СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: В гости к зиме.    

Цели урока:  Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;

Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;

Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;

Развивающие:  развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..

Метапредметные:

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  • Фишки с номерами 1-5.
  • Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы 
  • Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Карточки»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Тема урока: В гости к зиме.

Цели урока: Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;

Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;

Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..

Метапредметные:

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  • Фишки с номерами 1-5.

  • Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

  • Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые результаты

  1. Организация начала урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Я хочу узнать какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Очень хорошо у всех хорошее настроение. Я думаю, у нас всё получится на уроке.

Дети настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками



  1. Актуализация знаний.



- А вот о чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:



Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?



- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.

Отгадывают загадку


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

  1. Работа над новым материалом с использованием презентации « В гости к зиме».

А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите.

Слайд 2. «Неживая и живая природа».

- Какая бывает природа?

Посмотрите внимательно на фотографию какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой?

- О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой?


Фронтальная работа

Высказывают свои пред-положения на проблемный вопрос учителя


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.



Слайд 3. «Изменения в неживой природе».

- Ребята, а скажите , какая температура воздуха бывает обычно зимой?

- А какие осадки выпадают зимой?

- А что можно сказать о положении солнца?

- Что происходит с реками, озёрами, прудами?



Дети, зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.



Формулируют выводы наблюдений.


Высказывают свое мнение, называют объекты неживой природы.



Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;формируем умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Слайд 4. «Зимние явления в природе».

А сейчас мы поработаем по группам. Ребята у вас на столе лежат карточки с определениями. Давайте посмотрим на фотографии и расскажем, какие явления природы можно наблюдать зимой?



- Что это за явление? (фото 1)

Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные

снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, повреждению строений.

- Что это за явление? (фото 2)



Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается.

Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см.

- Что это за явление? (фото 3)



Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным

ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению.

- Что это за явление? (фото 4)



Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажным. Это оттепель.

- Что это за явление? (фото 5)



Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.

- Что это за явление? (фото 6)



Очень часто на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь.





Работа в парах

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия.

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Слайд 5. «Что такое снег?»

- А теперь послушайте загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.

Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!



- И сейчас мы поговорим о снеге.

- Ребята а можете ответить на вопрос, что такое снег?

- Кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.

- А почему хрустит снег под ногами?

- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.

- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга) Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.

Отгадывают загадку, формулируют выводы наблюдений, рассказывают об образовании снежинок

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.





Регулятивные: умение осуществлять личностную рефлексию


4. Физминутка.

Ребята, я думаю, что пришло время отдохнуть. Внимательно смотрим ЗА СНЕЖИНКОЙ.

Отдохнули? А теперь продолжим наш урок

- Ребята, давайте ответим на вопрос какую роль выполняет снег в жизни растений?

Снег для травянистых растений всё равно, что тёплое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.


Ребята выполняют движения для глаз



Слайд 6. «Растения зимой».



- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

Давайте ответим на вопрос как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?

- Как зимуют с кустарниками?

- Что происходит с травами?



Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, .

Дети ,а вы любите тайны? Одну из тайн я вам и расскажу некоторые травы пожелтели вы правы, а вот некоторые зимуют под снегом зелёными -земляника, рожь озимая, пшеница озимая).



Делятся результатами своих наблюдений.



Слайд 7. «Что это за дерево?»



А следующий вопрос который я хочу задать вам это

- Как определить зимой, какое это дерево?

Фото 1 – сосна, фото 2 – липа, фото 3 – ель, фото 4 – клён, фото 5 – берёза, фото 6 – дуб.



Слайд 8. «Зима в жизни зверей».

Ну вот, ребята, мы и до леса добрались . А о каких секретах живого мира он поведает нам мы и узнаем. Дети,

зима – трудный период в жизни зверей.

- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?

С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.



А сейчас мы поработаем по группам. Каждая группа подготовит сообщение. Итак 1 группа подготовит сообщение на тему: «Звери, которые делают запасы».

2 группа«Звери, которые ищут корм».

3 группа . «Звери, которые зимой спят».

Перед вами лежат конверты. Прочитайте текст. вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.













Работа в группам

Выступают с подготовленными сообщениями о жизни диких животных зимой )





Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;



Слайд 9. «Звери, которые делают запасы».

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами 1 группы. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

- Отгадайте, что за зверь.

Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой?

Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто.

Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки. (белка)

- Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы?

- Как белка готовится к зиме?

Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого.К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту.



- Отгадайте, что за зверь.

Зверьки малы, шубки у них серы,

Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры. (мыши)

- Где живут зимой мыши?

- Чем питаются?

Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки.

Ребята, давайте оценим работу 1 группы с помощью смайликов.



Слайд 10. «Звери, которые ищут корм».

А о ком будет следующее сообщение вы догадаетесь, отгадав загадки

А теперь послушаем ребят 2 группы

- Отгадайте, что за зверь.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур крадёт. (лиса)

- Как изменилась шерсть лисы зимой?

- Что зимой ест лиса?

Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

- Отгадайте, что за зверь.

Прыгун – трусишка, хвост – коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц)

- Как меняется шерсть зайца зимой?

- Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы?

Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают

Ребята, давайте оценим работу 2 группы с помощью смайликов.



Слайд 11. «Звери, которые зимой спят».

- Отгадайте, что за зверь.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

- Что можете рассказать о зимней жизни медведя?

Берлогу медведь устраивает в сухом месте. Лапу медведь не сосёт, а лижет.Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

- Кто из зверей ещё спит?

В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая.



Ребята, давайте оценим работу 3 группы с помощью смайликов.



- Сейчас нам предстоит очень интересная работа



Необходимо расселить животных по домикам

1 группа .Домик №1 - животные, которые делают к зиме припасы.

2 группа. Домик №2 - животные, которые впадают в спячку.

3 группа. Домик №3 - животные, которые ищут пищу в природе.





















После работы в группе формулировка выводов


























Познавательные.

умение делать умозаключения




Слайд 14. «Чьи это следы на снегу».

- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу 

Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат белке, вороне, зайцу, лосю, лисе, мышке?


Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Слайды 15, 16. «Птицы зимой».

В лесу можно встретить не только растения и зверей, но и различных птиц. Вот о них мы и сейчас поговорим.

- Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

Некоторые птицы держатся поближе к жилью человека. Отгадать, что это за птицы, вы сможете сделав следующее задание по карточке.

- Чем питаются зимой птицы?

Птицы зимой питаются семенами, плодами, почками деревьев, хвоей.

- Что птицам страшнее холод или голод?



Слайд 17. «Помогите птицам!»

(Вывешивается кормушка)

Беседа.

- Ребята, что это? Правильно, это кормушка. А для кого она предназначена? В какое время года мы вывешиваем кормушки? Зачем?

- Правильно, птицам страшнее всего не морозы, а голод. Если у птиц будет много корма, то им не страшна холодная зима.

- Как человек может помочь птицам?

Зимой птицам приходится трудно. Когда земля покрывается снегом, птицам трудно найти корм, поэтому только люди могут им помочь пережить холодную зиму.



Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что было особенно интересно? - Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

Оцените свою работу на уроке.


Работают с информацией;

участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.















Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают снежинки.

















Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения



Просмотр содержимого презентации
«В ГОСТИ К ЗИМЕ»