Конспект открытого урока по окружающему миру |
Тема | «Если хочешь быть здоров» |
Класс | 2 класс |
Цель урока: | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. |
Задачи урока: | Образовательные: вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; познакомить со значением словосочетания «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни, научить составлять личный режим дня; воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой; закреплять навыки гигиены; учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня); развивать речь, внимание, мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы); учить само- и взаимо-оценке, терпимости, умению работать в группе; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе; формировать УУД: Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: развивать мыслительную и творческую деятельность;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке. |
Прогнозируемые результаты | Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни». Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом. Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять коррекцию. Будут уметь работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей. Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Технологии | обучения и игровых методов; |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | УМК «Школа России» Учебник А. А. Плешаков, Мир вокруг нас, 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2014г. Мультимедийный проектор. Компьютер. Карточки (цели урока, условия сохранения здоровья, предметы личной гигиены), |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Литература и медиаматериалы | Список литературы: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для 2 класса. Москва: Просвещение, 2011г. 2. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружащий мир». Москва: «ВАКО», 2012г. 3. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.) 4. Ковалько В.И.Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя). 5. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с. |
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Актуализация необходимых знаний.
Формирование психологического настроя на предстоящий урок
- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают смайлики)
Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.
Что же мы говорим людям при встрече? (Здравствуйте.)
Что значит это слово? (Пожелание здоровья)
Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье? (ответы детей)
Мотивация познавательной деятельности.
Погружение в тему. Обоснование проблемы.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
– Ребята, у вас на парте листы бумаги с воздушным шаром, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. На воздушном шаре написаны слова, давайте прочтем их: деньги, здоровье, семья, работа, любовь, сила, радость, счастье, вдохновение. Это все важно для людей настолько, что они взяли их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от лишнего груза, чтобы подняться вверх. Вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка, чтобы ваш воздушный шар не упал, но не забывайте, что вы должны оставить самое ценное для вас. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)
Обсуждение проблемы:
– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).
Принятие решения:
– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
- Какая же тема нашего урока? (Ответы детей: «Если хочешь быть здоров»).
На уроке мы попробуем определить условия сохранения и укрепления своего здоровья.
3. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, как называют человека, у которого ничего не болит? (Здоровый).
Поднимите руку, кто никогда не болел. А вы бы хотели всегда быть здоровыми?
-А что надо делать, чтобы быть здоровым? (проблема).
Один учёный сказал: «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам». А сделать это помогут наши помощники ступеньки здоровья.
4. Работа по теме урока.
1) Режим дня.
- Кто знает, как называется распорядок действий, которые мы совершаем в течение дня?
- Правильно, это режим дня.
Вот у нас появляется первая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Режим дня».
-А что такое режим дня? Прочтите у себя в учебнике на стр. 8 значение этого слова. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни».
Режим дня - это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня. Организм человека обладает способностью привыкать к соблюдению внутреннего расписания и не любит, когда его нарушают.
- Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)
- Что делал Серёжа после того, как проснулся?
- Что он забыл сделать? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.)
- А кто из вас соблюдает режим дня?
-А вот сейчас мы проверим. Посмотрите, правильно ли Незнайка составил свой режим дня? (НЕТ)
Помогите Незнайке составить правильный режим дня. Расставьте слова по порядку. Слайд № 2.
- При составлении режима дня необходимо, чтобы учёба, работа сменялись отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились в одно и тоже время. Режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья.
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
2) Правильное питание.
- Ребята, ваш любимый Карлсон попал в больницу. Он передал вам письмо. Слайд № 3. Антон прочти нам его.
«Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Что же мне делать? Как быть? Ваш Карлсон.»
- Правильно ли питался Карлсон? (нет).
- Каким должно быть питание? (Пища должна быть разнообразной и полезной).
- Чтобы вы посоветовали Карлсону? (Правильно питаться).
Давайте же Карлсону поможем собрать корзину с полезными продуктами питания. У вас на столах лежат карточки на которых изображена корзина и продукты питания. Работаем в паре: соедините простым карандашом полезные продукты с корзиной. А теперь проверим какие полезные продукты вы «положили» в корзину. Слайд 4
Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание».
