СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Первая мировая война , ее итоги.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему:  «Первая мировая война , ее итоги.»

Тип урока:  урок повторения и обобщения  и систематизация знаний.

Цель урока: определить уровень усвоения материала; раскрыть причины начала  Первой мировой войны, оценить последствия войны для всего мира.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Первая мировая война , ее итоги.»»






Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики

«Ялтинский экономико-технологический колледж»


Открытый урок на тему:

«Первая мировая война , ее итоги.»



Подготовила: С. Н. Халявка

преподаватель

первой категории







Ялта, 2021

Тип урока:  урок повторения и обобщения и систематизация знаний.

Цель урока: определить уровень усвоения материала; раскрыть причины начала Первой мировой войны, оценить последствия войны для всего мира.

Задачи:

Деятельностная:        

  • формирование учебных умений (анализ исторического источника, сравнение, обобщение исторических фактов, навыки групповой работы);        

  • формирование информационной культуры учащихся;        

  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;                

  • развивать умение работать с компьютером и интерактивной доской;        

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации.

Образовательная:

  • уяснить причины, сущность и итоги участия России в Первой мировой войне;        

  • рассмотреть ход военных действий и определить этапы Первой мировой войны;        

  • выявлять причины и следствия исторического события;        

  • определять и объяснять свои оценки исторического события;

  • закрепить стандартный минимум фактических сведений о Первой мировой войне.

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма на примерах мужества и героизма русских         солдат

  • содействовать воспитанию уважения к истории как к науке о прошлом.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование собственной позиции к историческому событию, осмысление опыта предшествующих поколений.

Регулятивные действия: планирование работы в команде, постановка цели работы и ее достижение, формирование самооценки.

Познавательные действия: определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным военным событиям и личностям, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

Коммуникативные действия:  планирование учебного сотрудничества,  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование:

1.        Проектор, компьютер, интерактивная доска

2.        Презентация «Проблемные задания»;

3. Учебник и тетрадь.

4. Раздаточный материал.

Эпиграф урока:

Версальский договор это не мир, а перемирие лет на XX лет:

Фердинанд Фош.



Сегодняшний урок, посвященный итогам первой мировой войны. Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав. В тоже время усиливалась неравномерность экономического и политического развития различных стран, так называемого «второго эшелона», позже других вступивших на путь капиталистического развития: США, Германия, Россия, Япония- быстро набирали силу и теснили на мировых рынках «старые» капиталистические страны- Англию, Франция.

Мироощущение и настроения европейцев, сложившиеся за последние десятилетия вселили в них веру в нескончаемый прогресс, улучшение жизни и решение различных проблем. Новое поколение европейцев забыло, что такое война, в чем ее тяготы, боль и страдание. У них сложилось такое романтическое представление о войне как о подвигах, наградах, фанфарах. Таким образом, эти факторы обусловили возникновение первого в истории человечества конфликта мирового характера.

Преподаватель:

Пролог
1. Начало века
Двадцатый век своё начало
Отметил бурно! Закачало
Твердыни мира все
В имперской их красе.
 
Престолы треснули,
Их троны пошатнулись!
Казалось, вечные
Устои содрогнулись…
 
Два вектора – корысти и свободы –
Определили европейскую погоду.
Корысть – в захватах, поглощеньях,
За счёт соседа расширениях.
 
Свобода ж вовсе от всего:
Налогов, метрополий и законов,
Монархий, власти и канонов
Религий, брака, чёрт чего…
 
Свободы, равенства и братства
Все требуют наперебой!
Ещё всем поровну богатства,
Иначе «Все на смертный бой!»
 
И вот Европа в кумаче,
Крушится старый мир вообще.
Хотят сломать до основания
С большим упорством и старанием.


Преподаватель: Постановка проблемного задания.

«Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Давайте вспомним мировые державы 20 века и покажем на карте их месторасположение. Какие из них самые влиятельные?

Самой большой колониальной империей владела Великобритания. В ее владениях проживало более четверти населения мира. Она об­ладала обширными территориями в Африке, Азии, Америке, Океа­нии. Кроме колоний, протекторатов и зависимых территорий, Бри­танская империя включала самоуправляющиеся доминионы (Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз).

Второй великой державой была Франция, владевшая колониями. Поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.  Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту.

Другие европейские государства — Португалия, Испания, Ни­дерланды, Бельгия — имели более скромные колониальные вла­дения.

