План-конспект открытого урока на тему
«Архимедова сила»
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не просто урок физики, а урок-путешествие. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в III в. до н.э., в Древнюю Грецию, г. Сиракузы. В то время правил царь Гиерон II. Вы спросите, «зачем мы туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному ученому, другу царя Гиерона II. (Включен слайд 1)
Актуализация знаний
А как звали этого ученого, мы узнаем отгадав кроссворд. (Слайд 2)
Ребята, у каждого у вас есть список вопросов для кроссворда, а наши гости могут видеть их на экране. (Кроссворд прикреплен на доске на ватмане)
Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
Каким прибором измеряют силу (динамометр)
Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
Наука о природе (физика)
Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости… (давление)
Проблемная ситуация
Учитель: Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий век?
Ученик: Архимед.
Учитель: Вот мы и узнали имя ученого, друга царя – Архимед. (Слайд 3)
Учитель: Ребята, а какой атрибут одежды является символом царской власти?
Ученик: Корона!
Учитель: Правильно, ребята, это корона. А как связаны Архимед, царь и корона мы сейчас узнаем. (Слайд 4 – отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»)
Учитель: Ребята, т.к. Архимед был ученым, то он смог найти ответ на вопрос царя, сделав открытие. Но нам с вами, тех знаний, что мы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа знаний о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Тема нашего урока «Сила Архимеда» (Слайд 4, записывают в тетрадь), цель нашего урока: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения на практике. (Слайд 5, записывают в тетрадь). Ребята, предлагаю сформулировать задачи, для достижения цели нашего урока.
Примеры задач:
1. Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;
2. Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;
3. Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.
Учитель: Тема урока определена, цели и задачи поставлены, приступим к их выполнению.
Проблемное изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы изучали действие жидкости и газа на погруженное в них тело (Стих: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч». Бросаю мяч в воду). Почему мяч всплыл на поверхность? (Ученики отвечают)
Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей. Опустим в тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло, действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду).
Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт):
Опыт: К пружине подвешивают тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости.
Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.
Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда (работа с учебником)
Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.
На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь формулировку закона, показана на слайде)
Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же архимедовой силой FА. (слайд – Fвыт = FА )
Fвыт = FА
(ребята записывают в тетрадь)
Физкультминутка (Видео Слайд 9)
Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила. (Слайд 10-11)
Работа в группах (по 4-5 ученика, уже рассажены по группам)
Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в своих группах.
А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке физики при работе со стеклянными приборами. (Слайд)
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и латунный цилиндры), нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.
Р1 - Р2=_____Н
2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р3=_____Н
3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.
Р3 - Р4 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р1 – Р2 = _____Н
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р3= ______Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р3 - Р4=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от
объёма погружённой части.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.
Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р2 = _____Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.
Р3 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р3=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части
После получения результатов представители от каждой группы выходят к доске и свои выводы записывают на доске на заранее приготовленной схеме. Планирую, если опыты получаться, чтобы они по очереди вышли и записали, а потом сравнить с записью на слайде
Архимедова сила |
не зависит от: | зависит от: |
1) формы тела 2) плотности тела 3) глубины погружения | 1) объема тела 2) плотности жидкости 3) объёма погружённой части |
Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с вами выведем формулу для расчёта этой силы.
Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.
Fвыт = FА = Рж = mжg = ρжVТ gFА = ρж VТg ребята записываю в тетрадь (Слайд 12)
производные формулы

Применение: 1. Плавание судов;
2. Водолазы;
3. Рыбы и все морские жители;
4. Воздухоплавание;
5. Птицы (Слайд 14)
Решение задач:
Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3 .
Дано: Решение:
VТ = 1,6 м3 FА = ρж VТ g
g = 9,8 Н/кг FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м3 1,6 м3 = 16480 Н ≈ 16,5 кН.
ρж = 1030 кг/м3 Ответ: FА = 16,5 кН
FА - ?
Задача 2: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3)
Дано: Решение:
FА = 18 мН
ρж = 900 кг/м3 VТ =
VТ = 
g = 9,8 Н/кг
VТ - ?
Тест ______________________________
№ | Вопрос | | Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? |  | А) На первое Б) На второе В) На оба тела одинаковая | |
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? |  | А) На третье Б) На второе В) На первое | |
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? |  | А) На первое Б) На второе В) На третье | |
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) | А)Перевесит цилиндр в спирте Б)Перевесит цилиндр в воде В) Не нарушится | |
5 | Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н Б) 100Н В) 1000Н | |
6 | Архимедова сила определяется формулой: | А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g В) FА = ρV g | |
Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку. (Слайд)
Домашнее задание
§ 51 с.146
кто любит читать – с.150
кто не любит считать – упр.26 (2)
кто любит считать – упр.26 (4)
кто любит творчество – упр.26 (5)
кто любит экспериментировать – упр.26 (6)
Рефлексия
Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в наш 21 век. Итак, …. (включаю зеркало). Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Оцени работу: (раздаю каждому)
Что вы узнали нового на уроке?
Для меня это важно и интересно…
Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
Для меня было не достаточно…
Моя оценка атмосферы урока…
Итог урока: Итак,
С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)
От каких величин она зависит? (плотности жидкости, объёма тела)
Выставление оценок