Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие:
*владение речью, как средством общения и культуры; *обогащение активного словаря; *развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; *развитие речевого творчества; *развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; *знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; *формирование звуковой аналитико-синтактический активности, как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольное образование никогда не ставило своей целью научить детей читать и писать в детском саду. Современные дети рано овладевают информационными технологиями, даже с пятилетнего возраста они пользуются планшетами, компьютерами, мобильными телефонами. И можно так громко сказать – жизнь заставляет их рано учиться читать. Это уже потребность самого ребенка и дошкольник ставит задачу перед родителями и педагогами научить его читать.
Если в детском саду с младшего возраста систематично и системно проводится работа по звуковой культуре речи, дети проявляют интерес к буквам, спрашивают педагогов, как прочесть слово, как называется буква, легко могут прочесть слово, если встретились знакомые буквы, составляют слова из слогов в специально организованных дидактических играх. Играя, дети обучаются грамоте.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте состоят в обучении детей составлять предложения из двух-четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух и трехсложные слова с открытыми слогами и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке.
В современном детском саду большое значение придается развивающей среде в группе, созданию условий для поддержания интереса ребенка к овладению грамотой. Наглядные пособия, игры, настольно-печатные издания, художественная литература позволяют ребенку в совместных играх, организованной учебной деятельности овладевать печатным словом, знакомиться с буквами, слогами, вести разговор со сверстниками и упражняться в разговорной речи.
В подготовительной к школе группе дети должны: 1.Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. 2.Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в словосочетании с естественными интонациями.
Опыт практических педагогов показывает, что если детям в детском саду одновременно при знакомстве со звуком давать название буквы, ее печатный вариант, они легко научаются читать.
При знакомстве со звуком и буквой используются разнообразные приемы:
1.Найти картинку, где есть определенный звук. 2.Найти в словах букву. 3.Подчеркнуть в тексте знакомую букву. 4.Нахождение букв по клеточкам по команде педагога (шаги вправо-влево, вверх-вниз) с записью букв у себя в тетради. 5.Дописать букву, где отсутствуют какие-нибудь элементы. 6. Образовать из слогов новое слово и др.
В школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова как основной единице языка. Дошкольная подготовка будет являться фундаментом в овладении грамотой.
Проблема начальной школы после прохождения азбуки и овладение чтением – дети не хотят читать. Детскую книжку заменяют компьютерные игры, а отнюдь не чтение. Родители заставляют ребенка читать, не понимая, почему он с неохотой это делает. А приучать к чтению необходимо с дошкольного детства. История педагогики говорит нам о том, что мамы и бабушки, воспитывая детей, рассказывали сказки, напевали колыбельные песни, а ребенок впитывал прекрасное звучание родного языка буквально с пеленок. Совместное с взрослым чтение вслух должно быть до окончания начальной школы. Методов может быть много, например, чтение поочередно с взрослым, придумывание окончания рассказа, и после чтения обсуждение, как это произошло у автора книги и пр. Классическая детская литература дает хорошие примеры воспитания нравственности, порядочности, справедливости. Чтение художественной литературы должно приносить ребенку положительные эмоции и стимулировать желание самому научиться читать.
Следовательно, грамотно построенный образовательный процесс в детском саду по подготовке к обучению грамоте, принесет позитивные результаты в начальной школе.