Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятиях струнно-смычковые инструменты, ансамбль, квартет, оркестр.
Задачи образовательные: формирование понятий «струнно-смычковые инструменты, ансамбль, квартет, оркестр , дирижер; расширение знаний о типах оркестров.
Задачи развивающие: развитие логического ассоциативного мышления, гибкости и быстроты мышления, восприятия.
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Оборудование: ПК, проектор, музыкальные инструменты (треугольник, бубны, ложки), фломастеры, презентация с музыкальным сопровождением.
Термины, понятия: дуэт, трио, квартет, оркестр, оркестровая яма, дирижер, струнно-смычковые инструменты, симфонический оркестр.
Раздаточный материал: карточки «инструменты симфонического оркестра», слова песни.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент;
II. Беседа- диалог с творческим заданием;
III. Рефлексия
IV. Закрепление изученного материала;
V. Диагностика;
VI. Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
-выполнение творческих заданий;
-слушание музыки;
- инструментальное музицирование.
Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Ход урока
1 слайд. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут…….
Разминка “Хорошее настроение”
У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!
Сегодня мы с вами поговорим ….. Хотя нет, чуть позже. вы сами назовете мне тему урока. А сейчас …слушаем музыку!
Слушание: Й. Гайдн Квартет До мажор
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: сколько звучит инструментов – один или несколько? (ответ детей)
Учитель: А как вы считаете, эта музыка предназначена для исполнения в большом зале или в маленькой гостиной? (наверно, в маленькой, ведь играло несколько инструментов, а не целый оркестр)
2 слайд. Учитель: Такую музыку называют камерной. Какое интересное слово «камера». А о каких камерах приходилось слышать вам? Например, назовите. (авто-, велокамеры, кино-, фотокамеры и даже тюремные камеры).
Учитель: Что же между ними общего? А все они говорят о каком-то тесном пространстве. В старину, когда не было концертных залов и филармоний, небольшие музыкальные произведения исполнялись в домах любителей и ценителей музыки. Играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были домашние концерты, на которые приглашались лишь близкие знакомые.
От этих самых концертов и пошло выражение - камерная музыка (от слова «камера», которое в переводе с итальянского означает «комната»), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале, а в маленькой комнате или крохотном зальчике, там, где нельзя исполнять, допустим, симфонию. Поэтому, камерные произведения написаны для небольшого числа исполнителей.
3 слайд. Слушание: Й. Гайдн Квартет До мажор (видео)
4 слайд. Давайте вместе вспомним, как называют ансамбль из двух и трёх исполнителей? (дуэт и трио).
5 слайд. Сегодня мы поговорим о латинском числе «4»., кварта. А что это за фигуры? (квадраты, прямоугольники)
Учитель: правильно, и все они имеют в своём основании четыре угла. А у музыкантов, - квартет – ансамбль четырёх исполнителей.
6 слайд. Квартеты бывают разных составов, например, из медных или деревянных духовых инструментов, существуют даже вокальные квартеты. Но важно, чтобы все тембры подходили друг другу. Какие же инструменты лучше всего уживаются вместе? На этот вопрос ответит басня И. А. Крылова «Квартет».
7 слайд. Слушание басни (видео)
Учитель:
Что же отличает волшебную музыку квартета от музыкального «безобразия» в басне? (Выразительная мелодия).
Сколько зверей в этой басне? (Четверо животных, пятый – соловей не участвует в музыкальной игре).
8 слайд. На каких инструментах играли звери? Мартышка играла на…..(скрипке). Слушание
слайд. На чём играл медведь? (Бас – самый низкий голос в ансамбле, в струнном квартете басовый голос у виолончели).
8 слайд. Слушание
слайд. Что же за инструмент «альт», на котором играм осел? (Струнный смычковый инструмент, как скрипка, но чуть больше размером и тембр у альтовой скрипки более низкий и мягкий).
8 слайд. Слушание
9 слайд. Настоящий струнный квартет обычно располагается так: первая и вторая скрипки помещаются рядом, альт напротив первой скрипки, а рядом с ним виолончель. При таком расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки. А как рассаживались горе – музыканты в басне «Квартет»? (кто где)
Кто же был настоящим музыкантом в басне? (Соловей. И не только соловей. Сам Крылов, великий баснописец, был очень хорошим музыкантом, и что особенно важно для нас, любил играть в квартете).
