СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Сила Архимеда" конспект урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока может быть полезен при подготовке к уроку

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сила Архимеда" конспект урока»

План-конспект открытого урока на тему

«Архимедова сила»

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не просто урок физики, а урок-путешествие. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в III в. до н.э., в Древнюю Грецию, г. Сиракузы. В то время правил царь Гиерон II. Вы спросите, «зачем мы туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному ученому, другу царя Гиерона II. (Включен слайд 1)

  1. Актуализация знаний

А как звали этого ученого, мы узнаем отгадав кроссворд. (Слайд 2)

Ребята, у каждого у вас есть список вопросов для кроссворда, а наши гости могут видеть их на экране. (Кроссворд прикреплен на доске на ватмане)

  1. Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)

  2. Каким прибором измеряют силу (динамометр)

  3. Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)

  4. Наука о природе (физика)

  5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)

  6. Какая сила действует на опору или подвес? (вес)

  7. А ну-ка быстро посмотри,

И разреши сомненья

Скажи нам, как узнать внутри

У жидкости… (давление)

  1. Проблемная ситуация

Учитель: Скажи, какой великий человек

Прославил свой далекий век?

Ученик: Архимед.

Учитель: Вот мы и узнали имя ученого, друга царя – Архимед. (Слайд 3)

Учитель: Ребята, а какой атрибут одежды является символом царской власти?

Ученик: Корона!

Учитель: Правильно, ребята, это корона. А как связаны Архимед, царь и корона мы сейчас узнаем. (Слайд 4 – отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»)

Учитель: Ребята, т.к. Архимед был ученым, то он смог найти ответ на вопрос царя, сделав открытие. Но нам с вами, тех знаний, что мы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа знаний о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Тема нашего урока «Сила Архимеда» (Слайд 4, записывают в тетрадь), цель нашего урока: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения на практике. (Слайд 5, записывают в тетрадь). Ребята, предлагаю сформулировать задачи, для достижения цели нашего урока.

Примеры задач:

1. Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;

2. Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;

3. Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.

Учитель: Тема урока определена, цели и задачи поставлены, приступим к их выполнению.

  1. Проблемное изучение нового материала

Учитель: На прошлом уроке мы изучали действие жидкости и газа на погруженное в них тело (Стих: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч». Бросаю мяч в воду). Почему мяч всплыл на поверхность? (Ученики отвечают)

Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей. Опустим в тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло, действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду).

Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт):

Опыт: К пружине подвешивают тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости.

Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.

Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда (работа с учебником)

Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.

На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь формулировку закона, показана на слайде)

Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же архимедовой силой FА. (слайд – Fвыт = FА )

Fвыт = FА

(ребята записывают в тетрадь)

Физкультминутка (Видео Слайд 9)

Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила. (Слайд 10-11)

Работа в группах (по 4-5 ученика, уже рассажены по группам)

Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в своих группах.

А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке физики при работе со стеклянными приборами. (Слайд)

Задание первой группе

Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и латунный цилиндры), нить.

1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н

3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2=_____Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.

Р1 - Р2=_____Н

2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р3=_____Н

3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р4=_____Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.

Р3 - Р4 =______Н

1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.

Задание второй группе

Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.

Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.

1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р1=_____ Н

3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р2 =_____ Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.

Р1 – Р2 = _____Н

2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р3= ______Н

3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р4=_____Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.

Р3 - Р4=______Н

1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.

Задание третьей группе

Определите зависимость архимедовой силы от

объёма погружённой части.

Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.

1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р1=_____ Н

3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.

Р2 =_____ Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.

Р1 – Р2 = _____Н

3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.

Р3 =_____ Н

4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.

Р1 – Р3=______Н

1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части

После получения результатов представители от каждой группы выходят к доске и свои выводы записывают на доске на заранее приготовленной схеме. Планирую, если опыты получаться, чтобы они по очереди вышли и записали, а потом сравнить с записью на слайде

Архимедова сила

не зависит от:

зависит от:

1) формы тела

2) плотности тела

3) глубины погружения

1) объема тела

2) плотности жидкости

3) объёма погружённой части



Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с вами выведем формулу для расчёта этой силы.

Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.

Fвыт = FА = Рж = mжg = ρжVТ gFА = ρж VТg ребята записываю в тетрадь (Слайд 12)

производные формулы



Применение: 1. Плавание судов;

2. Водолазы;

3. Рыбы и все морские жители;

4. Воздухоплавание;

5. Птицы (Слайд 14)

Решение задач:

Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3 .

Дано: Решение:

VТ = 1,6 м3 FА = ρж VТ g

g = 9,8 Н/кг FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м3 1,6 м3 = 16480 Н ≈ 16,5 кН.

ρж = 1030 кг/м3 Ответ: FА = 16,5 кН



FА - ?

Задача 2: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила  FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3)

Дано: Решение:

FА = 18 мН

ρж = 900 кг/м3 VТ = VТ =

g = 9,8 Н/кг



VТ - ?

Тест ______________________________



Вопрос

 

Варианты ответов

Ответ

1

На какое тело действует большая архимедова сила?

А) На первое
Б) На второе
В) На оба тела одинаковая


2

На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

А) На третье
Б) На второе
В) На первое


3

На какое тело действует большая архимедова сила?

А) На первое
Б) На второе
В) На третье


4

К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?

(плотность воды – 1000 кг/м3,

плотность спирта – 800 кг/м3)

А)Перевесит цилиндр в спирте
Б)Перевесит цилиндр в воде
В) Не нарушится


5

Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3

А) 10Н
Б) 100Н
В) 1000Н


6

Архимедова сила определяется формулой:


А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g

В) FА = ρV g


Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку. (Слайд)

Домашнее задание

§ 51 с.146

  1. кто любит читать – с.150

  2. кто не любит считать – упр.26 (2)

  3. кто любит считать – упр.26 (4)

  4. кто любит творчество – упр.26 (5)

  5. кто любит экспериментировать – упр.26 (6)

Рефлексия

Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в наш 21 век. Итак, …. (включаю зеркало). Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Оцени работу: (раздаю каждому)

  1. Что вы узнали нового на уроке?

  2. Для меня это важно и интересно…

  3. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

  4. Для меня было не достаточно…

  5. Моя оценка атмосферы урока…

Итог урока: Итак,

  1. С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)

  2. Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)

  3. От каких величин она зависит? (плотности жидкости, объёма тела)

Выставление оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!