Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"
структурное подразделение Дом детского творчества
Проект
"От замысла к открытию"
.
Организация исследовательской деятельности
на базе
МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"
на примере подготовки и участия учащихся в конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся
Подготовила : педагог дополнительного образования
Мачкавская Светлана Александровна
р.п. Колышлей
2022
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Введение.
Актуальность
Одним из приоритетов школьного образования сегодня является обеспечение условий для выявления и развития одаренности всех учащихся . Так как в настоящее время нет реально применимой в условиях образования методики измерения одаренности как целостной характеристики личности. Мы не можем оценить одаренность ребёнка, но «увидеть» её признаки и развить их через успешность овладения деятельностью материализованную в творческом продукте, вполне реально.
По утверждению А.Н. Колмогорова, лучшим тестом на одарённость является участие в исследовательской деятельности. Существует целый ряд методик, направленных на определение способностей к исследовательской деятельности.
Проблема
Методика А.Реана позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение учащегося - желание добиться успеха или избежать неудачи. (Прил.1).
Тестирование проходили 56 чел: объединение "Золушка"- 28 чел, объединение "Мастерилка"- 13 чел., клуб лесничества "Зеленые беоеты"- 15 чел. (Прил.2, Фото 1),
Вместе с тем тестирование выявило:48 % учащихся имеют высокий уровень (набравших от 14 до 20 баллов) мотивации "желание добиться успеха".(Прил.3)
В данной категории выделяется часть учащихся - 39% опрошенных, ориентированы на исследовательскую деятельность: (Прил.4) Таким учащимся можно смело поручать поисковые и исследовательские работы, вовлекать в мероприятия по подготовке и проведению научно-практических конференций и других мероприятий.
36% учащихся (от 8 до 13 баллов) имеют мотивационный полюс "ярко не выражен". (Прил. 5) Часть учащихся, попавших в данный уровень, находятся на «стыках» полюсов позитивной или негативной мотивации:
6 человек – около 16% имеют по 12-13 баллов, то есть их мотивация ближе к стремлению к успеху. 2 человека – около 3% имеют по 8-9 баллов, то есть их мотивация ближе к избеганию неудач. Этим детям необходимо внешнее дополнительное стимулирование, консультации с педагогом по научной организации труда исследователя, а также собеседования с психологом на предмет соотнесения потребностей и целеполагания, и т.п.
Диагностика учащихся, набравших от 1 до 7 баллов -16% показала "мотивация на избегание неудачи" (боязнь неудачи) (Прил.6):
Согласно проведенным опросам по данной методики среди учащихся чётко просматривается общая тенденция: большинство учащихся -это хорошо мотивированные дети, которым интересно обучение и которых не пугают трудные задачи, в данном случае задачи исследовательской деятельности.
Цель проекта: создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах исследовательской деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.
Задачи:
формирование устойчивой мотивации учащихся на учебно-исследовательскую деятельность, стимулирование познавательного интереса;
развитие механизма сетевого сотрудничества между обучающимися , педагогами образовательных организаций, сотрудниками научных и природоохранных организаций, родителями;
вовлечение учащихся в творческие конкурсы и конференции исследовательской деятельности;
создание предпосылок для выражения учащимся собственного представления о мире;
создание и пополнение электронного ресурса информационного банка исследовательских работ .
Практическая значимость. Практическая значимость педагогического проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов при организации исследовательской деятельности учащихся.
Продуктами проекта будут являться:
создание электронного ресурса информационного банка исследовательских работ .
Место реализации: МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района".
Сроки реализации: проект начал действовать с 2016г. В настоящее время деятельность проекта продолжается по апробированному в проекте плану работы.
Целевая аудитория:
руководители проекта:
педагог, который несет ответственность за выполнение поставленной цели и задач. Составляет план действий и координируют деятельность всех участников вплоть до завершения проекта;
консультант исследования (исследовательской работы), ведения исследовательской деятельности той или иной образовательной области;
участники проекта:
учащиеся МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района",
родители (законные представители) учащихся.
