Открытый урок русского языка во 2 «б» классе
на тему:
«Перенос слов»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Абдурашидова Разият Олбузуровна
Цель урока: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Личностные УУД :умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Оборудование :
учебник «Русский язык.2класс», В.П .Канакина, В.Г.Горецкий, с.71-72,
презентация «Как переносить слова. 2 класс»;
карточки с заданиями;
сигнальные карточки для оценки работы.
Ход урока:
Организационный момент. Настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю».
Актуализация знаний
Минутка чистописания
Рр
Трава, дрова, труд , сорока,
- Какую букву будем писать на минутке чистописания?
-Какой звук она обозначает в словах, записанных на доске? (Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах.
- Запишите слова с доски. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова.
- Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников
- Назовите односложные слова (труд). Как можно назвать остальные слова?
- К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? (сорока)
2.Словарная работа.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки. (Записать на обратной стороне доски)
1.Белый камень
В воде тает (сахар)
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (ветер)
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет. ( берёза)
4. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
5. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает, споткнется у порога.
Что это? … ( дорога)
( Самопроверка со слайд . Самооценка)
- Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к лимону, и банану, к солнцу и осенним листьям. Произнесите это слово. Разделите на слоги. Какой гласный звук слышится в первом слоге?
- Запишите слово жёлтый.
Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ». (слайд3)
- Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
- Почему? (Он не знает правила переноса.)
-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
Работа по теме урока с учебником
- Откройте учебник на с. 71.
- На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)
Упр. 107 (с. 71).
- Прочитайте про себя правила переноса.
- Как переносят слово? (По слогам.)
- Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Работа с презентацией «Как переносить слова»
Первичное закрепление
Упр. 108 (с. 71).
- Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь
- Подумайте, все ли из них можно перенести?
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 109 (с. 72).
- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
- Придумайте заголовок. (Осень.)
- Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку.(Значок «Работа в паре»).Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
- Возьмите зеленую ручку, подчеркните слова, которые нельзя перенести. Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)
- Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?
Физкультминутка
Работа в паре по карточкам
КАРТОЧКА № 1
Раздели их для переноса .
Ваня, лайка, дубок, пеньки, ванна.
КАРТОЧКА №2
Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить.
Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.
(Дети выполняют работу.)
Проверка работ у всех детей. Самооценка.
- Выразите свое отношение к материалу урока:
Зеленый цвет – все понятно по теме урока.
Желтый цвет – есть вопросы.
Красный цвет – ничего не понятно.
Подведение итогов урока
- Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
- Какие слова нельзя переносить?
- Кто из вас не ошибается при переносе слов?
XI. Домашнее задание
Упр. 107, с. 71 (устно).
Упр. 111, с. 72 .