Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Махалатлинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по биологии
в 7 классе на тему:
«Особенности строения Земноводных. Многообразие Земноводных, их практическое значение»
Учитель биологии и химии:
Алиев Омар Магомедович
12.04.2021 год
Цели:
-изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, как первых наземных позвоночных животных, познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения;
-установить место и роль земноводных в природе и жизни человека;
-познакомить с многообразием амфибий, выяснить значение их в природе.
Задачи:
Образовательные:
закрепление теоретических знаний, расширение их;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Определите свое настроение на начало урока и покажите смайлики, которые отражают ваше настроение.
Звучит музыка – звуки природы (на фоне музыки)
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.
(Учитель называет тему урока, цели определяют дети.)
Эпиграф. «Лягушкам только образования не хватает,
а так они на все способны».
Марк Твен
Почему были сказаны эти слова? Они и станут проблемой сегодняшнего нашего урока.
Учитель: вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:
Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.
Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.
Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.
Задание 1. Мы с вами сегодня выясним особенности строения Земноводных, то, что есть у них и нет у классов, изученных ранее.
В о п р о с ы:
-На основании каких признаков животных объединяют в класс земноводных?
-От кого произошли Земноводные?
-Когда появились Земноводные?
-Какова температура тела Земноводных?
-Назовите отряды, которые входят в класс Земноводные.
-Из каких отделов состоит тело Земноводных?
-Назовите особенности мышечной системы Земноводных. С чем они связаны?
Задание2. «Знаешь ли ты строение Земноводных?»
(На рисунке показаны части скелета лягушки. Надо назвать все косточки. (3мин.)
(Взаимопроверка – дети оценивают работы попарно друг у драга)
Задание 3 Каково строение кровеносной системы Земноводных?
(Отличие от рыб:появление 2-го круга кровообращения - легочного, трехкамерного сердца – два предсердия и один желудочек)
Задание4 Как дышат Земноводные?
(Легочное дыхание, кожное дыхание)
Сообщение «Чем лягушка отличается от жабы?) (Климов И.)
Учитель: после удаления легких у лягушки, ее жизнеспособность сохраняется до 40 дней. А если кожу смазать маслом, животные погибают через 3-4 дня. Почему?
Сообщение «Почему амфибии не живут в соленой воде?» (Козырев Е.)
Задание5 «Пищеварительная система»
(Назвать, используя плакат – особенности)
О роли языка. (Сообщение) (Пономарев Е.)
Бионика - наука, которая использует знания биологии в технике. Таким образом, многие технические изобретения являются аналогом существующих в живых организмах. Например, исследование зрительных органов лягушки позволило выяснить интересную особенность – глаз лягушки не различает неподвижных предметов и настраивается только на движущиеся объекты. Лягушка может погибнуть от голода среди насекомых, если они неподвижны. Работа глаза лягушки почти не зависит от общей освещенности. Лягушка способна видеть и хватать жертву, как при ярком свете, так и в сумерках. Глаз лягушки – настоящий локатор насекомых! Изучение биониками таких особенностей глаза лягушки позволило создать прибор ретинатрон, который не реагирует на неподвижные предметы, находящиеся в поле зрения. Ретинантрон применяется в авиации и обеспечивает наблюдение за движущимися самолетами. Рукотворная модель человека по сравнению с миниатюрной системой глаза лягушки представляет собой сравнительно громоздкое сооружение. Модель создана для непрерывного анализа фиксирования появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.
А для чего нужны глаза?( Особенности в связи с двойным образом жизни)
Глаза на выкате. Чтобы было легче глотать.
Задача Одна прудовая лягушка за сутки съедает 7 насекомых. На небольшом водоеме обитает в среднем 300-500 лягушек. Сколько насекомых уничтожат они за лето?
Учитель (доп. мат-л) Лягушки – подопытные животные.
Со второй половины XVIII века у лягушек начались тяжелые времена – их стали резать: „всем ужасно интересно, что там спрятано внутри“. Трудно найти существо, более удобное для постижения основ физиологии. Их легко наловить (специально разводить лягушек стали позже, но это тоже несложно); размер самый подходящий — и в кулаке помещается, и внутренности хорошо видны. А внутри у лягушки сердце, скелетные мышцы и нервная система, которые работают по тем же принципам, что и у остальных позвоночных Чтобы узнать, что внутри у человека, нужно заглянуть внутрь лягушки. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории. Учёные совершают на лягушках эпохальные открытия.
Оказывается, первое клонированное животное вовсе не овечка Долли, а лягушка. В 1962 году Джон Гардон заменил ядро из яйцеклетки лягушки на ядро из клетки ее кишечника. В итоге родились полноценные головастики. Джон Гардон получил Нобелевскую премию только в 2012 году
Задание 6 «Мочевыделительная система»
(Почки, мочеточники, клоака)
Задание 7 «Половая система»
(Привязанность к воде, куда лягушки откладывают яйца и где происходит оплодотворение и развитие личинок. Дробление яйца, появление головастиков на 8-10 сутки. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Отличия головастиков от лягушек).
Сообщение «Как квакают лягушки» (Пономарев Ж.)
П р о с л у ш а т ь а у д и о з а п и с ь
Сообщение «Как зимуют амфибии» (Давыгора Н.)
Ф И З М И Н У Т К А
На болоте три подружки –
Три зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Лапками топали,
Лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Вам, друзья, физкультпривет
Учитель. (доп.мат-л) «Лягушки спасают голодающих»
Лягушачьи лапки являются популярным деликатесом в странах Восточной Азии и Центральной Европы. Из них делают множество блюд в Португалии, Франции, Греции, Италии, Испании, США и на Карибских островах. По вкусу лягушачьи лапки напоминают куриное мясо, имеют приятную мякоть и сочный вкус.
Полезные свойства
Лягушки живут только в чистой воде, поэтому их мясо является безопасным и экологически чистым. Научные исследования выявили, что вещества, которые вырабатываются лягушками, эффективны для профилактики злокачественных опухолей головного мозга и различных видов рака.
В лягушачьих лапках присутствует большое количество витаминов группы С, D и E, а также таких полезных веществ, как кальций, железо, магний и фосфор. В шкурке лягушки содержится целебный компонент, который в Японии, Китае и Индии применяется для лечения болезни зубов, водянки, а также для нормализации деятельности сердечнососудистой системы и улучшения кровообращения.
В Древней Руси лягушек помещали в сосуд с квасом или молоком, чтобы сохранить напитки на длительное время свежими. Лягушачьи лапки обладают бактерицидными, противоотечными и дезинфицирующими свойствами.
Калорийность лягушачьих лапок
Лягушачьи лапки являются низкокалорийным продуктом и подходят в качестве ингредиента для диетического меню. Калорийность лягушачьих лапок составляет 73 ккал., а также в них содержится 16 г белков и 0,3 г жиров.
М Н О Г О О Б Р А З И Е Л Я Г У Ш Е К (Слайды)
Сообщение «Древолаз» (Нурмуханова А.)
Сообщение « Ага» (Демин Н.)
Задание 8 «Лягушка – персонаж литературных произведений»
Как много художественных произведений, в которых лягушка является главным героем! Это всем знакомые с детства сказки «Лягушка – путешественница», «Царевна – лягушка», «Две лягушки в молоке» и даже существует песня про «Лягушку, которая съела кузнеца». Во всех произведениях образ лягушки очень различный. Это и веселый, и мудрый и терпеливый, а иногда и глупый персонаж. И все же каждое произведение нас чему-то учит.
Например, в сказке «Царевна – лягушка» описано явление линьки. Действительно, лягушка линяет каждые 3-4 года. Но кожу свою не кидает, а съедает.
В сказке «Две лягушке в молоке» описано свойство кожи – бактерицидность (уничтожение бактерий) и применение лягушки в практической деятельности человека в прежние времена (хранение молочных продуктов)
Из сказки «Лягушка – путешественница» мы узнаем, что каждое земноводное приспособлено к своей среде обитания и перемещение в другие ареалы может привести к гибели.
В песне о лягушке и кузнечике показана роль лягушки в цепи питания. Она – хищник, питается насекомыми, тем самым регулирует их численность.
Лягушки и жабы занимают значимое место в мифологии. Так как означает переход от стихии земли к стихии воды и обратно. Образ неоднозначен – от божественного поклонения до жертвенного уничтожения.
В большинстве люди издавна понимали положительное значение лягушек в природе, а потому убийство лягушек считалось приметой скорого заболевания.
В И Д Е О Ф Р А Г М Е Н Т из киножурнала «Ералаш»
Учитель: П А М Я Т Н И К И Л Я Г У Ш К А М
Лягушкам поставлено много памятников, более 20-ти. За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? Я вам покажу несколько и расскажу одну легенду.
(слайд ) Вот перед вами самый первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. (слайд № ) А вот памятник лягушке в Бостоне. Неподалеку от Светлогорска, в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя. (слайд №) Так же Царевна-лягушка есть в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки Неглинки.
(слайд № 18) При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень красивая, но жуткая история…
Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток – не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели.
Наутро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек.
Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт», что переводится как «битва».
II. Решение проблемного вопроса.
«Лягушкам только образования не хватает,
а так они на все способны».
Марк Твен
П О Ч Е М У ?
III. Тест (слайд)
1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде :
а) короткое тело, лишенное хвоста;
б)заостренная клиновидная голова;
в)перепонка на задних конечностях.
2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:
а)широкое туловище;
б)наличие конечностей;
в)клиновидная голова.
3. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью воды в то время, как тело лягушки погружено в воду?
а) это необходимо для поиска пищи;
б)это способствует дыханию на суше;
в)это обеспечивает возможность атмосферного дыхания и видения предметов.
4. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:
а)приспособленности к жизни в воде;
б)хорошего зрения;
в)приспособленности к жизни на суше.
5. Какая пара ног играет главную роль при передвижении лягушки:
а) передняя;
б) задняя;
в) обе пары?
IV. Выводы.
Найдите существительное, которое на уроке было ключевым словом
Л я г у ш к а
Придумайте к нему 2 прилагательных.
Придумайте 3 глагола
Составьте предложение.
Вывод: любое живое существо, созданное самой природой, имеет наивысшую ценность для поддержания жизни.
А теперь покажите смайлики, как изменилось у вас настроение?
V. Рефлексия. Определите уровень своей успешности на уроке.
VI. Оценки
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке ее отпусти!
12