Цели деятельности педагога | Познакомить обучающихся с понятием «открытое пространство», учить законам создания произведений искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы |
Основные понятия | Открытое пространство |
Образовательные ресурсы | • Режим доступа : http://www.klass39.ru/urok-izo_3-1-kompoziciya/ |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме, репродукции картин |
Оборудование | Бумага, краски, запись различных звуков |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся активно использовать художественные термины и понятия, самостоятельно решать творческие задачи, подбирать художественные материалы, цветовую гамму; расширят представление о работе над композицией и созданием колорита, наглядной перспективы; совершенствуют навыки работы красками; освоят законы создания произведений изобразительного искусства. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям. Метапредметные результаты: познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют собственную деятельность; коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя; ведут небольшой познавательный диалог по теме урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На прошлом уроке вы познакомились с понятием «интерьер». Что оно означает? Это внутренний мир дома, комнаты, квартиры, замкнутое пространство, которое мы создаем сами. Но вот мы вышли из дома… Что мы видим? Необычайно красивый, многообразный мир природы, людей, здания. Сегодня мы будем учиться все это рисовать | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Сообщение теоретических сведений. Открытое пространство. Просмотр мультимедийной презентации | – Все пространство, которое мы видим, выходя из дома, называется открытым. Как вы думаете, от какого слова произошел термин «пространство»? Прочитайте ответ на этот вопрос в учебнике (с. 26). Что же вмещает в себя открытое пространство? Рукотворные и нерукотворные объекты: леса, луга, поля, моря, здания и многое другое. Показывает слайды с изображением видов природы, животного мира. Звуки тоже живут в этом пространстве. Давайте послушаем их | Слушают учителя, смотрят презентацию, работают с учебником, анализируют информацию, описывают впечатления | Фронтальная | Познавательные: осуществляют анализ информации, умеют работать с учебником, извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: стремятся к сотрудничеству, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству | Устные ответы |
Игровой момент. Звуки открытого пространства | Включает запись различных звуков: водопада, ветра, движущегося поезда и т. п. | Слушают учителя, одно-классников; выполняют задание | Фронтальная | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; стремятся к координации действий и сотрудничеству; формулируют ответы на вопросы; ведут небольшой познавательный диалог по теме урока | Устные ответы |
Анализ про-изведений живописи. Просмотр мультимедийной презентации или работа с учебником (с. 26, 27, 29, 30) | – Художники любят путешествовать, искать новые впечатления. Именно во время странствий их посещает вдохновение, и тогда рождаются живописные шедевры. Давайте рассмотрим некоторые из них. Обращает внимание на композицию, средства художественной выразительности изобразительного искусства, используемые художником (свет, цвет, пятно, линия и др.) | Слушают учителя, смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о просмотренных произведениях | Фронтальная | Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания, выполняют анализ произведений живописи, наблюдать. Регулятивные: ориентируются в учебном пособии, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
Физкульт- минутка | Проводит физкультминутку. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятель- ностью | Дейст-вия согласно инструкции учителя |
III. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебником (с. 31). Рассматривание готового рисунка. Демонстрация приемов работы | – Сегодня на уроке мы будем рисовать открытое пространство. (Объяснение материала ведется с опорой на рисунок в учебнике, с. 31.) С чего начинается работа над рисунком? (С составления композиции, поиска композиционного решения.) Сначала мы решаем, как будем располагать лист бумаги – горизонтально или вертикально. Затем стараемся расположить главный элемент в центре листа и только потом заполняем остальные участки листа необходимыми элементами. Во время работы помним: чем дальше расположен объект, тем он меньше и светлее. От чего зависит выбор цветовой гаммы рисунка? (От настроения и освещения.) Солнечный свет преображает окружающий нас мир, даря нам хорошее настроение, яркие краски. Работая над рисунком, не забываем, что предметы отбрасывают тень, которую нужно изобразить. Как вы думаете, зачем? Рассматривая картины художников, вы обратили внимание на то, что на них мы не видим «чистых», основных цветов: желтого, красного и т. п., которые в природе встречаются очень редко. Давайте разберемся, от чего зависит цвет предмета. Представьте себе дерево с зелеными листьями. Одинаково ли будет нами восприниматься эта зелень в солнечный и пасмурный день? Сложные цвета, полученные от смешивания разных красок, позволят вам получить выразительный рисунок. Организует анализ готового рисунка. В процессе обсуждения обращает внимание обучающихся на варианты возможных композиций, на которых они смогут разработать собственную цветовую гамму; демонстрирует приемы смешивания красок для получения нужных оттенков | Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, умеют наблюдать. Регулятивные: умеют планировать собственную деятельность. Коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
Выполнение творческого задания (учебник, с. 31, 33) | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: умеют самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Рисование красками |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам: – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Какое у вас сейчас настроение? | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы | Фрон- тальная | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Оцени- вание обучаю-щихся за работу на уроке. Устные ответы |
V. Домашнее задание | Работа по учебнику (с. 26–33) | Задает домашнее задание | Слушают учителя | Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи | |