Работа с понятием. Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?( Доброта, чуткость, отзывчивость) Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость) Учитель: Что думаете о значении этого слова? Где мы можем информацию? (достоверную информацию можем найти в словарях) Учитель: А какое еще слово близко по значению к слову милосердие- милость , проходящая через сердце? ( сострадание) Учитель: Как вы понимаете значение этих слов? (Дети зачитывают значения слова милосердие В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость», сострадание - это способность переживать боль другого человека, как собственную) Учитель:Ребята, скажите, а можно сделать вывод что «Милосердие это готовность помочь или простить из-за сострадания…» ( Можно) Учитель: Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд. 1. Группа живущих вместе родственников (семья) 2. Самое ценное, что есть у человека (жизнь) 3. Самоотверженная, искренняя привязанность (любовь) 4. Проявление внимания к ближнему ( забота) 5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми ( совесть) 6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.( уважение) 7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человек ( сострадание) 8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( доброта) 9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь ( доверие) 10. Место обитания всех этих чувств ( сердце) Учитель:Послушайте «Притчу о милосердном самарянине» - жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус. Учитель: Какие добрые дела совершил Самаритянин? (Прохожий нагнулся,перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение) Учитель: Все ли люди могут поступить так же, как он? (Нет. Часто люди просто не замечают, что у других беда) Учитель: Кто оказался ближним пострадавшему человеку? (посторонний человек) Учитель: Становится ли жизнь лучше, когда вы помогаете другим? Учитель: Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? Учитель: Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? Учитель: Может ли человек научиться быть милосердным? Учитель: Что для этого нужно? Учитель: Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми? Один умный человек сказал: "Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя. Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя. Бойся равнодушных - они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства". Тому - кто справа улыбнись, Тому - кто слева улыбнись, Тому - кто справа поклонись, Тому - кто слева поклонись, Тому - кто справа руку дай, Тому - кто слева руку дай, Теперь по кругу ты шагай, С друзьями вместе ты шагай. Работа с ситуациями 1ситуация Холодно стало осенью в парке. Зябнут лапы и чуточку хвост «Снова придется спать мне под лавкой»,- Думал несчастный бездомный кот. Лег он на кучу листвы у березы. « Скоро зима-это просто беда. Где же мне прятаться в злые морозы. Что же со мною станет тогда? Учитель: Ребята, как можно помочь бездомным животным? ( Покормить бездомных животных; купить стареньким людям продукты; одежду, которая стала мала, отдать тем, кто нуждается; пожалеть, того, кому плохо) 2 ситуация В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? ». Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала. - Как вы могли бы утешить Машу? (Можно предложить украсить платье бантом, и оно станет наряднее) Учитель: Ребята, в каких же делах и поступках проявляются сострадание и милосердие? Откройте учебник на 93 ст. Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Учитель: Как вы думаете, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех? ( нарушить какие то нормы поведдения) Учитель: Можно ли за милосердную помощь брать плату? ( нет) Учитель: Что нужно делать, чтобы стать милосердным? ( Научиться принимать боль тех, кто рядом с нами) Учитель: Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…( кого я люблю, кто рядом) Детям раздаются картинки с солнышком. Каждый учащийся пишет на обороте картинки свое имя и кладет листок на стол учителя, рисунком кверху. Учитель перемешивает листочки, дети подходят и берут их. Рассказывать, кто кому достался, нельзя. Правила игры: для того, кто вам достался, вы доброе солнышко. Это означает, что вы в течение завтрашнего учебного дня должны сделать что-нибудь приятное, при этом, не привлекая к себе внимания.. Одно из главных условий – на добрые дела не должны быть потрачены деньги. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы: 1.Теперь я знаю …. 2.Мне больше всего запомнилось …. 3.Я нашел ответ на …. 1.Подберите пословицы о сострадании и милосердии. 2.Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы. |