США проводили иную колониальную политику. Обладая огром­ным экономическим и военным потенциалом, они оказывали дав­ление на другие страны, подчиняли их своему влиянию. 

Германия, вступившая на путь колониальных захватов позже других европейских государств, имела в конце XIX в. несколько ко­лоний в Африке.

Ведущие страны мира еще до войны разделились по Блокам.

Вопрос: Какие блоки образовались? Что они означают?

Для того чтобы понять почему началась война надо знать ее

Причины войны: (студенты перечисляют и показывают на карте)

- Германия и Австро-Венгрия – намеривались создать новую Европу, и стать в ней хозяевами.

-Антанта рассчитывала уничтожить Германскую империи, и ее колонии захватить и закончить войну разделом Австро-Венгрии.

- Для Германии Восточная Европа со славянским населением должна превратиться в зависимую территорию, которая обеспечивала бы природными ресурсами и дешевой рабочей силой. Великобритания, Франция перешли бы под контроль Германии.

- Австро-Венгрия стремилась укрепить дуалистическую монархию, сломить Сербию и контроль над славянскими землями Балкан, Россией.

- Англия разгром главного конкурента Германии, расширить свое влияние в мире и сохранить империю.

- Франция вернуть Эльзас и Лотарингию, захват Рейнской промышленной зоны и раздробления Германии с Австро-Венгрией.

- Россия претендовала на черноморский пролив, господство на Балканах в Европе и Османскую империю вытеснить из Закавказья.

- Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове. 

- Османская империя в войне с Италией потеряла свое влияние на Балканах и хотела его вернуть. Стала союзницей Германии.

- Япония перед войной имела крепкие экономические и политические связи с Германией. Однако Япония решила в Первой мировой войне выступить на стороне Антанты. Это было продиктовано политикой экспансии, которую Япония проводила в конце XIX — начале XX веков.

- Сербия полную независимость только в 1878 году, стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова.

Желала образовать Югославию, включив в нее всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи.

- США не выражаются конкретно, приводя лишь тот факт, что до Первой мировой войны Соединенные Штаты являлись крупнейшим мировым должником, а после войны стали единоличным мировым кредитором.

Вопрос: Что послужило поводом к войне?

Повод к войне: поводом для начала военных действий в 1914 году послужило убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом, членом организации "Молодая Босния" Гаврило Принципом.

Чтобы понять как развивались события Первой мировой войны необходимо вспомнить основные даты:

Хронологический диктант:

1 августа 1914г. – в войну вступила Германия и объявила ее России.

4 августа 1914г. – нарушен нейтралитет Бельгии.

31мая-1 июня 1916г.- Германский флот не смог одержать победу над Британией.

7 мая 1915г. – крушение американского лайнера Лузитания.

3 марта 1918г. – Восточный фронт прекратил существование.

11 ноября 1918г. – завершилась первая мировая война.

23(8)февраля 1917г. - февральская революция в России.

Июль-ноябрь 1916г. – сражение на реке Сомме.

2 (15) марта 1917г. – отречение Николая второго от власти.

25(7)ноября 1917г. – приход к власти большевиков.

30 октября 1918г.- капитуляция Турции.

6 августа 1914г. – Австро-Венгрия объявила войну России.

3 августа 1914г. – Германия объявила войну России.

28 июня 1914г. - повод к войне убийство наследника престола А-В эрцгерцога Фердинанда.

5-12 сентября 1914г. – битва на реке Марна.

28 июня 1919г. – Версальские договора

28 июля 1914г. – начало первой мировой войны.

Преподаватель: ребята обратите внимание на изображения что показано на картинах. Ответ: война. С чем она у вас ассоциируется? Если бы вы нарисовали куст как бы назвали первую ветвь войны. Перед вами на парте «ассоциативный куст» на нем напишите свои ответы.

Ответы зачитывают: агрессия, голод, холод, разруха, захват, плач, стон, террор, обнищание и т. д.

Обсудили выбрали слова самые часто встречающиеся и подписали и прикрепили к корням дерева главные.

Работа над понятиями и терминологией:

Преподаватель показывает термин студенты отвечают.

  1. Картель - (от ит. carta - бумага, документ; англ. и фр. cartel) -одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий.

  2. Альянс - союз, объединение (например, государств, организаций) на основе формальных либо неформальных договорных обязательств.

  3. Блокада - действия, направленные на изоляцию объекта путем пресечения всех его внешних связей.

  4. Метрополия – государство, обладающее зависимыми территориями, обычно в виде колоний.