Риски и потенциальные трудности
Возможные риски проекта | Минимизация рисков |
Недостаточное финансирование проекта; неосведомленность педагога об инновационных формах организации исследовательской деятельности той или иной образовательной области; высокая степень загруженности учащихся; необходимость большого количества времени на проведение исследования; Низкий уровень мотивации к участию в исследовательской деятельности; Несознательное отношение к выполнению заданий; слабая организация отдельных целевых групп | Привлечение спонсорских средств; организация и проведение семинаров, инструктивных совещаний, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме; .при подготовке к занятиям необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации занятия или исследования; обучение должно быть личностно - ориентированным; Привлечение к участию к исследовательской деятельности различных категорий участников, путем морального стимулирования, привлечение важных людей к ходу исследования; Применение различных методов стимулирования, создание положительной мотивации оказание методической помощи |
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовая база:
устав МБОУ ДО "ДЮСШ Колыщлейского района "
положение о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные просторы»
положения конкурсов о научно-исследовательской работы учащихся:
Научно-методическое:
разработка методических рекомендаций для ведения научно-исследовательской деятельности с целью координации и реализации проекта в исследовательской деятельности;
психолого - педагогические тесты, анкеты, опросники; тематические анкеты на ведения исследовательской работы.(Прил.7)
материально – технические ресурсы: оборудование для издания печатной продукции, оборудование для ведения фото и видеосъёмки, медиапроектор, канцелярские принадлежности.
Этапы реализации проекта
Исследовательская деятельность предполагает совместный процесс учителя, ученика, родителя.
Алгоритм "Педагог+"
Основным организатором исследовательской деятельности, источником информации, консультантом и экспертом является педагог. Он – основной руководитель проекта исследовательской работы и последующей практико-ориентированнной деятельности.
При помощи руководителя учащийся приобщается к научному исследованию, нарабатывает теоретический багаж знаний, необходимый для практического решения поставленной задачи.
Педагог выступает партнером учащегося и помощником в его саморазвитии.
Педагогическая деятельность | Содержание |
Подготовительный |
Целеполагание | Разработка проекта ведения исследовательской работы учащегося: постановка целей и задач обучения инициированный педагогом и принимающийся учащимися; составление плана деятельности, направленного на достижение целей. |
Диагностика условий | Подготовка условий к реализации проекта: Изучение нормативно-правовой документации регулирующую работу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; Выявление и анализ отношения к исследовательской деятельности учащихся образовательного процесса, занимающихся в МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района " - структурного подразделения ДДТ; социальный опрос для выявления готовности к исследовательской деятельности "(Прил. 8). |
Прогнозирование достижений | Предварительное (до начала процесса) оценивание возможностей, результативности (учащихся и педагога) и имеющихся конкретных условий: анализ возможностей организации; подготовка краткого отчета о результатах подготовительного этапа; определение полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. |
Проектирование развития педагогического процесса, планирование | Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой; определение и разработка основных мероприятий по осуществлению цели и задач рроекта; разработка методической литературы; создание сети взаимодействия социальных партнеров, родителей. |
Практический |
Педагогическое взаимодействие, оперативный педагогический контроль, обратная связь от учащихся и родителей, регулирование и коррекция деятельности. | Учёт индивидуальных потребностей учащегося (Прил.6 ) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей исследовательской деятельности участникам проекта; помощь в сборе теоретического и практического материала исследовательской работы; контакт с педагогами, организациями, работниками иных образовательных областей, тесное взаимодействие с родителями учащегося исследовательской деятельности. Отслеживание промежуточных и конечных результатов, их соответствие целям и задачам проекта; внесение необходимых изменений в содержание проекта; обсуждение этапов исследовательской работы; практических, лабораторных работ и практик, в том числе и полевых; промежуточных и конечных результатов; помощь в подготовке и проведения внеклассных мероприятий; информирование родителей о ведении исследовательской работы, настрой учащегося на позитив, на положительный результат, даже в том случае, если он не совсем удачно справился с поставленной учебной задачей; |
Контрольно-оценочный |
Осуществление анализа эффективности проекта. | Выявление ошибок, затруднений, анализ их причин, проектирование мер по устранению ошибок; определение перспектив развития исследовательской деятельности учащихся; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней; обобщение и распространение педагогического опыта в СМИ. |
Алгоритм "Педагог - учащийся "
Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика, стремление к поиску и желание что-то открыть.
Основные этапы научного исследования воспитанников.
Мыслительные умения и навыки воспитанников.
Подготовка исследования
Исследовательская работа обучающегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.
Общая схема исследования
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) (Прил. 7).
Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.(ПРил.8)
Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
Сбор материала, обобщение полученных данных.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.
Исследовательская работа проходит несколько основных этапов.