10 слайд. Иллюстрация «Квартет» Кукрыниксы. Так называли себя три художника по первым слогам своих фамилий: Куприянов. Крылов и Соколов.
11 слайд. Учитель: В музыке уже давно сформировался квартет, его называют струнным или классическим. Это две скрипки, альтовая скрипка и виолончель. Нередко в ансамбль добавляют инструмент, который называется контрабас.
Слушание
12 слайд. Эти инструменты называют струнно-смычковыми инструментами. Как вы думаете почему? (У инструментов есть струны и играют на них смычком)
Рефлексия
Слушание звучания инструментов и отгадывание загадок на карточках
13, 14, 15, 16 слайд. Каждая группа получает карточки с загадками о музыкальных инструментах. У вас на столах есть изображения струнно-смычковых инструментов. Вместо слова-отгадки приклейте картинку-отгадку.
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет ... СКРИПКА.
Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок! АЛЬТ
Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин. КОНТРАБАС
Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
По-разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель,
Зовут его…ВИОЛОНЧЕЛЬ
17 слайд. Инструменты струнно-смычковой группы входят в состав большого симфонического оркестра.
18 слайд. Нам сегодня трудно представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совсем иначе.
19 слайд. История симфонического оркестра восходит к рубежу XVI – XVII веков. Для услаждения слуха аристократов при королевских дворах стали образовываться оркестры, часто состоявшие только из струнных инструментов. Названия их говорили сами за себя. Например, во Франции такой оркестр называли «24 скрипки короля».
ЛЮДОВИК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ или «24 СКРИПКИ КОРОЛЯ»
Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров.
Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока — -законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем.
Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза...
20-21 слайд. В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. Слуги сбились с ног, принимая все новых и новых гостей, но вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем не сравнимая музыка. Чарующие звуки, и громкие и в то же время нежные, лились непрерывно, казалось будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте.
Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
(ИНСЦЕНИРОВКА)
1 фрейлина. — Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!
2 фрейлина. — Что это?!
Король. — Это оркестр, — играя кружевами жабо, небрежно, будто о чем-то всем известном, отвечал Людовик
3 фрейлина. —Оркестр?
Король. — Да, да, оркестр. Мой оркестр, — подчеркнул король, упирая на слово «мой», — я назвал его «Двадцать четыре скрипки короля».
22 слайд. К концу XVIII века сложился так называемый малый оркестр: около тридцати струнных инструментов и несколько других. Для такого состава писали Й.Гайдн и В.Моцарт. И только в творчестве Бетховена сложился «классический» состав оркестра. Но он тоже отличался от современного.
23 слайд. В наши дни существует несколько типов симфонического оркестра: концертный оркестр. Он располагается на сцене в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим его. И еще существует оперный оркестр. Он предназначен для исполнения музыки опер и балетов.
24 слайд. Чтобы не закрывать нам артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме.
- Как вы думаете, эти исполнители сидят там, где кто хочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно.
25 слайд. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно).
26 слайд. Молодцы. Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … (палочка).
- Самый главный музыкант и называется особо – дирижер. Какую же функцию выполняет дирижер?
(Предполагаемые ответы детей)
*При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое.
*Дирижер должен всех видеть, всех слышать,
*показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения.
*Дирижер стоит перед оркестром на возвышении-кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.
Давайте посмотрим на работу дирижера. Можно даже вместе с ним подирижировать.
27 слайд. Видео фрагмент звучания симфонического оркестра.
-Мы с вами видели симфонический оркестр. Количество музыкантов в симфоническом оркестре зависит от того, какая музыка будет звучать. Но при этом всегда имеется струнная группа из первых и вторых скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Такой состав является базовым и для современного симфонического оркестра.
28 слайд. А теперь вы готовы назвать тему нашего занятия? (Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра)
29 слайд. И все же самый универсальный инструмент – это голос человека.
Слушаем, подпеваем и подыгрываем на шумовых инструментах.
30 слайд. (исп. Песни Е. Курячей «Лесной оркестр» с шумовыми инструментами).
В заключении каждого выступления артистов награждают аплодисментами. Давайте друг другу поаплодируем. На листе бумаги обведите фломастером ваши ладошки и напишите на них свое имя. На память мне о нашей с вами встрече. До свидания.
Учитель года 2017 год