СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные виды анализа занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные виды анализа занятия»

Основные виды анализа занятия

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;


2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;


3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;


4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;


5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;


6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;


7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).


8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);


9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:


- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.


10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).


Структурный анализ занятия

(оценивается каждый этап занятия)

I. Организационный момент.

1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную дея­тельность.

2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).

3. Критерии:

  • кратковременность организационного момента;

  • полная готовность обучающихся к занятию;

  • быстрое включение ребенка в учебную деятельность;

  • внимательность, дисциплинированность.
    П. Повторение ранее изученного.
    Дидактические задачи:

  • выявить качество знаний ранее изученного материала;

  • обнаружить проблемы;

  • углубить знания по изученной теме.
    Содержание этапа:

  • выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,
    обобщенность, конкретность, применимость;

  • ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;

  • особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:

  • целевая установка(цель);

  • какая часть обучающихся участвует в опросе;

Положительные критерии опроса:

  • уточнение опорных понятий;

  • ликвидация недостатков в ответах;

  • активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
    III. Подготовка к восприятию нового материала.
    Дидактические задачи:

  • стимулирование к получению новых знаний;

  • дать конкретное представление об изученной теме;

  • добиться осознания значимости изучаемого материала.
    Содержание:

  • сообщение темы (доска);

  • выведение темы самими обучающимися;

  • показатель практической и научной ценности;

  • организация внимания, мобилизация их волевого настроя.

IV. Овладение новым материалом.

Условия:

  • активные методы;

  • интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).
    Критерии успешности (новые знания):

  • правильность ответов по ходу изучения;

  • разнообразие деятельности детей;

  • активность, внимательность.

V. Проверка понимания знаний и умений.
Дидактические задачи:

- условия связи между фактами, как усвоили изученный мате­риал, какие умения следует закрепить.

Содержание:

- проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.

Условия положительности:

- как заботится педагог;

  • форма закрепления (дополнительная информация, факты).
    Критерии:

  • подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;

  • дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;

  • умение детьми устанавливать связи;

  • умение воспроизводить новые понятия;

  • умение выделять признаки.

VI. Практическая работа.


Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся особо)