Этапы ведения исследовательской работы
на примере подготовки и участия учащихся в конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся в рамках туриско-краеведческого движения пензенских школьников "Земля родная "
№ | Цель | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Помощь научного руководителя |
Проектировочный этап |
| Подготовка к конкурсу творческих и исследовательских работ учащихся в рамках туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная» | Ознакомление с положением конкурса творческих и исследовательских работ учащихся в рамках туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»; предложение вариантов по выявленной проблемы. мониторинг и Анализ актуальных тем к конкурсу туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная». | Выбор темы исследовательской работы и тем исследований учающихся; разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участника |
Практический этап |
| подготовка к проведению научного исследования | Изучение ситуации; Определение противоречий. установление между желаемым и действительным;. определение значимости проблемы. выявления причин появления проблем; определение объекта и предмета исследования; формулировка темы исследования, определение и обоснование актуальности изучение научной литературы выдвижение гипотезы. | Анализ проблемы с точки зрения важности муниципалитета; выбор объекта и предмета исследования; изучение выбранной темы с использованием дополнительной литературы, Интернет, встречи со специалистами ведущей образовательной области; обозначение круга вопросов по исследуемой теме; выдвижение гипотезы | рекомендации в определении проблемы; рекомендация в определении объекта, предмета исследования; рекомендация темы помощь в определение объекта и предмета исследования; рекомендация литературы помощь педагога |
| Сбор данных о предмете исследования | Определение методов исследования | Определение методов исследования(методы исследования могут меняться по ходу проведения исследований) | Помощь в выборе методов исследования |
| Проведение исследования | Составление плана исследования Сбор , систематизация информации, анализ полученных результатов | Составление плана исследования (план корректируется на протяжении всей работы ) Проведение социологических исследований, интервьюирование, фотографирование; , постановка эксперимента, проведение практических и лабораторных работ; обработка полученного материала. | Помощь в корректировки плана Оказание помощи по сбору социологических исследований, постановке эксперимента, проведение практических и лабораторных работ в ходе исследовательской работы; оказание помощи по систематизации и анализа собранной информации |
| Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы | Систематизация и обобщение результатов работы; подготовка чернового варианта исследовательской работы. | Помощь в формулировании выводов. |
3 | Оформление научно-исследовательской работы | Оформление научно-исследовательской работы в соответствии с Положением | Практическое овладение научным стилем - написание текста исследовательской работы; оформление работы. | Помощь в оформлении текста работы- редактирование научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывани» текста |
| Представление результатов работы | Написание тезисов выступления, создание презентации; овладение навыками устного публичного выступления. | Помощь в подготовке написание тезисов выступления; представление работы на научно-практической конференции школьников. | Помощь в подготовке создания презентации; рекомендации для защиты; Самостоятельное представление работы на научно-практической конференции школьников. |
Контрольно-оценочный этап |
4 | Оценка работы | Рефлексия на продукт и результат УИР | Общественное признание состоятельности (успешности, результативности). | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |
Оценка успешности обучающегося в выполнении
проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценка степени сформированности исследовательской деятельности
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Алгоритм "Педагог - учащийся- родитель"
Для работы в содружестве «учитель-ученик-родитель» необходима работа педагога с родителями в данном направлении : беседы, индивидуальные консультациях и поддержка (зачастую в виде похвалы где разъясняется суть исследовательской деятельности, её значимость для развития личности ребенка).
Этапы подготовки проекта | Возможная помощь родителей |
Выдвижение первоначальных идей. Выбор лучшей идеи. | Помочь ребенку выдвинуть как можно большее количество идей. Пусть они будут разнообразными. Чем больше идей, тем больше выбор |
Выбор и формулировка темы исследования | Помочь выбрать лучшую идею и обосновать свой выбор. |
Формулирование цели и задач проекта или исследования | Помочь в формулировке. |
Разработка плана и структуры выполнения проекта или исследования | Помочь ребенку спланировать работу с учетом занятости детей, определение сроков ее выполнения. |
Поиск информации | Помочь в поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Формами получения информации могут быть: личный опыт ребёнка или родителя, опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, книги, СМИ, периодические издания, Интернет, посещение музеев, выставок и др. |
Получение продукта/оформление результата исследования | Помочь решать оперативные затруднения |
Готовятся выводы, оформляются результаты работы, готовится отчет | Осуществляется грамматический и стилистический контроль |
Проект или исследование готовится к презентации | Помочь в проведении фото – и видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов. Помочь в проведении последней проверки перед презентацией, репетиции выступления. |
Презентация проектной работы или исследования | Присутствие на защите, моральная поддержка ребенка |
Анализ работы | Обсуждение совместной работы, учет ошибок и рекомендаций |
Формы работы, используемые при реализации проекта:
тематические мероприятия: смотры-конкурсы; выставки; акции;
мероприятия, посвящённые значимым датам; деловые игры ,круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, лекции, конференции, диспуты;
социально- значимые дела
встречи со специалистами той или иной образовательной области
взаимосвязь с общеобразовательными учреждениями;
Экскурсии, походы;
Практическое и (или) лабораторные работы и (или) занятие. практикумы, эксперименты;
презентации;
консультации;
социальное партнерство
Формы работы с родителями
информирование родителей об особенностях, проблемах, интереса ребенка;
обучение родителей способом взаимодействия;
индивидуальные консультации, беседы.
Оценка эффективности реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе результативности ведения исследовательской деятельности в образовательном учреждение - МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"- структурного подразделения ДДТ
Результативность педагогического проекта.
Реализация проекта позволила осуществить практико-ориентированные и исследовательские подходы к содержанию и организации образовательного процесса
Созданы современные материально-технические, информационные, дидактические, научно-методические ресурсы для организации исследовательского подхода к ведению исследовательской работы учащихся
Разработаны и реализуются общеобразовательные общеразвивающие программы по организации исследовательской работы для учащихся , представляющие возможность активного включения учащихся в исследовательскую деятельность (https://58.pfdo.ru/app/the-navigator/program/)
Построен образовательный процесс на системном применении активного метода обучения – создание, представление, и реализация исследовательских работ – индивидуальных, групповых, коллективных.
Результаты
вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность
ФИО | Название конкурса | место | год |
Бычков Алексей | НПК учащихся -участников туристко- краеведческого движения пензенских школьников "Земля родная " (Фото 2) | 2 место | 2016 |
Бычков Алексей | Муниципальный этап областной научно-практическая конференция школьников "Старт в науку" (Фото 3) | 1 место | 2017 |
Савина Алина | Муниципальный этап конкурса научно- исследовательских и прикладных проектов учащихся по теме "Охрана и восстановление водных ресурсов" | 3 место | 2017 |
Бычкова Алина | НПК учащихся -участников туристко- краеведческого движения пензенских школьников "Земляы родная " (Фото 4) | 2 место | 2017 |
Савина Алина | IV региональная НПК "Природно- культурное и духовное наследие Пензенской области" (Фото 5) | лауреат | 2018 |
Карасева Мария | Муниципальный этан научно-практической конференции «Старт в науку». (Фото 6) | 3 место | 2018 |
Мачкавский Михаил | НПК учащихся -участников туристко- краеведческого движения пензенских школьников "Земляы родная " (Фото 7) | 3 место | 2018 |
Нуждина Дарья | ХXII областная научно- практическая конференция юных исследователей окружающей среды. (Фото 8) | Сертификат | 2018 |
Лепешкина Яна | Областная конференция исследовательских работ по художественному творчеству "Оберег" (Фото 9) | Участие | 2018 |
Голованова Маргарита | Муниципальный этап областной научно-практическая конференция школьников "Старт в науку" (Фото10) | участие | 2019 |
Пронин Евгений | НПК учащихся -участников туристко- краеведческого движения пензенских школьников "Земляы родная " (Фото 11) | 1 место | 2021 |
Мачкавский Михаил | Областная конференция исследовательских работ по художественному творчеству "Оберег"(фото 12) | Сертификат | 2021 |
Пронин Евгений | Региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (Фото 13) | 1 место | 2021 |
Совершено очевидным является тот факт, что успешность исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Успех ученика — результат грамотной работы руководителя исследования. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло.
Выводы.
Научно-исследовательская работа—важный компонент образовательной среды.
Любая работа должна иметь чёткие цели и задачи.
Для успешного осуществления научного исследования должна быть заинтересованность учащегося и четко продуманная система работы со стороны педагога.
При организации научно-исследовательской работы необходимо выполнение ряда определённых условий.
Успех работы зависит от правильной организации всего процесса проведения исследования.
Заключение
В ходе работы реализовано несколько проектов подготовке учащихся к научно исследовательским конкурсам и конференциям. Отражение результатов проделанной работы было в СМИ: на сайте МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района (http://dush-kol.ucoz.net/), на сайте Администрации Колышлейского района (https://kolyshley.pnzreg.ru), социальных сетях: ОК (https://ok.ru/s.machkavskaya ) и ВК (https://vk.com/smahkavskaja.)
В ходе анализа реализации проекта "Организация исследовательской деятельности в МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района" "можно отметить, что поставленные задачи:
формирование устойчивой мотивации учащихся на учебно-исследовательскую деятельность, стимулирование познавательного интереса;
развитие познавательного интереса учащихся к исследовательской деятельности;
развитие механизма сетевого сотрудничества между обучающимися , педагогами образовательных организаций, сотрудниками научных и природоохранных организаций, родителями;
вовлечение учащихся в творческие конкурсы исследовательской деятельности;
создание предпосылок для выражения учащимся собственного представления о мире;
создание и пополнение электронного ресурса информационного банка исследовательских работ были выполнены.
Цель данного проекта - создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах исследовательской деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования- достигнута.
Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения. П.А. Кропоткин
Список литературы:
Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
Границкая А.С. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М. Школа-пресс, 1993
Приложение
Приложение 1
Тест-опросник «мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (мун)
Инструкция.
Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу.
Форма анкеты:
____________________________________________________________________________
(Фамилия, имя) (объединение)
| Включаясь в работу, надеюсь на успех. | |
2 | В деятельности активен. | |
3 | Склонен к проявлению инициативы. | |
4 | При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. | |
5 | Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. | |
6 | При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. | |
7 | При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. | |
8 | Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля. | |
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. | |
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. | |
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. | |
12 | Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. | |
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. | |
14 | Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. | |
15 | В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. | |
16 | При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. | |
17 | Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. | |
18 | При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. | |
19 | В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. | |
20 | Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. | |
Ключ к опроснику
«Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18,19, 20;
«нет»: 4, 5, 7, 9,13,15, 17.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Интерпретация результатов
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13- мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — к мотивации успеха.
После обработки анкет и подсчёта баллов были составлены списки детей по объединениям с учётом рейтинга баллов и уровней мотивации. Красным цветом записаны фамилии детей с высоким уровнем «мотивации на успех», зелёным цветом – со средним уровнем, синим цветом – со слабым уровнем мотивации (то есть с боязнью неудачи).
Приложение 2
Участниками опроса стали учащиеся МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"- структурного подразделения Дом детского творчества объединения "Мастерилка", "Золушка", клуб лесничества "Зеленые береты" - 58 человек.
Приложение 3
Мотивация этих детей носит позитивный характер, так как они:
готовы начать работу, предполагая достижение чего-то конструктивного,
уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха,
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны,
целеустремленны и настойчивы в достижении цели,
не боятся и не избегают трудных задач,
при выполнении сложных задач быстро включаются в поиск решения, стремясь использовать разные способы и возможности,
планируют деятельность на перспективу, открывая «горизонты» исследования для самих себя, а не по указке старших (педагога),
способны быстро выполнять задания,
способны пошагово рефлектировать свою деятельность.
Приложение 4
ориентированы на исследовательскую деятельность 39% :
«При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления»
«Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля»
«Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели»
«Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает».
п
риложение 5.
готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают,
не уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе, в своих силах,
не всегда ответственны, инициативны и активны,
способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели,
не избегают трудных задач, но не всегда доводят и даже часто не доводят до конца их решение,
быстро переключаются на другой вид деятельности,
планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни), не ставят перспективных целей,
не способны быстро выполнять задания,
способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии.
Приложение 6
активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи (негативный тип мотивации);
в основе мотивации учащихся лежит идея негативных ожиданий: начиная дело, ребёнок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха;
учащиеся этой группы отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах;
стараются избегать ответственных заданий;
при необходимости решения сложных и ответственных задач могут впадать в состояние близкое к панике, бросить всё на самотёк;
все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Приложение 7
КАРТА ИНТЕРЕСОВ
Использование данной методики позволяет осуществить предварительный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская). Настоящая карта содержит 174 вопроса, относящихся к различным сферам человеческой деятельности или ориентированных на выявление определённых свойств личности, которые
Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой.
