Основы проектной деятельности
Цель урока:
- Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.
- развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.
Проект — самостоятельная или совместная учебно-познавательная, творческая или игровая работа, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной.
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, газета, эссе.
Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).
Матрица проекта
1 Выбор темы
2 Актуальность темы
При выборе темы и обосновании актуальности нужно ответить на вопросы:
✐ С какими трудностями сталкивается ученик выпускного класса?
✐ Чем Вы можете помочь ему?
✐ Чем интересна эта тема мне?
✐ Чем тема интересна другим людям?
✐ Какие новые знания я получу?
3 Постановка проблемы (Какую проблему решает ваш проект?)
Выявление проблемы - это самая первая ступень в процессе выполнения проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же возникновение проблемы.
4 Определение цели проекта
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект или исследование?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить»,«обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
5 Задачи проекта
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
6 Методы проекта
Изучение литературы и источников информации (выделить основные понятия)
Наблюдение (наблюдение какого либо процесса)
Опрос (3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование)
Эксперимент (серия опытов)
Анализ
7 Теоретическая часть проекта (где необходимо раскрыть основные понятия выбранной темы, ошибки при выборе профессии, факторы, влияющие на выбор профессии, основные типы профессии, современные профессии на ближайшие 10 лет)
8 Практическая часть проекта (анкетирование или опрос одноклассников 2-3 вопроса)
9 Заключение (общие выводы, степень достижения цели и задач проекта)
10 Описание продукта (результата) проекта (рекомендации по выбору профессии или алгоритм выбора профессии)