Цель и задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;
Развивающая:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;
способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;
способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.
Планируемый результат:
- учащиеся знают терминологию по теме;
- умеют распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;
- познакомились с функциями основных отделов головного мозга
Формы работы: групповая, фронтальная
Методы: проблемно-поисковый, дедуктивный (от общего к частному)
Средства обучения: тетради, учебники. дополнительные материалы, муляжи, таблицы, схемы.
Главным этапом урока является этап « Изучение нового материала», который реализуется через совместную групповую работу.
Считаю, что время, отведенное на каждом этапе распределено и использовано рационально, «связки» между этапами урока являются логическими.
Отбор ТСО, наглядных пособий исходил из возможностей кабинета биологии, не хватало наглядностей в виде мультимедийных презентаций и т.д.
На уроке создается психологически комфортная обстановка, доброжелательные взаимоотношения между учащимися, и учащимися и учителем, который выступает в роли консультанта.
Информационная карта урока
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Уметь сравнивать строение и функции отделов головного мозга и делать выводы на основе сравнения Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное | Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг |
Изучить внешнее строение головного мозга | Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга |
Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга Познакомить со строением и функциями отделов, образующих головной мозг | Научить различать отделы головного мозга Организовать практическую работу для изучения строения и функций отделов головного мозга Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации |
Этапы и формы проведения урока
Этап урока | Формы проведения |
Изучение этапов развития головного мозга | беседа |
Определение понятия “головной мозг” | Коллективная работа на единую цель |
Изучение внешнего строения головного мозга | Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр материалов с предъявлением задания после просмотра |
Изучение функций отделов головного мозга | Самостоятельная работа с последующим обсуждением |
Конспект урока биологии в 8 классе (45 минут)
Тема: « Строение и функции головного мозга»
«Мозг - самое совершенное и сложное создание земной природы»
И.П.Павлов
Цель и задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;
Развивающая:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;
способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;
способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.
Оборудование: таблицы, схемы, модели головного мозга, раздаточный материал.
В ходе урока учащиеся работают группами:
Группа экспертов-физиологов продолговатого мозга
группа экспертов-физиологов мозжечка
группа экспертов-физиологов среднего мозга
группа экспертов-физиологов промежуточного мозга
группа экспертов-физиологов головного мозга
Ход урока.
Организационный момент (1-2 минуты): приветствие класса, отметка отсутствующих, готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания (6-7 минут).
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? | Фронтальная беседа, проверка Д/З | Ответы на вопросы (с места) |
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. | Учитель знакомит с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать” | |
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу работу, выполненную дома, ответ на вопрос в рубрике «Подумайте». | Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод. | Ответы с места |
Изучение нового материала (23-25 минут).
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? - Зачем нам эти знания? | Обращение к ученикам, актуализация работы | – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места ) |
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы | Обращение к листку на карте Инструктаж заполнения I и II графы | Заполняют, кроме III части “что узнал(а)” |
Актуализация опорных знаний: данные об особенностях мозга известных людей (учащиеся). Интересные факты о головном мозге:
Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Он покрыт тремя оболочками: снаружи – твердой мозговой, которая сращена с надкостницей черепа. Непосредственно к ткани мозга прилегает мягкая мозговая оболочка. Между ними находится паутинная оболочка. Головной мозг активно снабжается кровью: ежеминутно через сосуды мозга протекает 3\4 литра крови, общая длина сосудов мозга составляет 560 км.
Непосредственной связи между умственного развития и массой головного мозга не существует: Тургенев И.С. – имел массу 2012 г, Бехтерев В.М. – 1720г, Павлов И.П. – 1653г, Менделеев Д.И. – 1571г, (больше средней нормы), В.И. Ленин- 1340 г., а у А.Франса – 1017г. (меньше средней нормы). У Луи Пастера не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней. Самый тяжелый мозг – 2850г оказался у идиота. Однако есть и предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. У взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины -900г. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Число нейронов в мозге – 14 млрд.
Число нейронов в коре больших полушарий – 12 млрд.
Длина нервных волокон в переднем мозге – 500 тыс.км.
Поверхность коры – 2000-2500 кв.см.
