Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков
Постановка учебной задачи
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Первичное закрепление
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование
Орг. Момент.
Мне хотелось бы начать наш открытый урок с опроса и узнать о вашем самочувствии.
На доске написаны предложения. Прочитайте их.
У вас на парте лежат листья разного цвета. Синий – я испытываю чувство волнения , зеленый – мне хочется отдохнуть, красный – я полон сил. Подумайте, как вы оцените свое состояние, выйдите, прикрепите листочек на Дерево нашего настроения, которое выражает ваше состояние.
Актуализация знаний
II. Актуализация знаний по теме «Глагол».
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» (на листах А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» по букве на каждом, прикреплены листы на доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе в блиц-опросе нужно выйти к доске перевернуть листочки, укрепив снова магнитами)
М 1) Глаголы называют …действия предметов
О 2) Начальная форма глагола …инфинитив
Л 3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
О 4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.
Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
Ц 6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.
Ы 7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистическая задача .
- Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу.
Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее. (СЛАЙД )
В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)
Глаголы какого наклонения должны быть в этом тексте?
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Запись в тетрадь темы ,задачи озвучить
Попробуем определить задачи к нашему уроку: (СЛАЙД )
- узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;
- определить на какие вопросы отвечают;
как образуются;
где используются в речи
Решение учебных задач.
1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?» (СЛАЙД )
- Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю.(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).
- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (СЛАЙД )
Вы, отроки - други, возьмите коня. | просьба |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | пожелание |
Эй, вратарь, готовься к бою! | команда |
Читайте книги, они учат нас жизни. | совет |
Молчи! Устал я слушать! | приказ |
- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)
Физкультминутка
2) Задача «Вопросы»
- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)
3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?
- Как будем решать задачу?
а) Обратимся к теории, п. 94 практика стр 108. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).

б) Первичное закрепление и проговаривание вслух:
упр 288
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (СЛАЙД № 7)
- Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.
4)Где используются глаголы повелительного наклонения?
Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.
Составление проекта
1гр.Рекламное объявление
2гр.Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»
3гр Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»
4гр. Рецепт
Подведение итогов
Подведение итогов работы. (метод фишбоун)
Сегодня мы с вами много говорили о решении задач. Думаю, что необходимо подвести предварительные итоги. Давайте составим фишбоун «рыбный скелет» нашей темы.
У вас есть карточки, которые мы расположим сейчас на нашем скелете.
Голова – вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия (что такое повелительное наклонение глагола)
Верхний ряд ребер Нижний ряд ребер – выражают глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, приказ, совет;
- отвечают на вопросы Что делайте? Что делай? ;
- образуются от основы наст . или буд. врем. + суфф.и
Хвост – вывод
-повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета
Рефлексия. SMS. (4 мин)
Занятие подходит к концу. Предлагаю вам сейчас написать небольшое SMS сообщение, которые вы хотели бы отправить своему лучшему другу. В сообщении должно содержаться одно слово или словосочетание, в котором выражается ваше эмоциональное состояние на данный момент.
Учащиеся зачитывают свои сообщения
Домашнее задание (1 мин)парагр 94,упр 288
1 лингвистическая задача.
Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
2. Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях
Вы, отроки - други, возьмите коня. | |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | |
Эй, вратарь, готовься к бою! | |
Читайте книги, они учат нас жизни. | |
Молчи! Устал я слушать! | |
3Составление проекта
1гр.Рекламное объявление
1 лингвистическая задача.
Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
2. Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях
Вы, отроки - други, возьмите коня. | |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | |
Эй, вратарь, готовься к бою! | |
Читайте книги, они учат нас жизни. | |
Молчи! Устал я слушать! | |
3Составление проекта
2гр.Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»
1 лингвистическая задача.
Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
2. Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях
Вы, отроки - други, возьмите коня. | |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | |
Эй, вратарь, готовься к бою! | |
Читайте книги, они учат нас жизни. | |
Молчи! Устал я слушать! | |
3Составление проекта
3гр Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»
1 лингвистическая задача.
Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
2. Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях
Вы, отроки - други, возьмите коня. | |
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! | |
Эй, вратарь, готовься к бою! | |
Читайте книги, они учат нас жизни. | |
Молчи! Устал я слушать! | |
3Составление проекта
4гр. Рецепт
1.вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия (что такое повелительное наклонение глагола)
2. выражают глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, приказ, совет;
3. отвечают на вопросы Что делайте? Что делай?
4. образуются от 
5.повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета
11