МОУ «Нижнеильиновская СОШ»

Работу подготовила и выполнила: Колесник Н.И.
2016г.
План:
1.Введение
2.Формы системной подготовки к ГИА и ЕГЭ
3. Главная цель
4.Работа в 9 классе
5.Примеры методических пособий для девятиклассников. Часть А, В
6. 9 класс. Изложение
7. 9 класс. Сочинение
8. Подготовка десятиклассников
9.Работа с выпускниками
10.Примеры методических пособий для учащихся
11. Часть С
12.Психологический настрой учащихся
13.Проведение репетиционных экзаменов
14.Вывод
1.Введение
СЛАЙДЫ 1,2
Подготовка, как учеников, так и преподавателей к работе в новой системе оценки качества образования требует большой и кропотливой работы.
(Слайд 3,4,5,6 ) фото консульт.
Готовя выпускников к новым формам прохождения итоговой аттестации , я накопила небольшой опыт в этом направлении и хотела бы, наряду с обобщением наработанного, остановиться на некоторых моментах, которые помогают мне в работе при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. И считаю, что самая эффективная форма подготовки – индивидуальная, самостоятельная работа с учащимися, не исключая другие формы работы. Поэтому, обязательно провожу консультации, где в процессе индивидуальной работы вижу, что получается, где трудности, какие методические пособия предложить, чтобы помочь.
Для успешной сдачи экзаменов необходима системность подготовки к испытаниям в течение всех лет обучения. В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно используют т: устный опрос, диктант и изложение, сочинение, различные виды работ, связанные с анализом текста. В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование, которое обеспечивает: слайд7
Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако,
использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой.
2.Формы системной подготовки к ГИА и ЕГЭ (слайд)
В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в основной школе вижу следующие:
- систематический контроль над формированием языковой компетентности учащихся через проведение понятийных диктантов, взаимоопросов по изученным темам;
-введение в урок мини-тестов, позволяющих оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний;
- комплексный анализ лингвистических текстов и составление собственных научных суждений с опорой на эпиграф, проблемный вопрос;
- через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи совершенствование лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся через исследование орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты;
- организация итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную работу с текстом с обязательным включением элементов тестирования, с применением учащимися специально разработанных бланков для заполнения ответов, что способствует не только более удобной проверке, но и усвоению учащимися технологии работы с различными бланками;
- ведение индивидуальных, групповых занятий, элективных курсов , направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся.
3.Главная цель
Начав в 2006 году работать в 5 классе, я поставила перед собой цель: создать условия для повышения качества образованности по русскому языку через организацию индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
Для этой цели, на уроках, стала использовать тесты, КИМы, разноуровневые задания, мини-тесты, экспресс – тесты, позволяющие оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний. ( СЛАЙД № 8,9). Поскольку частью экзаменационной работы может стать лингвистическое сочинение, то их мы с восьмиклассниками пишем уже сейчас при изучении каждой темы, например, «Роль обращений в речи» при изучении обращений.
Имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся.
4.Работа в 9 классе
Работу по подготовке к ГИА с девятиклассниками провожу с использованием комплексного анализа текста, с обязательным включением в него заданий, проверяющих все типы компетенций, сформированных в процессе обучению русскому языку.
Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, ведь, зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме. На каждого ученика в кабинете имеется сборник тестовых заданий, по которому он может тренироваться как самостоятельно, так и с педагогом. На дом девятиклассники получали другую рабочую тетрадь (соответственно без ответов).
5.Примеры методических пособий для девятиклассников. Часть А, В
Приведу примеры методических пособий, которые помогают в работе. Например, КИМы автора Н.В.Егоровой (СЛАЙД№10,11), рабочая тетрадь
(М.М.Бароновой) (СЛАЙД №12)
Использование в работе практикума по выполнению тестовых заданий (Г.Т.Егораевой) ( СЛАЙД№13) помогает при отработке практических навыков учащихся.
Отслеживание результатов по каждому ученику и по каждой теме позволяет мне не просто понимать, усвоил ученик тему или нет, но и какой характер носят эти затруднения: не знает, не умеет применять или не может проанализировать языковую единицу.
Продуктивной является и работа по самостоятельному составлению тестов на определенную тему. На уроках учащиеся обменивались работами, выполняли их, а затем сами проверяли. Мне приходится работать в классах, где учатся в основном ребята со средними и низкими учебными возможностями (на 6-7 учащихся 2-3 хорошиста, остальные учащихся с устойчивыми удовлетворительными и неудовлетворительными оценками по результатам текущего и итогового контроля).
В этом учебном году я работала в 9 классе, где все с низким баллом успеваемости. И моей задачей являлось настроить учащихся на успех, чтобы они добились результатов на экзамене.
