знаний и умений.
Дидактические задачи:
- условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить.
Содержание:
- проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.
Условия положительности:
- как заботится педагог;
форма закрепления (дополнительная информация, факты).
Критерии:
подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;
дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;
умение детьми устанавливать связи;
умение воспроизводить новые понятия;
умение выделять признаки.
VI. Практическая работа.
Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся особо)