СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"»

Конспект открытого урока по окружающему миру

Тема

«Если хочешь быть здоров»

Класс


2 класс

Цель урока:

Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. 


Задачи урока:


Образовательные:

  • вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья;

  • познакомить со значением словосочетания

«личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни, научить составлять личный режим дня;

  • воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой;

  • закреплять навыки гигиены;

  • учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня);

  • развивать речь, внимание, мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);

  • учить само- и взаимо-оценке, терпимости, умению работать в группе;

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе;

  • формировать УУД:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: развивать мыслительную и творческую деятельность;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке.

Прогнозируемые результаты


Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».

Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом.

Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять коррекцию.

Будут уметь работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.

Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Организация пространства 

Учебный кабинет 

Технологии


  • здоровьесберегающие;

  • использование ИКТ;

  • использование элементов развивающего

обучения и игровых методов;

  • использование элементов исследовательской работы на уроке.

Формы работы 

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

УМК «Школа России»

  1. Учебник А. А. Плешаков, Мир вокруг нас, 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2014г.

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Компьютер.

  3. Карточки (цели урока, условия сохранения здоровья, предметы личной гигиены),


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Литература и медиаматериалы

Список литературы:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для 2 класса. Москва: Просвещение, 2011г.

2. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружащий мир». Москва: «ВАКО», 2012г.

3. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

4. Ковалько В.И.Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

5. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.












1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Актуализация необходимых знаний.

  1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают смайлики)

  • Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.

  • Что же мы говорим людям при встрече? (Здравствуйте.)

  • Что значит это слово? (Пожелание здоровья)

  • Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье? (ответы детей)

Мотивация познавательной деятельности.

  1. Погружение в тему. Обоснование проблемы.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Ребята, у вас на парте листы бумаги с воздушным шаром, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. На воздушном шаре написаны слова, давайте прочтем их: деньги, здоровье, семья, работа, любовь, сила, радость, счастье, вдохновение. Это все важно для людей настолько, что они взяли их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от лишнего груза, чтобы подняться вверх. Вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка, чтобы ваш воздушный шар не упал, но не забывайте, что вы должны оставить самое ценное для вас. Что вы оставили в списке? 
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)

Обсуждение проблемы:

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).

Принятие решения:

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

- Какая же тема нашего урока? (Ответы детей: «Если хочешь быть здоров»).

На уроке мы попробуем определить условия сохранения и укрепления своего здоровья.

3. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, как называют человека, у которого ничего не болит? (Здоровый).

Поднимите руку, кто никогда не болел. А вы бы хотели всегда быть здоровыми?

-А что надо делать, чтобы быть здоровым? (проблема).

Один учёный сказал: «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам». А сделать это помогут наши помощники ступеньки здоровья.

4. Работа по теме урока.

1) Режим дня.

- Кто знает, как называется распорядок действий, которые мы совершаем в течение дня?

- Правильно, это режим дня.

Вот у нас появляется первая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Режим дня».

-А что такое режим дня? Прочтите у себя в учебнике на стр. 8 значение этого слова. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни».

Режим дня - это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня. Организм человека обладает способностью привыкать к соблюдению внутреннего расписания и не любит, когда его нарушают.

- Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)

- Что делал Серёжа после того, как проснулся?

- Что он забыл сделать? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.)

- А кто из вас соблюдает режим дня?

-А вот сейчас мы проверим. Посмотрите, правильно ли Незнайка составил свой режим дня? (НЕТ)

Помогите Незнайке составить правильный режим дня. Расставьте слова по порядку. Слайд № 2.

- При составлении режима дня необходимо, чтобы учёба, работа сменялись отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились в одно и тоже время. Режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья.

Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.

Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.

2) Правильное питание.

- Ребята, ваш любимый Карлсон попал в больницу. Он передал вам письмо. Слайд № 3. Антон прочти нам его.

«Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Что же мне делать? Как быть? Ваш Карлсон.»

- Правильно ли питался Карлсон? (нет).

- Каким должно быть питание? (Пища должна быть разнообразной и полезной).

- Чтобы вы посоветовали Карлсону? (Правильно питаться).

Давайте же Карлсону поможем собрать корзину с полезными продуктами питания. У вас на столах лежат карточки на которых изображена корзина и продукты питания. Работаем в паре: соедините простым карандашом полезные продукты с корзиной. А теперь проверим какие полезные продукты вы «положили» в корзину. Слайд 4

Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание».