Перед тем, как начинать готовиться к ГИА, предложила учащимся диагностический тест на выявление уровня знаний. Задание С2 ученики пока не выполняли, впоследствии к нему готовились отдельно и особенно тщательно. В диагностическом тесте 20 заданий по орфографии, 10 заданий по пунктуации, 10 заданий по стилистике и культуре речи (нужно отредактировать предложения). Выявив уровень знаний, начинаем занятия. (Выяснилось, что в этом учебном году все учащиеся 9класса с одинаковым уровнем обученности, поэтому на группы не делила) . (Слайд № 14)Для каждого старшеклассника завожу отдельный дневник, где отмечаю все правила, которые повторяли, фиксирую ошибки, которые допустил школьник, словом, записываю все «удачи и поражения» ученика. По данным таблицам я вижу, на что стоит обратить особое внимание. С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они допустили ошибки в диагностическом тесте, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила.
Все учащиеся 9-10 - 11 класса получают папку методических советов, (СЛАЙД № 15) подсказок и рекомендаций. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, поверочных работ, при написании части С, а также при написании сочинений по литературе. Эти рекомендации пополняются и особенно полезными являются для слабых учащихся. Результатом такой организации процесса стали значительные позитивные изменения качества знаний, умений и навыков учащихся.
6. 9 класс. Изложение
Немало времени уделяю написанию сочинения и изложения.
Изложение дает возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Анализируя работы учащихся выяснилось, что при написании сжатого изложения, содержательном анализе самостоятельно прочитанного текста и написании сочинения выявились пробелы, указывающие на слабую сформированность навыков работы с текстом или совершенное их отсутствие, нарушение логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Для написания изложений мною были использованы не только тексты известных авторов, но и притчи. При работе над притчами класс делился на пары, для лингвистического комментирования непонятных слов. Пользовались этимологическими, толковыми словарями, приобретая новые сведения. На индивидуальных занятиях учились приемам сжатия текста. (СЛАЙД №16, 17, 18) изложения,притчи
Развитию языкового чутья, становлению редакторских навыков способствует, такой интересный вид тренировочной деятельности, как передача прозой стихотворного текста. Работа трудная, но вызывает оживление. Кроме всего прочего, подобная творческая работа способствует тому, что школьники знакомятся со способами придания прозаическому тексту выразительности, усваивают специфику применения в тексте различных изобразительно-выразительных средств. Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Все эти определения им хорошо знакомы, многие школьники правильно отмечают их роль в тексте.
Речевые и грамматические ошибки выписываем, объясняем. Если ученик хорошо справился с заданием, прошу написать в тетради индивидуальных работ «молодец» ( СЛАЙД №19)
7. 9 класс. Сочинение
Сочинение является наиболее сложным заданием, но все же написать сочинение – рассуждение небольшого объема на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение . А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Опыт показывает, что лучше пользоваться языковыми клише (особенно на первых порах), тогда работа будет характеризоваться смысловой цельностью, последовательностью изложения мыслей. В начале учебного года сложно давались тесты, ( СЛАЙД № 20,21), но в процессе постоянной работы стал заметен результат. Если в первом полугодии девятиклассники за часть А и В получали 2-6 балла, то в феврале уже 8-14. (Слайд№22) . Предыдущий класс имеет более высокий результат. В классе оформила стенд с информацией по ГИА, где каждый учащийся мог ознакомиться с результатом своей работы, сравнить, проанализировать, на какие моменты стоит обратить особое внимание, узнать о процедуре ГИА, изменениях. (СЛАЙДЫ№,23,24) фото
(слайд№25)сравнение. При сравнении результатов ГИА последних трех лет, мы видим, что более высокий балл показывают учащиеся, которые имели по предмету положительную оценку. Таким образом, они подтверждают свои знания на экзамене.
8. Подготовка десятиклассников
В 10 кл. при повторении основных разделов русского языка важной формой контроля становится тематическое тестирование.
С этой целью я использую, например, сборник М.Ю. Дмитриевой «Промежуточное тестирование». (Слайд №26) Сборник Ю.Н.Гостевой, В.В.Львовой (слайд№27,28,29,30) «Русский язык. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь».
Предлагаемые тематические тесты диагностирующего характера позволяют проводить многомерные измерения уровня подготовки учащихся по русскому языку. В конце каждой темы учащийся сам сверяет свои результаты с ответами, выставляет баллы и пишет, чем была вызвана та или иная ошибка, а затем обращается к справочникам, дополнительной литературе.
Информация, полученная на основе этих тестов, даёт возможность сформировать для каждого конкретного учащегося наиболее эффективные коррекционные программы по темам, которые вызвали затруднения (для этого я веду журнал (СЛАЙД № 31,32) для обработки индивидуальных результатов и планирования индивидуальной работы с каждым учащимся по выявленным пробелам). Работая с тренировочными вариантами, будущие участники экзамена вырабатывают индивидуальную стратегию выполнения экзаменационной работы.
9.Работа с выпускниками
Примеры методических пособий для учащихся
В 11 классе, завершая повторение синтаксического и пунктуационного материала, изученного в основной школе, мы продолжаем совершенствовать умения и навыки, которые сформировались при подготовке к ЕГЭ в 10 классе.
Основной формой тестового контроля становятся реальные образцы заданий ЕГЭ прошлых лет и тесты, вошедшие в новые издания и ориентированные на то, что будет предложено на экзамене в текущем учебном году.
Тесты И.П. Цыбулько, С.И.Львовой также направлены на формирование таких важных практических умений, как:
- умение правильно распределять своё время при проведении тестирования (к каждому тесту дано указание на рекомендуемое время его выполнения);
- умение понимать условия тестовых заданий, умение правильно и быстро заполнять бланки ответов и лист регистрации.
10. Часть А, В
Каждый экзаменационный вариант мы тщательно успеваем проработать в течение недели. На работу с тестами ЕГЭ отвожу сдвоенные уроки: на одном из них ребята самостоятельно выполняют задания, а на другом – организовываем коллективную проверку. Было условлено, что каждый из ребят вначале пытается самостоятельно, обращаясь к учебнику, справочникам, найти ответ на задание, вызывающее у него сомнение. В случае необходимости они могут обращаться за помощью к более сильным ученикам. Затем, при коллективной проверке, ребята уже более осознанно, с незначительными, направляющими на правильный ответ подсказками со стороны учителя, разбираются в более сложных для них заданиях. Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем предложения осложнены. При повторении раздела «Орфоэпия» многие слова повторяем хором несколько раз, заучивая таким образом, литературное произношение.
После такой проработки ошибок становится меньше.
Обращение только к тематическому тестовому контролю ни в коей мере не оправдывало бы компетентностного подхода в обучении. В целях совершенствования и дальнейшего развития коммуникативной компетентности учащихся в обучение 10-11 кл. я ввожу элективные курсы, предполагающие обязательную работу с различными текстами. Элективный курс «Комплексный анализ текста», цель которого подготовить учащихся к успешному выполнению части С.Обязательно провожу индивидуальные консультации.
11. Часть С
Написания сочинения-рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников.
Я всегда учащимся предлагаю такой вариант работы: «Внимательно прочитав текст, составьте его развернутый план, а затем по нему создайте собственный текст». О чем текст? (ты увидишь тему). Какие вопросы рассматривает автор? (ты увидишь проблемы). Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? ( ты найдешь основную проблему текста) и т.д. Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы долго обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Какие взгляды можно подвергнуть сомнению? С чем можно поспорить, а что можно принять полностью? При чтении авторского текста отмечаем предложения, которые можно использовать в качестве тезисов для своего сочинения. Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».
На заключительном этапе освоения правил написания сочинения я рекомендую ребятам использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения. Большим подспорьем служат, различного рода памятки при написании части С. Каждый учащийся получает такие заготовки, на которых четко и ясно в краткой форме дан полезный материал. Это памятки-алгоритмы, клишированные схемы ( можно предложить основное клише всех структурных элементов сочинения-рассуждения: формулирования и комментирования проблемы, позиции автора, собственной позиции, аргументов, заключения), структурные планы, помогающие постепенно перевести умения писать сочинение в устойчивые умения информационной творческой переработки текстов. (Слайд№ 33,34(клише).
А чтобы легче было найти проблему в тексте, советую учащимся на время превратиться в журналистов и представить, какой вопрос они задали автору, что он так на него ответил. Вопрос-это и будет одной из проблем текста, а короткий ответ на этот вопрос – авторская позиция. Обычно мои воспитанники хорошо справляются с этим заданием и получают за него 13-18 баллов.
Задания тетради - практикума под редакцией Г.Т.Егораевой содержат большой информативный материал, который использую и как обучающий и как контрольный. (СЛАЙД 35)
Тетрадь - практикум по русскому языку «Тексты - аргументы» под редакцией Т.Н.Назаровой (СЛАЙД №36, 37 ) помогает научить старшеклассников анализировать текст. Для анализа предлагаются сюжетные тексты (Большей частью художественные), которые обычно представляют для выпускников наибольшую трудность при выявлении проблемы. Многие из приведенных текстов можно использовать на экзамене в качестве литературных аргументов. Удачным в данном сборнике является наличие комментариев к ответам и информации о тексте, помогающей разобраться в основной проблеме и позиции автора (рассказчика) текста.
