МКОУ «Хлютская СОШ»
Открытый урок
по алгебре
в 9 классе
по теме:
«Решение целых уравнений»
Учитель: Уруджев А.А.
2018г
Тема: «Решение целых уравнений»
Цели урока:
рассмотреть решения целых уравнений различных типов путём введения новой переменной.
- закрепить знания учащихся по решению целых уравнений, способствовать выработке навыков решения уравнений различных типов;
- применение знаний, умений, навыков при решении различных типов уравнений, развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
- развитие навыка самостоятельности ,ответственности , взаимоконтроля в работе.
Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
План урока:
Организационный момент;
Проверка Д/З;
Актуализация знаний;
Устная работа;
Новые методы решения целых;
Устный опрос ;
Физминутка.
Закрепление знаний и способов действий;
Контроль знаний. Самостоятельная работа.
Рефлексия:
Подведение итогов, объявление оценок.
Д\З
Ход урока.
Организационный момент.
Цитата: У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органом чувств больше, чем у простых смертных.
Чарлз Роберт Дарвин.
Ребята! Вам предстоит итоговая аттестация по математике в форме ОГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, вы должны знать математику не только на минимальном уровне, но и применить ваши знания в нестандартных ситуациях. Во второй части экзаменационных вариантов часто встречаются уравнения высших степеней. Наша задача: систематизация и обобщение, расширение и углубление знаний по решению уравнений.
Уравнение-это самая простая и распространенная математическая задача. Вы накопили некоторый опыт решения разнообразных уравнений и нам нужно привести свои знания в порядок.
2. Проверка Д/З.
а) учитель отвечает на возникшие вопросы при выполнении
домашней работы;
б) выборочная (4 «слабых» ученика выполняют самостоятельно по своему усмотрению одно из заданий из домашней работы на листочках) – двое сильных учащихся проверяют и оценивает данную работу.
3 .Актуализация знаний.
( в это время на доске 2 ученика выполняют самостоятельно работу по карточкам ) – учитель проверяет, отвечает на вопросы и оценивает работу каждого.
Карточка № 1:
Решить уравнение:
Карточка № 2:
Решить уравнение:
4. Устная работа:
В то время пока 6 учащихся работают письменно, с остальными проводит учитель устную работу:
Найдите значение выражения:
а) -4,5 : 0,9; б) 4,5 : (-0,09); в) -7:2+0,3; г) 4,1:0,41
Что называется уравнением? (Равенство, содержащее переменную, называется уравнением с одной переменной)
Что называется корнем уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.)
Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что корней нет.)
Что называется целым уравнением с одной переменной? (Уравнения, в которых левая и правая часть являются целыми выражениями).
Что называют степенью уравнения? (Степень целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения вида Р(х)=о, где Р(х)- многочлен стандартного вида.
Сколько корней имеет уравнение 1-й степени?
2-степени?
3-й степени?
4-степени?
п - й степени? (ответим на главный вопрос).
Какое уравнение называется биквадратным?
(Уравнение вида , где а, b, c – данные числа и а отлично от нуля, а х –неизвестное, наз ывают биквадратным уравнением).
5. Новые методы решения целых уравнений объясняют заранее подготовленные учащиеся.
Существуют два основных метода решения целых уравнений выше второй степени:
| |
Метод разложения на множители Пример: х5 – 9х3 = 0; х3 (х2 – 9) = 0; | Метод введения новой переменной Пример: 9х4 – 10х2 + 1 = 0. Пусть х2 = а, тогда 9а2 – 10а + 1 = 0; |
х3 = 0; х = 0. | или | х2 – 9 = 0; х2 = 9; х = ± 3. | а1 = 1; х2 = 1; х = ± 1. | и | а2 = 1/9; х2 = 1/9; х = ±1/3. |
Ответ: –3; 0; 3. | О т в е т: ± 1, ±1/3 |
6. Устный опрос :
Какую подстановку необходимо выполнить, чтобы уравнение стало квадратным?
а) х4 +2х2 + 1 = 0;
в) 4у2 – 7у4 = 0;
д) х6 – 3х3 + 2 = 0;
7. Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
8. Закрепление знаний и способов действий.
№272 (а, в, д) – у доски;
№276 (а-в) – работа в парах.(взаимопроверка)
На данном этапе организую работу по анализу заданий, контролирую ход решения уравнений учащимися у доски и на месте .
9. Контроль знаний. Самостоятельная работа.
Критерии оценивания:
Уравнения базового уровня оцениваются - оценка 4, повышенного уровня – оценка 5.
Базовый уровень.
(2х2 + 3)2 – 12 (2х2 + 3) + 11 = 0.
Повышенный уровень.
х5 + х4 – 6х3 – 6х2 + 5х + 5 = 0
10. Рефлексия:
Сегодня на уроке я вспомнил(а)…..
Сегодня на уроке я узнал(а), что…..
Сегодня на уроке мне было все….
Из всех уравнений мне больше всего нравиться решать
11. Подведение итогов, объявление оценок.
12. Домашнее задание: стр. 76, №272 (б,г), 273 (б, г), 285 (на повторение).