  5. Регент - правитель, временно исполняющий полномочия монарха.

  6. Идеология - система взглядов идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

  7. План Шли́ффена - стратегический план военного командования Германской  империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать  быструю победу в Первой мировой войне.

  8. Ультиматум- условие.

  9. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.

  10. Маргиналы - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей...

  11. Свобода рук – баланс между Антантой и Тройственным союзом США.

  12. «Сараевское убийство» - или убийство в Сараеве – одно из самых громких убийств XX века, стоит практически наряду с убийство президента США Дж. Кеннеди. Убийство произошло 28 июня 1914 года в городе Сараево (сейчас является столицей Боснии и Герцеговины. Жертвой убийства был наследник австрийского престола Франц Фердинанд, а вместе с ним была убита его жена графиня София Гогенберг.

  13. «Чудо на Марне» - крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками, состоявшееся 5—12 сентября 1914 г. на реке Марна в ходе Первой мировой войны, закончившееся поражением немецкой армии. В результате битвы был сорван стратегический план наступления немецкой армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте.

  14. «Верденская мясорубка» - одно из самых кровавых и при этом бессмысленных сражений Первой мировой войны. Борьба за Верденский укрепленный район шла на Западном фронте с 21 февраля по 18 декабря.

  15. Битва под Ипром чем запомнилась - активно применяла  химическое оружие Германия.

  16. «Брусиловский прорыв» - фронтовая наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова  во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая — 7 сентября (по старому стилю) 1916 года, в ходе которой было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии и заняты Буковина и Восточная Галиция.

  17. Компьенское соглашение- заключено 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Compiégne), близ станции Ретонд (Франция), между Германией, потерпевшей поражение в 1-й мировой войне 1914—18, с одной стороны, и Францией, Великобританией, США и другими государствами антигерманской коалиции — с другой.

Преподаватель: с этим заданием вы справились.

Мы с вами продолжаем активно работать и вспоминать изученный материал, но в другой стратегии. В процессе работы мы будем отвечать на поставленные вопросы и по мере ответов будет появляться лепестки ромашки.

Простые вопросы:


1.В первой мировой войне приняло участие, сколько стран? (38 государств)

2. Сколько  дней продолжалась Первая мировая  война? (1568дней.)

3. Россия владела колониями в мире? (Нет)

4. Сколько  фронтов сформировалось в начале  войны? (3)

5. Какая  страна называлась мировым кредитором? (США)

6. Какой союз одержал победу в годы войны? (Антанта)

Уточняющие вопросы

  1. «Ты действительно думаешь, что …?».

Германии необходим был рынок сбыта.

Необходимы новые колонии.

Мировое господство.

  1. «То есть ты говоришь, что…?»,

Италия перешла в блок Антанты.

США вступила в войну только в 1917г.

  1. «Если я правильно понял, то …?»,

Россия без поддержки союзников воевала на восточном фронте.

Россию не пригласили за стол переговоров после войны из-за Гражданской войны и боязни к большевикам.

  1. Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». 

Выходе из войны России до срочно, а в Версаль не пригласили за стол переговоров Англия, Франция, США, Италия, Япония, а судьбу всего мира решили без участия России.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». 

  1. Почему в России началась революция? (Недовольство ситуацией в стране, затянувшаяся война, люди требовали модернизации предприятий, лучшей жизни )

  2. Почему победу одержали большевики? (Рабочим- заводы, фабрики, Земля –крестьянам)

  3. Почему США после смогли стать мировым государством? (торговля оружием с 1914 по 1917г. )

  4. Почему говорят над этой страной солнце никогда не заходило?

  5. Почему Россия и США не вошли в Лигу Наций 1919 года? (США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 году против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.
    СССР- были в ЛН с 1934 года. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны 1939-1940 гг., Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций)

Творческие вопросы

1. Если бы в России не началась революция? (Мир и его границы были бы разделены с учетом царской России. Сохранился бы монархический строй в России.)

2.Если бы Россия в войне не поддержала Сербию? (все равно началась бы мировая война, т. к. это война за пересмотр «Венской системы» времен Наполеона).

  1. Если бы активно война велась не только на восточном фронте. (Россия не вышла до срочно из войны.)

4. Если бы в Сараево не удалось покушение на Франца Фердинанда, означало бы это, что Первая Мировая война не постигла бы человечество?