Правильное питание – это разнообразное питание. Слайд № 5.
Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Продолжаем дольше идти к нашей вершине – здоровья.
3) «Физкультра и спорт».
- Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? (Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…)
Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт».
- Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
- Это занятие физкультурой, бегом, посещать спортивные секции, ходить пешком до школы, как можно больше быть на свежем воздухе, играть в подвижные игры, закаляться. Зарядка, подвижные игры, ходьба, катания на коньках и лыжах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, быстрым, выносливым.
- Ну раз двигаться необходимо для нашего здоровья, давайте и мы выполним физминутку: Слайд № 6.
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (Заниматься спортом, чтобы не болеть).
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
4) «Личная гигиена».
- А сейчас, послушайте рассказ про мальчика Федю.
Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Мама позвала Федю обедать, и он сел за стол есть с грязными руками. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.
-Почему у мальчика заболел живот? Что может попасть в организм человека вместе с грязью? (микробы)
- Одна из причин болезней живота — грязные руки.
- Ребята, вы сегодня грязную работу делали? Может быть в саду землю копали? Может быть пересаживали цветы? (Нет).
- А давайте проверим чистые ли у вас руки сейчас? К доске выходят 3 человека, учитель дает им влажные салфетки они протирают свои руки. Какой стала салфетка? (серой, грязной, уже не такой белой как была).
- На ней грязь, которая была у вас на руках.
- А сейчас я вам покажу, что находится у вас на руках, если мы их не помоем. Это мы увидим при помощи микроскопа. Посмотрим, как выглядят микробы в увеличенном виде. Слайд № 7.
Ребята, какие предметы помогут нам соблюдать гигиену вы узнаете, если отгадаете загадки:
Отгадайте загадки: СЛАЙД 8
Гладко, душисто,
Моет всех чисто (мыло)
Ею руки, ноги, спину трут,
Ее ... (мочалкою) зовут.
Мягкое, пушистое,
То, чем вытираются,
... (полотенцем) называется.
Слайд № 9
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа.)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Я утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)
- Рассмотрите карточку на которой изображены предметы, которые мы отгадали. Как их можно назвать одним словом? (Предметы личной гигиены)
- Предметы гигиены могут быть общими. Почему?
- (Могут пользоваться все члены семьи.)
… и индивидуальными. Почему?
- (Они для личного пользования.)
- Попробуйте правильно распределить их:
(Самостоятельная работа)
На партах карточки - картинки : шампунь, мыло, мочалка, зубная щетка,
зубная паста, расческа, полотенце, щетка для одежды, щетка для обуви.
Ребята работаем в паре, вы должны правильно поделить эти предметы на две группы: личные и общие предметы личной гигиены.
– Мы уже знаем и соблюдаем многие правила гигиены.
- Какой вывод мы сделаем из увиденного? (нужно мыть руки, особенно перед едой). А то вся грязь с рук попадет к нам в животики.
5) «Уход за зубами».
- А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку. Слайд № 11.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить –
Они заболеют. (Зубы).
- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.
- Как сохранить зубы здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами посмотрев видео.
- Как правильно чистит зубы?
Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами».
Работа в тетрадях.
- Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять. А вот наш общительный попугай любит давать всем разные советы.
- Проверим себя. Выполним задание в тетради стр. 7 № 6.
- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?
Итог: - Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Беречь зубы).
Закрепление.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что нового вы узнали? О чем вы расскажете дома родителям?
- Как вы думаете, зачем мы говорили об этом? (чтобы сохранять и беречь своё здоровье).
- Какие правила вы теперь будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?
- Давайте посмотрим на нашу лесенку (схему). Назовите наших помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами.
- Я желаю вам соблюдать все эти правила, чтобы вы всегда были здоровы!
-Получили ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?
Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье? Прочтите вывод Мудрой черепахи.
- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить пословицы.
Начало пословиц написаны, а их продолжение надо найти.
- Попробуйте восстановить и соединить пословицы. Слайд № 12.
- О чем эти пословицы?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Слайд № 13.
11. Домашнее задание. Уч. стр. 9 – 11, прочитать, Р/Т стр. 5-7, № 2, 4, 5.
9