СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От простого творческого труда до творческого проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

От простого объекта учебного труда до творческого проекта

 

Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"

Особый вид труда представляет труд учащихся.  

Трудовая подготовка молодёжи — один из основных приоритетов в образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим фактором его успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом становления и социальной адаптации личности.

С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическое удовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает. 

В настоящее время в школе идёт становление образовательной области "Технология", основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока). 

Просмотр содержимого документа
«От простого творческого труда до творческого проекта»

МБОУ Большечирклейская СШ








Тема: «От простого объекта учебного труда до творческого проекта»





Подготовила: Учитель технологии Бирюкова Ф.Х


2016-2017 учебный год



























От простого объекта учебного труда до творческого проекта


Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"

Особый вид труда представляет труд учащихся.

Трудовая подготовка молодёжи — один из основных приоритетов в образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим фактором его успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом становления и социальной адаптации личности.

С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическое удовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает.

В настоящее время в школе идёт становление образовательной области "Технология", основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока).

Велика роль выбора объектов труда на развитие учащихся

Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.

Основные из них следующие:

1.Соответствие программе трудового обучения

2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Данное требование предусматривает воспитание и развитие у учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость, бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственные представления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движений и др.

Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходя из соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления, программе трудового обучения в том или ином классе.

3.Преемственность в изготовлении объектов труда. Это требование имеет важное педагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляет трудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях.

Прежде чем предложить изделие учащимся, учитель обязательно сам его изготавливает, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить, какие трудности могут встретиться ученику в работе.

Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такой, который больше всего соответствовал бы условиям мастерских, требованиям программы, подготовленности школьников, вызывал бы интерес учащихся. Поэтому часто на уроках использую такой инновационный метод как метод проекта.

 «Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

        Мой стаж педагогической работы 25 лет. Я преподаю технологию в 5-8 классах.

К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: разработаны разноуровневые тесты, инструкционные карты, карточки-задания, практические работы, - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.

В своей деятельности в связи с повсеместной компьютеризацией, используя метод проектов, работаю по теме  «Метод проектирования в курсе преподавания технологии с использованием мультимедийных технологий». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.      

Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов.

        На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:

  1. Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.

  2. Задания творческого характера.

  3. Самостоятельная работа учащихся.

  4. Проектное обучение.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.

            Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

           Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

            Данная система рассчитана на 4 года  обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

         Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

          На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно  на  этом  году  обучения  учащиеся  учатся  оценивать  своё  "хочу"  и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

           На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

            На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.  Оценивается  как итоговая работа в четвертой четверти. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески и несет не только описательный, но и исследовательский характер. 

          Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  • повысить познавательную активность учащихся;

  • поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность),

учителя (обучение  школьников по самой передовой технологии);

  • включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);

  • усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);

  • активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
    (трудолюбие,  целеустремленность, ответственность, экономичность,
    предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Выполнение  творческих  проектов   позволило    организовать  в  школе

ученические праздники: «День моды», конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др. Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано защитить свой проект, эффектно его представить.

      Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.











Литература

Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. О.А.Несонова и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. / Сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. — 176 с.

Самородский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск, 1995, — 220 с.

Технология.  Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.—288 с.