Основные виды самостоятельной работы и их специфика
Работу выполнила:
студентка 1 курса
МГПУ ИМИиЕН
Группы Г-0150
Деулина Юлия
Москва
2017
Самостоятельная работа
- Это такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Основные виды самостоятельных работ
Работа с книгой
Упражнения
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения
Подготовка докладов, рефератов
Домашние лабораторные опыты, наблюдения
Техническое моделирование и конструирование
Работа с книгой
Это работа с текстом и графическим материалом учебника:
- пересказ основного содержания части текста
- составление плана ответа по прочитанному тексту
- краткий конспект текста
- поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы
- анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов
- работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного
Чтобы работа с учебником давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
- правильный выбор материала (темы)- принцип доступности обучения
- основательная вступительная беседа учителя
- учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся
(Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.)
- на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику
Упражнения
- тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу
- реконструктивные упражнения
- составление различных задач и вопросов и их решение
- рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке
- различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков
Упражнения
- Процесс образования умений и навыков -это процесс закрепления привычного действия, совершенствования и перехода от простейших действий к более сложным.
Формирование умений и навыков
синтетически
аналитически
Начинается с простейших элементов, из которых впоследствии складываются более сложные умения и навыки.
От целостного действия переходят к отработке и усовершенствованию отдельных его деталей.
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Необходимость обусловливается содержанием естественнонаучных дисциплин, изучающих такие явления и процессы природы, которые можно проследить лишь в специально созданных для этого условиях.
В системе лабораторных занятий учащиеся:
- овладевают знаниями
- приобретают умения и навыки (работа с приборами, препаратами, техническими устройствами, умение ставить опыты и обрабатывать полученные данные)
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Подведение итогов может проходить по-разному: в одних случаях учащиеся делают сообщения о своей работе, в других учитель сам обобщает результаты деятельности класса или проводит собеседование по результатам работы.
Лабораторные занятия
В процессе подготовки определяется их цель, намечается план постановки опытов, учащихся знакомят с приборами, реактивами и другими учебными материалами.
Подготовка
Проведение
В ходе самих лабораторных занятий учитель внимательно наблюдает за работой учащихся и дает необходимые указания.
Подведение итогов
Подготовка докладов, рефератов
!!! ВАЖНО !!!
Учащиеся должны
- следить за выходом новой литературы
- стремиться быть в курсе новейших событий
- читать газеты и журналы
- пользоваться справочниками и энциклопедиями
Использовать актуальную информацию!
Домашние лабораторные опыты, наблюдения
Учащиеся приобретают знания
- из сообщений учителя
- чтения учебников и книг
- в процессе непосредственного изучения жизненных явлений и процессов.
Наблюдения
применяются самостоятельно и в сочетании с другими методами
средство подготовки учащихся к активному и сознательному изучению учебного материала
возбуждают интерес к научному объяснению явлений природы и общественной жизни
воспитывают у учащихся любознательность и пытливость в работе
предшествуют, сопровождают и заключают те или иные виды занятий
Техническое моделирование и конструирование
Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:
словесно, с помощью карты, рисунка, схемы
в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке
названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки
1
четко сформулировать задание на описание с указанием его границ
2
предъявить объект для наблюдения (если изучается явление, то дать общую картину его протекания)
свернутое или развернутое
где, как и какие признаки искать
3
дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания
4
определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку
Условия для эффективной
самостоятельной работы
постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы
1
2
обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий
разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета заданий
3
подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности
4
ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации
5
6
оказание учителем в случае необходимости помощи в работе
обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы
7
8
обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся
Источники информации
- http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2856/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F
- http :// mobile.studbooks.net/607808/pedagogika/vidy_samostoyatelnyh_rabot_obuchenii_osobennosti_organizatsii
- http:// studopedia.ru/3_171470_vidi-samostoyatelnoy-raboti-uchashchihsya.html
- https://go.mail.ru/search_images?rf=e.mail.ru&fm=1&q=% D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA&frm=web#urlhash=628338454866521410
- http:// pedsovet.su/load/393-1-0-43298
Спасибо за внимание!
Рефлексия
Дайте определение понятию «самостоятельная работа»
- Самостоятельная работа - это такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Назовите основные виды самостоятельных работ.
Работа с книгой
Упражнения
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения
Подготовка докладов, рефератов
Домашние лабораторные опыты, наблюдения
Техническое моделирование и конструирование
Назовите способы формирования умений и навыков и охарактеризуйте их.
Формирование умений и навыков
синтетически
аналитически
Начинается с простейших элементов, из которых впоследствии складываются более сложные умения и навыки.
От целостного действия переходят к отработке и усовершенствованию отдельных его деталей.
Какие этапы (процессы) включает в себя лабораторное занятие?
Подведение итогов может проходить по-разному: в одних случаях учащиеся делают сообщения о своей работе, в других учитель сам обобщает результаты деятельности класса или проводит собеседование по результатам работы.
В процессе подготовки определяется их цель, намечается план постановки опытов, учащихся знакомят с приборами, реактивами и другими учебными материалами.
Лабораторные занятия
Подготовка
Проведение
В ходе самих лабораторных занятий учитель внимательно наблюдает за работой учащихся и дает необходимые указания.
Подведение итогов
.
Молодцы!