Правильное питание – это разнообразное питание. Слайд № 5.

Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Продолжаем дольше идти к нашей вершине – здоровья.

3) «Физкультра и спорт».

- Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? (Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…)

Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт».

- Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.

- Это занятие физкультурой, бегом, посещать спортивные секции, ходить пешком до школы, как можно больше быть на свежем воздухе, играть в подвижные игры, закаляться. Зарядка, подвижные игры, ходьба, катания на коньках и лыжах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, быстрым, выносливым.

- Ну раз двигаться необходимо для нашего здоровья, давайте и мы выполним физминутку: Слайд № 6.

Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (Заниматься спортом, чтобы не болеть).

Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.

4) «Личная гигиена».

- А сейчас, послушайте рассказ про мальчика Федю.

Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Мама позвала Федю обедать, и он сел за стол есть с грязными руками. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.

-Почему у мальчика заболел живот? Что может попасть в организм человека вместе с грязью? (микробы)

- Одна из причин болезней живота — грязные руки.

- Ребята, вы сегодня грязную работу делали? Может быть в саду землю копали? Может быть пересаживали цветы? (Нет).

- А давайте проверим чистые ли у вас руки сейчас? К доске выходят 3 человека, учитель дает им влажные салфетки они протирают свои руки. Какой стала салфетка? (серой, грязной, уже не такой белой как была).

- На ней грязь, которая была у вас на руках.

- А сейчас я вам покажу, что находится у вас на руках, если мы их не помоем. Это мы увидим при помощи микроскопа. Посмотрим, как выглядят микробы в увеличенном виде. Слайд № 7.

Ребята, какие предметы помогут нам соблюдать гигиену вы узнаете, если отгадаете загадки:



Отгадайте загадки: СЛАЙД 8

Гладко, душисто,

Моет всех чисто (мыло)


Ею руки, ноги, спину трут,

Ее ... (мочалкою) зовут.


Мягкое, пушистое,

То, чем вытираются,

... (полотенцем) называется.

Слайд № 9

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа.)


Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Я утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок.)


Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)


- Рассмотрите карточку на которой изображены предметы, которые мы отгадали. Как их можно назвать одним словом? (Предметы личной гигиены)

- Предметы гигиены могут быть общими. Почему?

- (Могут пользоваться все члены семьи.)

… и индивидуальными. Почему?

- (Они для личного пользования.)

- Попробуйте правильно распределить их:

(Самостоятельная работа)


На партах карточки - картинки : шампунь, мыло, мочалка, зубная щетка,

зубная паста, расческа, полотенце, щетка для одежды, щетка для обуви.

Ребята работаем в паре, вы должны правильно поделить эти предметы на две группы: личные и общие предметы личной гигиены.

– Мы уже знаем и соблюдаем многие правила гигиены.

- Какой вывод мы сделаем из увиденного? (нужно мыть руки, особенно перед едой). А то вся грязь с рук попадет к нам в животики.



5) «Уход за зубами».

- А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку. Слайд № 11.

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить –

Они заболеют. (Зубы).

- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?

- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.

- Как сохранить зубы здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами посмотрев видео.

- Как правильно чистит зубы?

Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами».

Работа в тетрадях.

- Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять. А вот наш общительный попугай любит давать всем разные советы.

- Проверим себя. Выполним задание в тетради стр. 7 № 6.

- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?

Итог: - Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Беречь зубы).


  1. Закрепление.

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали? О чем вы расскажете дома родителям?

- Как вы думаете, зачем мы говорили об этом? (чтобы сохранять и беречь своё здоровье).

- Какие правила вы теперь будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

- Давайте посмотрим на нашу лесенку (схему). Назовите наших помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами.

- Я желаю вам соблюдать все эти правила, чтобы вы всегда были здоровы!

-Получили ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?

Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье? Прочтите вывод Мудрой черепахи.

- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить пословицы.

Начало пословиц написаны, а их продолжение надо найти.

- Попробуйте восстановить и соединить пословицы. Слайд № 12.

- О чем эти пословицы?


  • Оцените свои достижения на уроке.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Слайд № 13.

11. Домашнее задание. Уч. стр. 9 – 11, прочитать, Р/Т стр. 5-7, № 2, 4, 5.



9