Часть С задаётся на дом. Ребята сдают сочинения до элективного курса «Написание сочинения-рассуждения», на котором мы обязательно прорабатываем недочёты и по этой достаточно сложной для многих экзаменационной части. Очень важно на таких занятиях поощрять даже незначительные успехи каждого, зачитывать наиболее удачные сочинения или их фрагменты. Осторожно, с предельным уважением к личности каждого ученика следует комментировать допущенные ошибки, если они являются типичными, единичные недочёты отрабатывать индивидуально для доказательства своей позиции по сходным проблемам в других текстах.
Очень интересным и продуктивным оказался урок-подготовка к сочинению-рассуждению на основе художественного текста «Волк на елке» (сказка). Учащиеся серьезно погрузились в тему, нашли проблему, хотя в этом тексте художественного стиля она прямо не заявлена, и проблем оказалось три. Попробовали на основе этого текста составить свой рассказ, используя аллегорию, анализировали свои работы и выставляли баллы пользуясь критериями проверки заданий . Я стараюсь убедить всех ребят в необходимости выполнения части С, поощряя их за самые незначительные удачи при написании сочинений, вырабатывая тем самым уверенность в себе. И ребята порой совершенно по-новому раскрываются именно в этом виде творческих работ, и, может быть, впервые в своей жизни начинают ощущать свою значимость в этом мире.
Учителю полезно не только самому подбирать тексты для комплексного анализа на уроке, но и предлагать эту работу самим учащимся. Особый интерес вызывают у ребят групповые занятия по разработке различных заданий по одному и тому же тексту с максимальным использованием его языковых, лингвистических и коммуникативных особенностей. После рефлексивной обработки результатов выбирается лучший вариант, при необходимости дополняется и выполняется всем классом с обязательным выходом на сочинение, темы которого тоже предлагаются самими ребятами. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, представлять необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного письменного анализа предложенного текста (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Для этого следует разнообразить дидактический материал, включая в подготовку к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену по русскому в работу на уроке неадаптированные тексты.
По возможности использую различные презентации, электронные пособия, помогающие наглядно продемонстрировать не только какие-то моменты, связанные с написанием сочинения, но и позволяющие обобщить знания по любому вопросу, касающемуся подготовки к ЕГЭ.
12.Психологический настрой учащихся
(СЛАЙД№ 38) Немаловажную роль в подготовке к ГИА и ЕГЭ играет и психологический настрой выпускников.
Для этого использую памятки «Рецепт от Н.С.Тихоновой. Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку и победить», «Если совсем худо…», используя различные установки с юмором и без. Например, « чтобы перестать беспокоиться и начать жить, нужно немного побеспокоиться». Своих воспитанников я всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
13.Проведение репетиционных экзаменов
В процессе подготовки обучающихся к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ необходимо обратить внимание не только на содержательную часть экзамена, но и на процедуру его проведения. (Слайд 39)
Поэтому, начиная со второго полугодия, для учащихся устраивала репетиции экзамена, на котором ребята попадали в приближённые к реальному экзамену условиям, имели возможность научиться работать с экзаменационными бланками, писать чёрным гелиевыми чернилами, пользоваться инструкциями по выполнению работ каждой части. А в апреле обязательно проводилась промежуточная аттестация в 8, 9,10, 11 классах. Таким образом, многократное повторение условий контроля, близких по своей форме к ЕГЭ, способствуют не только адаптации к условиям, приближённым к тем, с которыми выпускники встретятся на ЕГЭ, но и снижению стресса у них на экзамене.
Результаты репетиционного экзамена и контрольных работ в форме ГИА и ЕГЭ фиксировались в сводной таблице и помещались на специальном стенде в кабинете русского языка «Готовимся к ЕГЭ». (Слайд № 40,41). Данные каждой работы заносились в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся, и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов. (Слайды№42)
Таким образом, ученики имели возможность проследить изменения в своих результатах, не расслабляться, активно прорабатывать пробелы.
Если сравнивать результаты работ девятиклассников, а затем их же работы в выпускном классе, то видно, что учащиеся не только не ухудшили свой результат, а наоборот добились неплохих успехов. (СЛАЙД№43)
14.Вывод
Практически все учащиеся 11 класса продемонстрировали достаточный уровень языковой и лингвистической, речевой и коммуникативной компетенции. (СЛАЙД № 44)
Я считаю, что хороших результатов на экзамене невозможно было бы добиться, если бы я в обучении русскому языку и в целенаправленной подготовке к экзаменам не учитывала новых требований, предъявляемых сегодняшнему отечественному образованию, если бы игнорировала рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по русскому языку и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания русского языка через
комплексную работу с текстом. Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни.
Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, консультации,после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.