СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Профессионализмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках городского конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Профессионализмы"»

Организационный момент.

Приветствие, вступительное слово учителя.

-Ребята, мы с вами продолжаем изучать такой важный и большой раздел языка как лексика. Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать несколько ребусов.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Я вижу, разгадывать ребусы Вам понравилось.

Что это за слова?

Какое отношение они имеют к нашему уроку?

А теперь скажите мне, как связаны те слова, что Вы разгадывали, с темой нашего урока?

Догадались ли вы, какова тема нашего урока?



-Давайте заполним на доске графы: я знаю, и я хочу узнать.



Актуализация знаний.

Языковая разминка.

- Запишите предложение в тетрадь. Подумайте, о какой профессии идет речь? Сделайте морфемный разбор этого слова.

У доски 1 ученик делает синтаксический разбор предложения на оценку.

На слайде слова для языковой разминки.

-Выпишите для каждой указанной профессии свой набор профессионализмов, добавив по одному своему примеру.

Первичное усвоение новых знаний.

-Сейчас предлагаю вам изучить новый материал, работая в парах.

-Один из вас становится диктором и громко и четко прочитывает теоретический материал, другой в это время составляет в тетради краткую схему. (Технология сотрудничества).

«Все слова русского языка делятся на общеупотребительные и слова ограниченного употребления. Общеупотребительную часть словарного фонда еще называют общенародной, поскольку слова общего употребления используют в своей речи и понимают все носители русского языка или их подавляющее большинство. К ней относятся фразеологизмы, устойчивые сочетания слов. Лексика ограниченного употребления - часть лексического состава русского языка включает в себя несколько групп, внутри которых также можно произвести некоторое разделение. В лексику ограниченного употребления, к примеру, входят слова, присущие каким-либо диалектам, специальная лексика, которая включает в себя термины и профессионализмы, любой жаргон (в том числе и сленг».

-Откройте учебники на стр. 243 и сравните прочитанный материал с материалом учебника.

-Давайте запишем определение профессионализмов.



Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.



Первичная проверка понимания.

Игра «Следопыты».

-Определите профессию работника по его словарю.

• Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

• Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).

• Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

• Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

Первичное закрепление.

-Предлагаю вам посмотреть интервью капитана теплохода «Павел Бажов» и выписать профессионализмы, связанные с профессией капитана, моряка.

Дети смотрят видео о профессии капитана парохода, выписывая в тетрадь профессионализмы.

-Решите тест, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность, поставьте оценки.

Тест «Профессионализмы».

1. Что называется профессионализмами?

a) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности;

b) Слова, которые употребляют на работе;

c) Общеупотребительные слова.

2. Где можно узнать значение профессиональных слов?

a) В литературных произведениях;

b) В словарях или энциклопедиях;

c) В газетных или журнальных статьях.

3. Выберите профессиональное слово:

a) Каникулы;

b) Путешествие;

c) Орфограмма.



Взаимопроверка теста.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Домашнее задание:

(на выбор)

1.Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя профессионализмы.

2.Стр. 244, упр. 51.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Что называется профессионализмами?

Кем они употребляются?

Зачем их употребляют?

Заполнить в тетради колонку «Я знаю».



Если вы хорошо поняли материал урока – погладьте себя по голове.

Если поняли, но остались вопросы – покачайте головой.

Если не поняли – опустите голову.



Спасибо за урок!