Открытый урок математики в 6 классе
по теме: "Координатная прямая "
Цели урока:
образовательные
формирование понятий : положительные и отрицательные числа, координатная прямая, координата точки;
формирование умений читать, записывать и распознавать положительные и отрицательные числа, определять координату точки на прямой и по заданной координате отмечать точку;
развивающие
формирование способности сравнивать, классифицировать, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, познавательного интереса к изучаемому предмету;
воспитывающие
воспитание аккуратности при выполнении чертежа, самостоятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран
Орг.момент
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Чтобы в течение урока не отвлекаться, повернитесь, улыбнитесь им… А теперь настроимся на работу. Пожалуйста, садитесь!
Наш урок мы начнем с устного счета
Устный счет. (слайд1)
0,18 : 0,06 =3
0,18 : 0,6 =0,3
1,8 : 0,06 =30
1,8 : 0,6 =3
2.Повторим:
Что такое радиус?
Как найти радиус, если известен диаметр?
Как найти площадь круга
Как найти длину окружности
Отгадаем ребус (слайд2)
Какая геометрическая модель изображена на рисунке? ( прямая, отрезок, луч, координатный луч) ( слайд 3)
Назовите составляющие, что такое координатный луч, что , он имеет?
Как называются числа, соответствующие данным точкам? (координаты)
Назовите координаты указанных точек.
Какую будет иметь координату точка А , если её переместить:
на 3 единичных отрезка вправо?
на 4 единичных отрезка влево?
Ребята затрудняются ответить на последний вопрос.
Объяснение нового материала
Оказалось, что знаний недостаточно. С помощью координатного луча найти координату полученной точки невозможно. Для этого нам нужна новая математическая модель. Давайте начертим в тетради координатный луч, так чтобы начало отчета было где-то по середине листа. (Слайд 4) Отмечаем начало отчета, направление и единичный отрезок ( на слайде 4 клеточки). Влево от начала отчета начертим дополнительный луч, так же отметим единичный отрезок. Заметим, что лучи ОА и ОВ образуют что? Прямую Получили новую математическую модель, как вы думаете как она называется? Значит тема урока сегодня (дети называют тему)
Учитель: Тема урока: «Координатная прямая.» ( записываем тему)
Что вы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться? Слайд5, слайд6 Сформулировать определение координатной прямой (Слайд 7, 8)
Учитель: Ребята, какое число соответствует точке О? Ученики: Число нуль.
Учитель: Вправо от нуля идут числа с со знаком +, как они называются
Ученики: Положительные
Учитель: А влево от нуля идут числа со знаком -
Учитель: Ребята , как называют числа со знаком -?
Ученики: Отрицательные.
Учитель: А к каким числам вы бы отнесли нуль? ( ни положительный ни отриццательный)
(Слайд 9) Ну если мы возьмем нуль и положительные числа, то они вместе будут называться неотрицательные, а если нуль и отрицательные то неположительные.
НА ДОСКЕ
Теперь, имея координатную прямую, мы можем ответить на вопрос. Какую координату будет иметь А если ее переместить влево на 4 единичных отрезка? Конечно
слайд 10,11
Прямые могут находиться в различных положениях. В горизонтальном и вертикально. Если мы поставим нашу прямую вертикально, то где будут находиться положительные числа и отрицательные?
Ученики: Положительные координаты находятся выше точки О.
Отрицательные координаты находятся ниже точки О,
Учитель: и смотрите куда показывает стрелка направления
Ученики: ВВЕРХ
В математике принято: положительное направление обозначать стрелкой
Слайд 12 примером служит известный нам всем термометр
Поработаем с термометром ( раздаем самодельные термометры)
Покажите температуру 10 градусов мороза
15 градусов тепла, повысилась на 5 градусов
15 градусов ниже нуля, понизилась на 2 градуса
0 градусов, столбик термометра опустился на три градуса, повысился на 5 делений
Мы получили новую геометрическую модель. Назовите её составляющие. Как она называется?
Ученики: Называют составляющие. Дают название прямой.
Ученики: Пробуют дать определение
Выводы:
Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
- А теперь у вас будет возможность поработать в группах, что-то объяснить друг другу, в чем-то помочь. На столах лежат альбомные листы. На них надо построить координатную прямую, на которую нанести точки с заданными координатами. Работа совместная, в тетрадях этого делать не надо. Но объяснить сделанное должны уметь все из группы, вызвать к доске могу любого.
Пояснение. У каждого на столе в карточке дан набор координат, причем у каждой группы свой. Группа включает в себя 4 человека (2 парты)
I А(5), С(- 7), К(- 2), М(- 5), Р(3) | II В(6), Р(- 2), А(3), О(0), К(-4) |
III N(4), F(1), L(- 2), M(- 4), T(- 6) | IV X(- 1), Y(- 3), Z(2), L(1), Р(- 5) |
V E(5), R(- 4), P(- 7), S(- 3), D(2) | VI H(7), K(- 6), L(-4), V(3), B(- 1) |
- На выполнение работы дается 3 минуты. Задание выполняется на альбомном листе с помощью маркера. В течение этого времени нужно обойти группы, проверяя, есть ли вопросы. Затем из каждой группы вызывается по одному участнику, который объясняет и показывает работу своей группы. Листок с выполненным заданием с помощью скотча прикрепляется к доске и не снимается. Если в выполненном задании есть ошибки, то они исправляются красной ручкой. Затем подводятся итоги, верно ли выполнили задание группы, были ли ошибки, если были, то какие.
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на место побежали
5. Закрепление нового материала. Слайд 13
Работаем по учебнику №846
3. №848.
- Какой единичный отрезок удобно выбрать?
ИТОГИ УРОКА
Домашнее задание
П 30. 847, 849
Рефлексия Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок. Возьмите магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное)
А(5), С(- 7), К(- 2), М(- 5), Р(3) | В(6), Р(- 2), А(3), О(0), К(-4) |
N(4), F(1), L(- 2), M(- 4), T(- 6) | X(- 1), Y(- 3), Z(2), L(1), Р(- 5) |