СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое воспитательное мероприятие "О главном. Поговорим о смысле жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие направлено на создание условий для формирования нравственных качеств личности воспитанников с ОВЗ, духовного и нравственного роста. Данное мероприятие дает воспитанникам возможность задуматься о поиске смысла жизни.

Просмотр содержимого документа
«Открытое воспитательное мероприятие "О главном. Поговорим о смысле жизни"»

Сценарий открытого часа общения «О главном. Поговорим о смысле жизни»

Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности воспитанников с ОВЗ, духовного и нравственного роста.

Задачи:

- расширение знаний подростков о духовных ценностях: о добре, совести, любви;

- побудить воспитанников к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах нравственности;

- выработать собственные нравственные взгляды, суждения, оценки;

- критически осмыслить и проанализировать собственные нравственные поступки.

- формирование активной жизненной гражданской позиции;

- снятие психологического напряжения, зарядка доброй, положительной энергией.


Оборудование: проектор, компьютер.

Оформление, раздаточный материал: рисунок дерева, макеты яблок, гимнастические палки, сосуды с камнями и песком, календари, опоры на доске, компьютерная презентация, видеоролики.

План часа общения: 1. Приветствие 2. Определение понятия «Жизнь». 3. Групповая работа: упражнение «Древо жизни». 4. Притча о сосудах. 5. Совесть и добро – нравственные законы. 6. Проблема выбора в жизни. 7. Подведение итогов, рефлексия.

Ход часа общения

1. Приветствие (звучит инструментальная музыка) Здравствуйте! Я сегодня искренне рада быть здесь, с вами, так как знаю, что мне предстоит общаться с умными, творческими молодыми людьми на интересную и важную тему.

Все, что здесь будет происходить, касается тебя (указываю на ученика взглядом), тебя, тебя…даже если что-то происходит с другими – это тоже в той или иной степени касается тебя, их опыт поможет тебе обогатить свой.

Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Песочные часы. Посмотрите, как каждая песчинка отсчитывает секунды. Давайте прикоснемся ко времени, почувствуем его, запустим время нашего часа общения.

2. Определение понятия «Жизнь». А с чем ассоциируются у вас песочные часы? Может быть с быстротечностью, бесконечностью… (ответы воспитанников)

Воспитатель: А может быть река, скорость, невозвратимое время и жизнь? А еще часы – это жизнь! Однажды, Бернард Шоу сказал: «Жизнь для меня не таящая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Вдумайтесь, ребята, в то, сколько труда нужно вложить, чтобы пройдя дорогу жизни передать этот факел идущему? Какая она дорога, по которой ты идешь? Какой ты, идущий по этой дороге? (на экране мультипликационная песня «Точка, точка, запятая…)

Воспитатель: Помните вот эту старую добрую детскую песенку? Вслушайтесь внимательно в ее слова. Вроде бы простая … О чем она? Не кажется ли вам, что в ней таится очень глубокий смысл? …Это важно! Чтобы вырос он отважным, Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег. Это трудно, это сложно. Но иначе невозможно. Только так из человечка выйдет Человек. Ведь смысл именно в том, что из человечка должен получиться Человек. Есть вопросы, которые мы рано или поздно задаем себе:

 Зачем я живу?

 В чем мое предназначение?

 Может быть смысл в том, чтобы просто жить, просыпаться каждый день, что-то делать, куда-то идти, к чему-то стремиться?

От кого зависит наша жизнь? (ответы) Очень важно, какими мы с вами выйдем в жизнь, какие поступки мы будем совершать. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом Тема нашего часа общения «О главном, о смысле жизни».

Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком с большой буквы. Давайте ответим на вопрос: Что самое главное? …. (Дети отвечают на вопрос семья, здоровье, родители, профессия…жизнь)

А что такое жизнь, по-вашему?

Однажды молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Уверена, вы понимаете, что «грязная дорога» - это не буквально, он говорил о трудностях, с которыми мы сталкиваемся и преодолеваем!!!

3. Групповая работа: упражнение «Древо жизни»

Давайте попробуем вместе определить понятие «Жизнь» одним словом. Перед нами символическое «Дерево жизни». Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это дает ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На этих символических яблоках впишите, пожалуйста, что такое жизнь для вас одним словом и прикрепите на дереве. Скорей, скорей. У вас 1 минута. Послушайте, что у нас получилось…Разные подпорки? Ничего удивительного. Я вам хочу напомнить одну историю: Когда трое смотрят в лужу, один видит грязь, другой - луну и звезды, третий - себя. …Ведь у каждого свое зрение...

Объявляется физкультминутка:

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась

4. Притча о сосудах. (слайд )

Я вам расскажу известную притчу. Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем.

Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях. Идя по жизни и наполняя свой сосуд, помните ребята о главном: о нравственных законах, правилах, которые мы выполняем в жизни, с которыми идем по ней, проходим ее от начала до конца. А ведь Законы нравственности, или духовные ценности, были сформулированы давно, тысячи лет назад. Вы помните в Библии? (ответы)

Какие вы знаете нравственные законы? Мы сейчас и проверим

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью (карточки зеленого цвета).

Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

• «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

• «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

• «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

• «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

• Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Скажите, ребята, а какой нравственный закон постоянно живет в нас? Кто сидит и диктует нам эти нравственные правила? Молодцы, конечно же, имя ему СОВЕСТЬ. А что это такое? Почему одним она присуща, а другим нет? Так здорово сказал Фазиль Искандер, вы только послушайте: СОВЕСТЬ – это таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. А человек с чистой совестью - тот, кто вобрал в себя нормы и законы человечности, выношенные и выстраданные всем человечеством…

Второе изречение, потрясшее меня, прочитано мной в Коране. Священная книга с тысячелетней историей. «Если вы творите добро, то вы творите для самих себя, если вы творите зло, то для себя же, т.к. итог этого зла вернется вам самим же».