Инструкция: Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз в том, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится - один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (--). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?
Знакомиться с жизнью растений и животных.
Уроки по географии, чтение учебника географии.
Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.
Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать об открытиях в области химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Читать технические журналы (например, «Техника молодёжи», «Юный техник»).
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
Знакомиться с различными металлами и их свойствами.
Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
Узнавать о достижениях в области строительства.
Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
Читать книги, смотреть фильмы о лётчиках, космонавтах.
Знакомиться с военной техникой.
Читать книги, смотреть фильмы на историческую тематику.
Читать классиков русской и зарубежной литературы.
Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.
Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
20.Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, организатора).
21.Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
22.Заботиться о порядке в вещах, в помещении, в котором учитесь, живёте, работе.
23.Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».
24.Изучать экономическую географию.
25.Изучать иностранные языки.
26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.
27.Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.
28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
29.Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.
30.Изучать биологию, ботанику, зоологию.
31.Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.
32.Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
33.Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.
34.Посещать с экскурсией предприятия лёгкой промышленности.
35.Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
36.Наблюдать за химическими явлениями в природе, производить опыты по химии,
следить за ходом химических реакций.
37.Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки для металлообработки и работать с ними.
38.Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.
39.Знакомиться с измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.
40.Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.
41.Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.
42.Читать популярную литературу о средствах передвижения.
43.Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.
44.Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.
45.Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.
46.Читать литературно-критические статьи.
47.Слушать радио, смотреть теле новости и тематические телепередачи.
48.Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране, за рубежом.
49.Помогать товарищам выполнять учебные задание, если они не могут сделать его сами.
50.Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.
51.Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.
52.Читать научно-популярную литературу об открытиях математиков.
53.Интересоваться народным хозяйством.
54.Читать художественную литературу на иностранном языке.
55.Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.
56.Посещать драматический театр или театр юного зрителя.
57.Слушать оперную или симфоническую музыку.
58.Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.
59.Посещать биологический кружок.
60.Заниматься в географическом кружке.
61.Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.
62.Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения.
63.Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.
64.Проводить опыты по физике.
65.Готовить раствор, взвешивать реактивы.
66.Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).
67.Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметр, амперметром); производить разнообразные расчеты.
68.Мастерить различные предметы и детали из металла.
69.Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).
70.Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.
71.Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.
72.Участвовать в секции парашютистов, кружков авиамоделистов или в работе авиаклубов.
73.Заниматься в стрелковой секции.
74.Изучать историю возникновения различных народов и государств
75.Писать классные и домашние сочинения по литературе.
76.Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.
77.Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.
78.Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им чем-либо.
79.Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
80.Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.
81.Заниматься в математическом кружке.
82.Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учёта на промышленном предприятии.
83.Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах малознакомого языка.
84.Посещать музеи, художественные выставки.
85.Выступать на сцене перед зрителем.
86.Играть на одном из музыкальных инструментов.
87.Играть в спортивные игры.
88.Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.
89.Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.
90.Собирать коллекции материалов, экспонаты для геологического музея.
91.Знакомиться с работой врача.
92.Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.
93.Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
94.Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.
95.Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолёты, корабли и др.).
96.Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приёмники, проигрыватели и пр.
97.Уроки труда в школьных мастерских.
98.Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.
99.Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.
100.Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.
101.Участвовать в секции гребцов, яхтсменов, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.
102.Участвовать в военизированных играх.
103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.
104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.
105.Вести личный дневник.
106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.
107.Выполнять работу вожатого.
108.Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.
109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.
110.Решать сложные задачи по математике.
111.Точно вести расчёт своих денежных расходов и доходов.
112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.
113. Заниматься в художественном кружке.
114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.
115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.
116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.
117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.
118.Участвовать в географической экспедиции.
119. Участвовать в геологической экспедиции.
120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их страдания.
121.Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ или посещать их.
122.Участвовать в физических олимпиадах.
123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в олимпиадах по химии.
124.Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи.
125.Разбираться в сложных радиосхемах.
126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.
127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
128. Принимать посильное участие в строительных работах.
129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса,..
130. Летать на самолетах скорой помощи или управлять сверхскоростными самолетами.
131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.
132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.
133. Работать с литературными источниками, вести дневники впечатлений о прочитанном.
134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.
135. Подготавливать и проводить классные собрания, школьные сборы.
136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».
138. Постоянно общаться с различными людьми.
139. Участвовать в математических олимпиадах.
140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.
142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.
143. Посещать театральный кружок.
144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.
145. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
146. Выращивать в саду или огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.
147. Производить топографические съемки местности.
148. Участвовать в длительных трудных походах, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.
150. Работать в предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т. д.).
151. Решать сложные задачи по физике.
152. Работать на химическом производстве.
153. Участвовать в выставках технического творчества.
154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.
155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.
156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.
157. Работать в строительной бригаде.
158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.
159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.
160. Быть военным инженером или командиром.
161. Ходить в походы по историческим местам родного края.
162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.
163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.
164. Руководить бригадой во время трудового десанта.
165. Организовывать игры или праздники для детей.
166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).
167. Оказывать людям различные большие и малые услуги.
168.Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.
169.Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий народного хозяйства.
170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.
171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.
172.Играть на сцене или сниматься в кино.
173.Быть музыкантом, музыкальным режиссёром или преподавателем музыки.
174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.
Обработка листа ответов (см. ниже) производится следующим образом. В каждом из столбцов подсчитывают отдельно количество плюсов и минусов, результаты записывают в свободные клеточки под каждым столбцом; в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец листа ответов (благодаря специальной группировке вопросов) соответствует той или иной области деятельности (см. дешифратор к листу ответов ниже). После подсчёта плюсов и минусов следует выделить 3-4 столбца, содержащих наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым числом плюсов, то преобладающими следует считать те, которые содержат меньше число минусов. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать, прежде всего, при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору интнресов могут быть сделаны только после анализов столбцов с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с учащимся.
Дешифратор к листу ответов
№ столбца | Интересы, область деятельности | № столбца | Интересы, область деятельности |
1 | Биология | 16 | История |
2 | География | 17 | Литература |
3 | Геология | 18 | Журналистика |
4 | Медицина | 19 | Общественная деятельность |
5 | Лёгкая и пищевая промышленность | 20 | Педагогика |
6 | Физика | 21 | Право, юриспруденция |
7 | Химия | 22 | Сфера обслуживания |
8 | Техника | 23 | Математика |
9 | Электро- и радиотехника | 24 | Экономика |
10 | Металлообработка | 25 | Иностранные языки |
11 | Деревообработка | 26 | Изобразительное искусство |
12 | Строительство | 27 | Сценическое искусство |
13 | Транспорт | 28 | Музыка |
14 | Авиация и морское дело | 29 | Физкультура и спорт |
15 | Военные специальности | | |
| | | |
Б
ланк
Приложение 8
АНКЕТА
(для выявления готовности к исследовательской деятельности)
Уважаемые педагоги (учащиеся)! Нужное подчеркнуть
Ответьте на вопросы анкеты, направленной на выявление готовности к проектной деятельности, поставив следующие баллы:
5- это точно так – «да»;
4- скорее «да», чем «нет»;
3- и «да», и «нет»;
2- скорее «нет»;
1- точно «нет».
№ п/п | Вопрос | Баллы |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. | Знаете ли Вы, что такое исследовательская работа ? | | | | | |
2. | Приходилось ли Вам когда-нибудь заниматься исследовательской деятельностью? | | | | | |
3. | Считаете ли Вы, что такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, любознательность, адаптивность, способность к аналитической деятельности, нацеленность на сотрудничество, стремление понимать и развивать людей вокруг, пунктуальность, ответственность, желание доводить работу до логического завершения, склонность к инновациям являются признаками готовности к исследовательской деятельности? | | | | | |
4. | Можно ли, не обладая этими качествами, заниматься исследовательской деятельностью? | | | | | |
5. | Как Вы считаете, может ли исследовательская деятельность способствовать достижению успехов и побед на конкурсах и олимпиадах? | | | | | |
6. | Если запланированные результаты Вашей исследовательской работы не достигнуты, будете ли Вы продолжать заниматься исследованием и исправлять допущенные ошибки? | | | | | |
7. | Как Вы считаете, является ли исследовательская деятельность стимулом к самосовершенствованию? | | | | | |
8. | Препятствуют ли занятиям исследовательская деятельностью леность, закомплексованность и безотве́тственность? | | | | | |
Подсчитайте общую сумму баллов:
8 - 19 – отсутствует готовность к проектной деятельности;
20 - 31 –готовность к проектной деятельности развита слабо;
32- 40 – достаточная готовность к организации проектной деятельности.
Фото
Фото 1
А)
Б)
фото 2.
Фото 3
Фото 4
фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13