- Давайте вспомним из курса «Многообразие живых организмов» из каких отделов состоит головной мозг (ствол: продолговатый мозг, промежуточный и средний мозг, мозжечок и передний мозг)
Головной мозг состоит из 5 главных отделов:
1,2,3,4 группы работают по учебнику и заполняют таблицу по своему отделу головного мозга (10 минут):
Отдел головного мозга | строение | функции |
| | |
5группа отвечает на вопросы:
Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (в головном - черепно-мозговая жидкость)
головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
Продолжение таблицы
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
Начнем мы свое знакомство с результатами работы группы № 5, которые представят общую информацию о строении головного мозга | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради |
Итак, давайте работать и изучать отделы головного мозга по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива? | | – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП. |
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Средний мозг- образован белым веществом, внутри ядра серого вещества. Он участвует в регуляции мышечного тонуса и позы тела, в нем проходят дуги ориентировочных рефлексов. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?” | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
4 отдел головного мозга: Промежуточный мозг- состоит из таламуса и гипоталамуса и располагается на границе с большими полушариями головного мозга. Сверху к промежуточному мозгу прилегает эпифиз, а снизу- гипофиз – железы внутренней секреции. Таламус- регулирует и координирует проявление эмоций, а также является центром всех видов чувствительности кроме обонятельного и центр, регулирующий температуру тела, обмен жиров и давление крови. Гипоталамус- главный центр регуляции вегетативной нервной системы. Обеспечивающий согласованную работу внутренних органов, постоянство внутренней среды и регулирующий обмен веществ в организме. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области гигиены нервной системы, который познакомит вас с памяткой. | | Выступление ученицы 8 а класса, по вопросу гигиены нервной системы |
Гигиена нервной системы. Памятка для тех, кто заботиться о своем здоровье (см. приложение)
Рефлексия (2-3 минуты)
– Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – а сейчас я предлагаю заполнить на листочке графу “что я узнал (а) на уроке” | | Ученики заполняют в листочке графу “что я узнал (а) на уроке” |
Домашнее задание (1-2 минуты)
– Комментарий по домашнему заданию | | Записывают Д/з с доски: |
Подведение итогов урока (1 минута)
«Мозг человека-самый сложный объект Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем» слова академика Владимира Михайловича Бехтерева (русский психиатр, невропатолог, физиолог»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Строение головного мозга »,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.
Урок Матаевой Эльмиры Мухтаровны учителя биологии , организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне.
По своему типу урок изучения нового материала с элементами систематизации и обобщения материала.
Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества.
Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таким форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам.
На протяжении всего урока учитель использовал мультимедийную презентацию, что позволило сэкономить время урока в ходе объяснения нового материала, а так же при первичном закреплении материала. Елена Сергеевна использовала готовый рисунок параболы построения параболы по заданному алгоритму.
В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и одновременного закрепления знаний по расположения параболы в системе координат.
Подведение итогов урока показал, что дети хорошо усвоили материал по данной теме.
Урок Эльмиры Мухтаровны является инновационным, интересным, познавательным, показал что учитель в своей работе активно применяет элементы информационно-коммуникативной, здоровьсберегающей, личностно-ориентированной технологий.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Строение головного мозга »,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.
№ | Критерии | Баллы |
1 | Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительныдля них | 4 |
2 | Замысел занятия реализован | 4 |
3 | Содержание урока оптимально (научно, доступно) | 3 |
4 | Проблемный характер изложения учебного материала | 3 |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 2 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | 4 |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: |
| в предметной области | 4 |
| в области информационных технологий | 4 |
| в проектно-аналитической деятельности | 3 |
| в исследовательской деятельности | 3 |
| в плане продолжения образования и эффективного самообразования | 4 |
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: |
| коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 |
| критическое мышление | 3 |
| креативность, установка на творчество | 3 |
| самостоятельность и ответственность | 4 |
| рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 4 |
| толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 3 |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 4 |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | 4 |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | 2 |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | 4 |
13 | Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест | 3 |
14 | Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | 2 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | 3 |
16 | Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся | 4 |
| Всего баллов: | 85 |
Вывод: положительный
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
Достигнуто в высокой степени 4 балла
Достигнуто почти в полной мере 3 балла
Достигнуто частично 2 балл
Достигнуто в малой степени 1 балл
Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование.