Тема: М.М. Пришвин. Ребята и утята. (урок 2) 2 класс. 24.11.19. Туаева Т.Т.
Цель: К концу урока ученик знает главную мысль рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»: Охранять природу – значит охранять животных и птиц, помогать им. Самое большое счастье – делать добро.
Предметные результаты:
- продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;
- совершенствовать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
- развивать умение интонационно передавать отношение к героям;
- развивать умения объяснить лексическое значение слов чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, осознанно использовать их при пересказе.
Личностные результаты:
- формировать положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения;
- воспитывать бережное отношение к природе (стремление охранять природу и её обитателей) и заботливого отношения к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные:
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.
2) Познавательные:
- развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками автора и ребят;
3) Коммуникативные:
- развивать умение работать в паре, высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию;
- развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного;
- развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку)
-Сейчас у нас урок чтения. Послушайте правила нашего урока:
Каждый раз, всегда везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний. Сообщение целей и постановка учебной задачи
-Как вы должны были подготовиться к уроку?
-Какое произведение вы прочитали дома? Как вы должны были подготовить произведение?(читать и пересказывать)
3.Работа по теме урока.
-Для того, чтобы вам было легче пересказывать, я предлагаю вам вначале посмотреть видеоролик.
-А теперь я предлагаю вам пересказать рассказ, да так, чтобы слушателям было всё понятно. В рассказе были новые для вас слова, давайте вспомним лексическое значение этих слов с тем, чтобы в рассказе использовать их.(слайд4)
(дети рассказывают цепочкой)
- Понравилось ли вам произведение?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? (Поучительный. Он учит не совершать плохих поступков, защищать животных и оказывать им помощь)
- Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе? (весной)
- Как вы определили? ( Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята.)
- Почему утятам пришлось перебираться к озеру? -Утята должны научиться плавать
- В чем была трудность путешествия? -Дорога шла через открытое место, много опасности.
- Найдите и прочитайте, как шла мата-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят? -Чтобы не выпускать из виду утят
– Какие враги были у уток? -Лисицы и ястребы
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? -Они стали ловить утят
– Зачем ребята это делали? -Просто так, для забавы
- Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят? -Нет, не думали
– Найдите и прочитайте, как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)
- Какая она мать? - Заботливая
Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает
– А какое чувство пережили утята? -Они сильно испугались
- Как автор называет уточку с утятами ? -Семья
- Как в рассказе чаще всего называют уточку? -Мать
- А утят? -Дочки и сыновья
- Вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
-.А сейчас мы сцену разговора М. Пришвина с ребятами проинсценируем.
-Как автор разговаривал с мальчишками? (Сердито, строго)
- С какой интонацией будем говорить его слова? ( Очень строго)
- С какой интонацией скажем эти слова: «Счастливый путь, утята!»? (Радостно, весело)
-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
-Вызывают, но не все
– Кто именно вызывает? -Утята и мама-утка
– А кто нет? -Мальчишки
– Почему? -Они поступали неразумно и заставили переживать утку и её деток
- Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок? - Нет, не смогли
-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.
- Что делали бы вы, оказавшись рядом? Ответы детей, принимаются все варианты
-Какие картины можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.
Работа в группах.
- У утят для вас есть задание. Нужно выйти и выбрать задание для своей группы. Итак, у вас есть задания:
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
1группа: Умел ошибиться – умей и поправиться. (автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)
2группа: – Сей добро, посылай добро, оделяй добром.(автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)
3группа: за правое дело стой смело(Пришвин любит природу, защищает её, призывает нас заботиться о ней)
4группа: Всякий человек в деле познаётся.
5группа: Кто скоро помог, тот дважды помог.
6 группа: Умел ошибиться – умей и поправиться. (автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение
-Какова главная мысль рассказа? Чему научил рассказ нас? (Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. Пришвин своим рассказом научил нас любить и беречь природу. )
- Захотелось ли вам прочитать другие рассказы Пришвина?
Рефлексия. Тест по рассказу.(работа в парах)
-Что вам на уроке понравилось?
- Кого и за что можно похвалить?
- Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа?
- Кто читал выразительно, смог своим чтением выразить настроение и отношение героев?
- Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем слушателем было приятно слушать.?
-Ребята! Кто справился с работой, помашите мне ладошкой.
-Если вам понравился урок, то помашите утятам на прощание двумя ладошками!
Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию к рассказу и подготовиться рассказать по иллюстрации.