7. Проблема выбора в жизни. Дорога жизни не проста, и мы постоянно сталкиваемся с проблемой выбора. Каждому приходится делать выбор, а это очень сложно!!! Поэтому Я решила обратиться к лучшим мотиваторам – героям нашего прошлого и настоящего.

Внимание на экран (слайд - фото Асадова)

Эдуард Асадов – поэт, прозаик.

Ученик знакомит с биографией Асадова

Слово педагога:

Его произведения никогда не входили в школьную программу, что не мешало тысячам людей знать стихи Асадова наизусть. Человек удивительной судьбы, он покорял своих читателей неподдельной искренностью и чистотой.

Вопрос к воспитанникам: О чем писал он писал? (заслушиваются ответы детей)

 Он всегда писал о самом главном — о любви и нежности, о Родине, дружбе и преданности, вот почему его слова находили отклик в сердцах многих людей. Не став литературной классикой, стихи Асадова стали классикой народной.
Ученик читает отрывок стихотворения «Именем совести»

Следующий слайд - фото Владимира Вшивцева. Еще один поэт со сложной судьбой.

Ученик знакомит с биографией Вшивцева

Вопрос: что помогло ему вернуться к полноценной жизни после длительного потери зрения? Какие же внутренние ресурсы активировал Владимир Вшивцев?

Заслушиваются ответы детей.

Вывод: Стойкость, закалённая в рядах Вооружённых Сил, не позволила ему делать скидок на инвалидность. Ещё в курсантские годы Владимир Сергеевич был увлечён спортом, и именно спорт помог ему вернуться к полноценной жизни после длительного безрезультатного лечения. Он занялся плаванием и уже через полгода стал чемпионом СССР по плаванию среди незрячих, четырнадцать раз был призёром чемпионатов по плаванию СССР, СНГ, России, участник Параолимпийских игр, двукратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы. В арсенале его наград 56 медалей различного достоинства.

Инвалидность не стала препятствием и в занятиях воздушной акробатикой. Он участвовал в показательных выступлениях в рамках Кубка мира по парашютному спорту (1994) и впервые в истории совершил самостоятельный парашютный прыжок без средств связи (1995).

В нашей школьной библиотеке есть потрясающие сборники стихов и Э.Асадова, и В.Вшивцева. Вы всегда можете их взять и почитать.


Следующий слайд - фото Ника Вуйчича

Ник Вуйчич – человек, родившийся без рук и ног, который смог не просто реализовать себя в жизни, но и вдохновить своим примером тысячи людей на жизнь без границ. Ему 42 года. И он не только живёт полноценной насыщенной жизнью, но и помогает другим людям обрести веру, надежду и любовь.

Сегодня Ник Вуйчич – самый известный мотивационный спикер, директор некоммерческой организации «Жизнь без конечностей», созданной для помощи инвалидам, автор книг мега-бестселлеров «Жизнь без границ», «Неудержимый» и «Будь сильным».

Первая книга Ника называется «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» (переведена на 30 языков, в 2012 году издана на русском). Его книга – это вдохновляющий, эмоциональный рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и стать счастливым. Ник откровенно рассказывает о своих физических проблемах и переживаниях, о том, как ему было нелегко смириться со своим состоянием, - был момент, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Ему потребовалось немало лет, чтобы научится видеть в своих проблемах не препятствие, а возможность роста, ставить перед собой большие цели и всегда добиваться желаемого. Без рук и ног, он научился подниматься во всех смыслах этого слова. В своей книге Ник сформулировал правила жизни, которые помогли ему, и теперь он делится ими с читателями.

Хочу поделится, ребята, с вами одним из отзывов на эту книгу. Великолепная книга! Прочитала на одном дыхании. Такая книга должна быть настольной у всех, кто опускает руки. Подходит особенно тем, кто не может найти себя в жизни. Поднять силу духа. Уж если такие люди как Ник Вуйчич достигают вершин, то что говорить о наших возможностях. Они действительно безграничны... Очень рекомендую прочитать эту книгу вам, ребята. Она находится в свободном доступе в интернете.

В 2009 году он сыграл главную роль в короткометражном фильме «Цирк бабочек».

В апреле в Москве состоится грандиозное событие – живое выступление Ника Вуйчича с программой «Жизнь без границ»!

Итак, ребята, мы познакомились с жизнью и творчеством настоящих героев - героев таких разных эпох. Что объединяет этих талантливых людей? (вера в себя, любовь и забота к ближнему)

Чему мы можем научиться у этих людей? (Идти до конца, не сдаваться)

Все ли люди в подобной ситуации повели себя как они? (Нет, кто-то сдался бы)

Вывод педагога вместе с учениками: Эти люди не сдались, они смогли раскрыть свой потенциал в нужный момент и стали героями, героями нашего прошлого и настоящего.

А теперь посмотрите друг на друга, вы не просто ученики нашей школы, а герои будущего. В каждом из вас заключен большой потенциал, достаточный чтобы изменить не только свою судьбу, но и судьбу другого человека, других людей, а может быть… всего мира.


8. Подведение итогов, рефлексия. Заканчивая наш разговор, мне хочется сказать вам, что мне было очень комфортно и интересно. А вот насколько вам понравилась наша встреча и наш разговор «О главном», мы сейчас и проверим. Перед Вами изображение трех предметов – чемодан, мясорубка и мусорная корзина. Возьмите ваши жетончики и приклейте их на ту картинку, которая соответствует вашим мыслям на данный момент. Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – все выброшу.

В завершении нашего занятия, хочется пожелать от всего сердца: верьте в себя! Живите ярко, как звезды дарите ваше тепло и свет миру!

Спасибо за работу….