СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе Тема : Тире между подлежащим и сказуемым.   Эпиграф: «Удивление –путь к познанию»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема : Тире между подлежащим и сказуемым.

Эпиграф: «Удивление –путь к познанию»

Сказка  Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире. − Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола. − Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ. На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.    - О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

Сказка

  • Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
  • − Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
  • − Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
  • На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
  •  
  • - О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?
Схема   Тире ставится: 1.  Сущ. + сущ. Книга —  лучший   друг  человека. 2. Числ . + числ . Пятью девять  -  сорок пять 3. Сущ. + числ.    Расстояние  между посёлками  -    пятьдесят километров. 4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять  природу  —  любить  родину. 5.  Сущ. + н. ф. глаг. Наша  задача   —  хорошо  учиться. 6. Н. ф. глаг. + сущ. Ходить  босиком  —  большое  удовольствие. 7. сущ. (гл.) +  Это( вот, значит) + сущ.(гл.) Чтение   — вот  лучшее  учение . Читать  —  значит вырабатывать  вкус, постигая прекрасное. Язык   -   это   история  народа. Тире не ставится: 1.  Если в роли связки выступают сравнительные союзы   как, словно, будто, точно, вроде как   и др. Звёзды  будто  алмазы . Небо  точно  море . Пруд  как  зеркало . 2. Если подлежащее выражено личным местоимением. Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язва  здешних мест. 3. Если перед сказуемом стоит частица   не Бедность не порок 4.  Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                 Два сапога пара. 5. Если перед сказуемым стоит вводное слово Собака , известно,  друг  человека    

Схема

  •  
  • Тире ставится:
  • 1.  Сущ. + сущ.
  • Книга лучший   друг  человека.
  • 2. Числ . + числ .
  • Пятью девять  -  сорок пять
  • 3. Сущ. + числ.
  •    Расстояние  между посёлками  -    пятьдесят километров.
  • 4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
  • Охранять  природу  —  любить  родину.
  • 5.  Сущ. + н. ф. глаг.
  • Наша  задача   —  хорошо  учиться.
  • 6. Н. ф. глаг. + сущ.
  • Ходить  босиком  —  большое  удовольствие.
  • 7. сущ. (гл.) +  Это( вот, значит) + сущ.(гл.)
  • Чтение   — вот  лучшее  учение .
  • Читать  —  значит вырабатывать  вкус, постигая прекрасное.
  • Язык   -   это   история  народа.
  • Тире не ставится:
  • 1.  Если в роли связки выступают сравнительные союзы   как, словно, будто, точно, вроде как   и др.
  • Звёзды  будто  алмазы .
  • Небо  точно  море .
  • Пруд  как  зеркало .
  • 2. Если подлежащее выражено личным местоимением.
  • Подлеж. = личное местоим.
  • Он порча, он чума, он язва  здешних мест.
  • 3. Если перед сказуемом стоит частица   не
  • Бедность не порок
  • 4.  Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                
  • Два сапога пара.
  • 5. Если перед сказуемым стоит вводное слово
  • Собака , известно,  друг  человека
  •  
  •  
Программированный урок 1. Труд как блестящая сталь. 2 О решенном говорить только путать. 3 Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. 4. Бедность не порок. 5. Июнь лишь начало лета. 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. 7 Сердце наше вечная тайна для нас самих. 8 Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. 9 Искусство это мышление в образах. 10 Память одно из важнейших свойств бытия.

Программированный урок

  • 1. Труд как блестящая сталь.
  • 2 О решенном говорить только путать.
  • 3 Беседовать с писателями других веков значит путешествовать.
  • 4. Бедность не порок.
  • 5. Июнь лишь начало лета.
  • 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
  • 7 Сердце наше вечная тайна для нас самих.
  • 8 Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку.
  • 9 Искусство это мышление в образах.
  • 10 Память одно из важнейших свойств бытия.
1. Труд как блестящая сталь. 2. О решенном говорить – только путать. 3. Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. 4. Бедность не порок. 5. Июнь лишь начало лета. 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. 7. Сердце наше – вечная тайна для нас самих. 8. Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. 9. Искусство – это мышление в образах. 10. Память - одно из важнейших свойств бытия.
  • 1. Труд как блестящая сталь.
  • 2. О решенном говорить только путать.
  • 3. Беседовать с писателями других веков значит путешествовать.
  • 4. Бедность не порок.
  • 5. Июнь лишь начало лета.
  • 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
  • 7. Сердце наше вечная тайна для нас самих.
  • 8. Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку.
  • 9. Искусство это мышление в образах.
  • 10. Память - одно из важнейших свойств бытия.
Словарная работа Счастье  –(объясните его значение)   Задание классу:  1. Подберите синонимы к слову .  2. Подберите антонимы к слову.  3. Подберите однокоренные слова .  4. Включите слово  счастье  в словосочетание .  

Словарная работа

  • Счастье  –(объясните его значение) Задание классу: 1. Подберите синонимы к слову . 2. Подберите антонимы к слову. 3. Подберите однокоренные слова . 4. Включите слово  счастье  в словосочетание .
  •  
Счастье  –  1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;  2. успех, удача.   Задание классу:  1. Подберите синонимы к слову ( успех, удача, удовлетворение ).  2. Подберите антонимы к слову ( мука, скорбь, горе, печаль ).  3. Подберите однокоренные слова ( счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)   4. Включите слово  счастье  в словосочетание ( счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.).   5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).  
  • Счастье  – 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. успех, удача.
  • Задание классу: 1. Подберите синонимы к слову ( успех, удача, удовлетворение ). 2. Подберите антонимы к слову ( мука, скорбь, горе, печаль ). 3. Подберите однокоренные слова ( счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)  4. Включите слово  счастье  в словосочетание ( счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.).  5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).
  •  
Деформированный текст Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.  Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

Деформированный текст

  • Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.

  • Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
(Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.
  • (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.
Карточки Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо.  Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

Карточки

  • Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо.
  • Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы.
  • Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания. Нет на земле н и чего пр е краснее и нежнее цветов! Цветы - это п а хучее чудо. Цветы - это хрупкий и др а гоце нн ый дар природы.  Цветы - источник вд о хновения и замечательного  настр о ения!.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Нет на земле н и чего пр е краснее и нежнее цветов! Цветы - это п а хучее чудо.
  • Цветы - это хрупкий и др а гоце нн ый дар природы.
  • Цветы - источник вд о хновения и замечательного  настр о ения!.
Изменить предложения так , чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире   1)Повесть

Изменить предложения так , чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире

  •   1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
  • 2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
  • 3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение

Повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение

Основа повести-картины восстания Пугачева

Основа повести-картины восстания Пугачева

Маша Миронова-любимый женский образ автора

Маша Миронова-любимый женский образ автора

Подчеркните подлежащее и сказуемое;Поставьте,где нужно тире.Объясните свой выбор . О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].   1. Мой дом моя крепость 2. Долг мой повиноваться приказу  З. Четыре четное число  4. Ночь хоть глаз выколи 5. Сердце не камень  6. Все это как сон  7. Рюкзак будто перышко  8 . Характер точно вулкан 9.Грач , конечно , птица умная и самостоятельная , но голоса у него нет

Подчеркните подлежащее и сказуемое;Поставьте,где нужно тире.Объясните свой выбор .

  • О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
  • 1. Мой дом моя крепость
  • 2. Долг мой повиноваться приказу
  • З. Четыре четное число
  • 4. Ночь хоть глаз выколи
  • 5. Сердце не камень
  • 6. Все это как сон
  • 7. Рюкзак будто перышко
  • 8 . Характер точно вулкан
  • 9.Грач , конечно , птица умная и самостоятельная , но голоса у него нет
Итог урока Рефлексия.  Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,  «На уроке я научился…»   Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берет из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Также частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточия.   Автор:Абдулатипова Наида Ханилаевна.

Итог урока

  • Рефлексия.
  • Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,
  • «На уроке я научился…»
  •   Был у поэта письменный стол.
  • Ящиков было в нем чуть ли не сто.
  • В ящиках тех помещались коробки;
  • В одной запятые, в другой были скобки,
  • В третьей – тире, в остальных – многоточия,
  • Черточки, точки, кавычки и прочее.
  • Письменный стол содержал он опрятно,
  • Стихи сочинял он весьма аккуратно.
  • Пригоршней знаки берет из коробки,
  • Иное словечко поставит он в скобки,
  • Также частенько и этак и так
  • Использует он восклицательный знак.
  • Если вдруг встретится образ сомнительный,
  • Сразу же ставится знак вопросительный.
  • В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
  • Поэт вместо мыслей ставит тире,
  • Порою кавычки, порой двоеточие.
  • И не жалел для концов многоточия.

Автор:Абдулатипова Наида Ханилаевна.