  1. Если БЫ Италия не перешла из Тройственного союза в Антанту. (Силы Тройственного союза сохранились и возможно итог войны был другой)

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»

  1. Почему блок Антанта это «хорошо», а блок Тройственный плохо? (Антанта не собиралась нападать, а стремилась сохранить свои колонии, а Тройственный отобрать рынки сбыта, а значить отодвинуть границы государств за счет войны.)

  2. Почему США это «хорошо», руководить, послевоенным миром, а Германии, Австро-Венгрии это «плохо»? (США создалось из Английской колонии, при поддержки Франции и Россией. США первые войну не начинают, а могут манипулировать и влиять без войны на судьбу многих государств. Германия стала главной виновницей 1 мировой войны.)

  3. Почему Англии захватывать чужие территории это «хорошо», а Германии это «плохо»?

  4. Почему за стол переговоров Россию не пригласили это «хорошо», а США могут хлопнуть дверью и это тоже «хорошо». (Россию не пригласили посчитали, что царская Россия свою миссию выполнила в ходе первой мировой, а США теперь надо слушать они то теперь мировая держава, предоставляют кредиты и конечно могут позволить хлопнуть дверью на любых переговорах.)

  5. Почему организация для США Лига Наций это «плохо», а организация ООН это «хорошо». (в Лигу Наций США не входит, а в ООН входит.)

Практические вопросы. 

1. Версальская система оказалась неспособной выполнить свою непосредственную задачу. (держать в узде побеждённые страны. Антанта способствовала сплочению побеждённых и вызвала их ненависть. Поражение Германии в войне усилило несоответствие между высоким уровнем экономического развития страны и слабостью её позиций на мировых рынках. )

2. Главная причина Первой мировой войны — (борьба Германии за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала — не была устранена, а лишь временно приглушена и неизбежно должна была через некоторое время обостриться ещё больше. Ни попытка подорвать германскую экономику путём репараций, ни лишение Германии массовой армии не предотвратили подготовку реванша. Надо сказать, что германские правящие круги начали думать о реванше сразу же после подписания перемирия.

3. Французский маршал Фош, увидев подписанный Версальский мирный договор, воскликнул:

«Это не мир. Это перемирие на двадцать лет». Как вы думаете, почему такая реакция была у французского маршала?

Ответ: ознакомившись, капитулированные государства с договорами, уже понимали, что война еще не закончена. Такие государства как Германия, Австрия, Венгрия будут хотеть реванша, а Италия, Япония станут их союзниками, так как в Версальском договоре для них места нет.

Преподаватель: Мы недовоевали совсем немного. Позже Уинстон Черчилль написал: «Уже держа победу в руках, Россия вдруг упала наземь, заживо пожираемая червями. Из-за сепаратного Брест-Литовского мира, который большевики подписали с Германией, Россию не пригласили на Версальскую конференцию, ее войск не было и на параде победы. Но Париж и Лондон пошли еще дальше, просто вычеркнув Россию из списка участников войны, старательно забывая, что именно безоговорочное выполнение союзнических обязательств подорвало силы страны. Отдавая дань погибшим, Англия и Франция не упоминали пять миллионов русских солдат и офицеров, положивших своей жизни во имя общей победы.

Так главный вопрос урока: «Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Преподаватель: итоги Итак, главным итогом 1-ой мировой войны стало ослабление Германии и Англии. Германия оказалась задавлена репарациями и лишилась части исконно немецких земель, до сих пор не возвращённых в состав Германии, а Англия впервые за 500 лет оказалась равной по силе флота с какой-то другой державой. Так наступил конец геополитического лидерства Англии. Затем, после 2-ой мировой войны Великобритания окончательно уступила США лидерство в мире. 

Но самой большой катастрофой 1-ая мировая война обернулась для России. Россия, которая была на гране победы в войне, вытянула на себе Антанту и внесла решающий вклад в разгром Центральных держав, оказалась стёртой с лица земли. Когда до полной победы и взятия Константинополя оставалось не более года в стране произошла Февральская революция, приведшая к гибели самодержавия. Тысячелетние устои нашего государства оказались разрушены. 

Один из главных итогов войны — это крах самодержавия. Рухнули 4 самодержавных Империи – Россия, Австрия, Турция и Германия. Монархия осталась только в Англии, Японии и Италии – из стран, входящих в список мировых гегемонов. 

И нам бы хотелось, чтобы в ваших сердцах всегда было место состраданию, милосердию, чтобы вы всегда помнили историю нашей Родины и людей, делавших историю.