Просмотр содержимого документа
«Особенности пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина»
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Особенности пейзажа
в стихотворении
«Зимнее утро» А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Термины
1. Эпитет
- красочное прилагательное
2. Пейзаж
- описание природы
3. Интерьер
внутреннего помещения
История создания стихотворения «Зимнее утро»
Стихотворение написано А.С. Пушкиным
в 1829 году ,
в Павловском под Санкт-Петербургом,
поэт зимой гостил там с друзьями
у родственников
ГИПОТЕЗА -
НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА :
А.С . ПУШКИН – МАСТЕР ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРОПЫ.
О Н СВЯЗЫВАЕТ ПЕЙЗАЖ С СОСТОЯНИЕМ
ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ .
Исследование № 1
Лексика стихотворения
вечор -
вчера
нега -
наслаждение, удовлетворение
Северная Аврора -
богиня утренней зари у римлян, здесь - заря
запречь -
устар. форма глагола «запрячь»
Большинство слов просты и понятны в понимании,
разные части речи, есть синонимы
лексика стихотворения
отличается богатством и разнообразием
Вывод:
Исследование № 2
Адресат стихотворения
КРАСАВИЦА
ДРУГ ПРЕЛЕСТНЫЙ
Вечор… ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела
ДРУГ МИЛЫЙ …берег милый
Вывод:
Лирический герой относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом, с нежностью, заботой, любовью.
Лирический герой не одинок .
Исследование № 3
Чувства в стихотворении
Печаль, грусть
Вечор (вчера)
Утро
Радость
Продолжение
утра, день
Восторг, призыв
разделить радость
Чувства изменяются от печали до восторга. Есть призыв разделить радость. Близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе
Вывод:
Исследование № 4
Время и пространство
в стихотворении
У Т Р О
ВЕЧЕР
контраст
Эпитеты в стихотворении
«Зимнее утро» А.С. Пушкина
Положительно окрашенные
Отрицательно окрашенные
прелестный, чудесный,
великолепными,
прозрачный,
веселым, янтарным,
милый (друг),
милый (берег)
мутном, мрачные,
печальная, пустые,
4 эпитета
8 эпитетов
Эпитеты с положительной окраской преобладают,
способствуют формированию чувства радости, веселья,
счастья. Есть связь с пейзажем
Вывод :
Результаты исследований
- В стихотворении много эпитетов, помогающих поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем больше, чем отрицательных.
- Описание природы поэт связывает с чувствами лирического героя.
- Это описание яркое и образное настолько, что мы проникаемся эмоциями лирического героя, который сначала печалится, а потом радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.
- Можно утверждать, что А.С. Пушкин – величайший мастер пейзажной лирики
Домашнее задание:
- 1. Выучить стихотворение,
- 2. Закончить работу на карточке.
- 3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения
- 4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить
- 4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке
- 4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро»
Тест по изученному на уроке
- 1. Когда А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро»?
- 2. Сколько времен в стихотворении?
- 3. Сколько пространств?
- 4. В каком значении употреблено слово «вечор»?
- 5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении?
- 6. Каких тропов в стихотворении больше всего?
- 7. Назовите два тропа, употребленных поэтом в строке «Трещит затопленная печь»
- 8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?