Цель этапа
|
Содержание этапа
|
Деятельность ученика
|
Универсальные
учебные действия
|
- Организационный момент
|
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.
|
Стимулирование на учебную деятельность.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.
Выполним ряд упражнений, для активизации мозговой деятельности. (Рисуем одной рукой лежачую восьмерку, другой –стоячую; обнимем себя – одной рукой рисуем треугольник, другой - квадрат )
|
Организовывают рабочее место.
|
Л.: понимают значение математических знаний для человека, имеют желание учиться.
Р.: самостоятельно организовывают свое рабочее место
|
2. Мотивация.
|
Стимулирование познавательной
активности.
|
Начинаем наш урок математики.
Запишем число, классная работа.
Сегодня у нас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.
Поможет нам девиз нашего урока. Прочитаем его все вместе «Ум и … дороже всего». Куда же делось еще одно слово. (слайд 1)
(появляется видео слайд 2)
Так вот кто проказничает. Да еще и записку оставил. Чтение записки. (Слайд3) Готовы к труду.
|
Настраиваются на работу.
|
Л.: понимают значение математических знаний для человека, имеют желание учиться.
|
3.Актуализация знаний
|
Активизация мыслительного процесса.
|
Начнем нашу работу с устного счёта.
1) Вычислите периметр прямоугольника. Ответы находятся на столе. Поработайте группой. Выберите правильный ответ и поднимите.
У вас на парте лежит лист «Моя работа на уроке». На этом листе вы будете выставлять себе баллы за работу на уроке. Оцените свою работу, посмотрев на максимальное количество.
(на экране появляется Карлсон и слова)
Молодцы. Посмотрите на экране послание от проказника. Замечательно. Дружно.
Эту работу вам удалось выполнить замечательно и дружно.. У вас на столе лежат маршрутные листы. Оцените свою работу.
|
Находят периметр прямоугольника
|
Л.: осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.
П. извлекают необходимую информацию.
К.:сотрудничают в совместном решении задачи
|
2) Математический диктант
1)Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42? +
2) Назовите число, которое меньше 24 на 6? -
3)Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3? +
4) Во сколько раз 4 десятка больше 5?
5)Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель? -
6)Найдите произведение 9 и 3. +
7)Уменьшите 64 в 8 раз. -
8)1-ый множитель — 4, 2-ой множитель — 6. Чему равно значение произведения? -
Проверка с партнером по лицу.
Встаньте те, кто не допустил ошибок, встаньте те, у кого одна ошибка. Ребята, давайте похлопаем им.
Оцените свою работу.
(на экране появляется Карлсон и слова)
Молодцы. Посмотрите на экране послание от проказника. Основательно. Разумно.
3) нахождение значений выражений Чему равно значение ? – 0 .
|
Решают задания, основанных на знании табличного умножения, деления, сложения и вычитания.
|
4. Создание проблемной ситуации.
|
Организация исследовательской деятельности.
|
Я хочу вам рассказать сказку о числе 0.
Послушайте сказку о нуле.
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с друзьями легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём.
Как вы думаете, почему числа не захотели встать в пару с нулем?
(Может в ответе быть ноль. Таких примеров не бывает. )
|
Наблюдают над известными приёмами действий с числом 0 .
Отвечают на вопрос учителя, формулируют цель урока.
Выдвигают гипотезы.
|
К.:
формируют умения слушать и слышать.
Л.: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Р.: определяют цель урока
|
5. Постановка учебной задачи.
|
|
Итак, какова наша цель? - Научиться делить число на нуль.
Что для этого надо? Узнать правило деления числа на 0..
Оцените свою работу.
Сегодня мы с вами откроем ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.
|
Формулируют цель урока.
|
Р.: определяют цель урока
|
6. Открытие нового знания.
|
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила
|
Как узнать, какой результат получится при делении числа на 0.
Давайте обратимся с вами к уравнению х*0 = 127
Посмотрите, есть ли корень у этого уравнения? Какое значение будет иметь произведение х*0, если вместо х поставить какое — нибудь число. Может ли его значение быть равным 127. А другому натуральному числу.
Является ли множитель неизвестным в данном уравнении? Как найти неизвестный множитель.
Если бы мы смогли разделить 127 на 0, то значит мы нашли бы корень этого уравнения. Но корня у этого уравнения нет, значит разделить 127 на 0 нельзя.
Тема нашего урока « Делить на 0 нельзя!»
Оцените свою работу.
(на экране появляется Карлсон и слова)
Молодцы. Посмотрите на экране послание от проказника. Отлично.
Какое же правило теперь можно сформулировать?
Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
|
Поиск решения на основе ранее изученного.
Формулируют тему урока.
Формулируют правило.
|
Л.: осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.
П. проявляют познавательную инициативу, отвечая на простые и сложные вопросы, сами задают вопросы, извлекают необходимую информацию.
|
Динамическая пауза
|
7. Первичное закрепление
|
Тренировка в выполнении правила действия.
|
N 111,(устно)
1) Объясните, почему у данного выражения нет значения. (Работа в группе)
2) Приведите примеры выражений, которые не имеют числового значения.
Оцените свою работу.
|
Решают задание с комментирова
нием. Составляют выражения, которые не имеют числового значения
|
Р.:учитывать правило при выполнении учебного задания, выполнять учебные действия и осуществлять контроль порезультату
К.:сотрудничают в совместном решении задачи
|
8. Закрепление знаний.
|
|
1)N112 (письменно) – выписывают
Проверяют с партнером по плечу
Пара, справившаяся с заданием первым, пишет на доске.
2)вычисление значения выписанных выражений (у доски)
Оцените свою работу.
(на экране появляется Карлсон и слова)
Молодцы. Посмотрите на экране послание от проказника. Великолепно.
|
Находят и выписывают выражения, имеющие числовое значение.
|
Р.:учитывать правило при выполнении учебногозадания;
К.:сотрудничают в совместном решении задачи
|
9. Самостоятельная работа.
|
Развитие самостоятельности, познавательных способностей
|
24 * 0;
0 : 7;
0 * 16;
35 : 0.
Правильность ответа проверяет Карлсон с помощью ребят.
Оцените свою работу.
(на экране появляется Карлсон и слова)Молодцы. Посмотрите на экране послание от проказника. Замечательно. Единогласно, что на ноль делить нельзя.
Давайте еще раз прочитаем слова, которые прислал Карлсон.
Посмотрите на эти слова, это результат нашего с вами труда. А слово то нам Карлсон не вернул. Да нет вернул. Не догадались? Посмотрите на первые буквы. Конечно это слово здоровье.
Фраза получена целиком. Вы согласны с этой пословицей.
(Рассуждения детей)
|
Обращаются к ранее изученным и вновь приобретенным умениям.
|
Р.:учитывать правило при выполнении учебного задания, выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату
|
10. Рефлексия. Итоги урока.
|
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.
|
Слово вернулось на место. Что же дороже всего? Вы согласны с этим?
Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали вначале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
Оцените свою работу, выставив соответствующий значок:
Сосчитайте. Сколько баллов вы набрали.
38- 41 б. - поставьте 5
33 — 38 б. - поставьте 4
С нами Карлсон поиграл. Давайте его угостим сладкими яблоками. Но яблоки не обычные, вы их должны выбрать.
Зеленое- очень понравилось работать на уроке
Желтое —понравилось работать на уроке
|
Осознают свою деятельность, анализируют свою работу.
|
Л.:понимают значение математических знаний.
Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
|
Дом. задание вычислить значение выписанных выражений в тетрадь.
|
Слушают учителя.
|