Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Тестовая часть. ». 9 класс
Цель урока: выявление умения учащихся применять полученные знания, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; продолжать работу по формированию у школьников навыков правописания, обобщения и расширения сведений об особенностях тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: урок обобщения умений и навыков
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
Организовывать деятельность учащихся по подготовке к ОГЭ, повторение знаний обучающихся по лексике, орфографии, пунктуации, о способах толкования слова, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, выстраивать алгоритм решения тестовых заданий, помочь осознать практическую значимость изученного материала
−развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходное задание, выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать материал для решения заданий, выражать личностно - эмоциональное отношение к поставленной задаче.
−воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ заданий, составление алгоритма выполнения заданий
УМК и оборудование: видеоролик, презентация, раздаточный материал; записи на доске (тема урока, эпиграф); «Лист оценочный»; компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Организационная структура урока
1.Организационный момент
Для создания психологического настроя демонстрируется видеоролик «Звездное небо»
На фоне музыки рассказываю легенду.
Здравствуйте, ребята.
У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду.
«Когда на земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и конечно при сдаче экзамена.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.
- Начать урок русского языка я хочу словами Рене Декарта- известного французского философа, учёного, математика, физика:
«Для того чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать»
И пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. На уроке мы будем пользоваться этим методом познания, будем размышлять, анализировать, совершенствовать знания.
А как вы уже умеете применять знания мы сейчас и проверим
Все ваши отметки за задания вы будете заносить в оценочный лист.
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Прием мотивации.
Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Этап целеполагания.
Вот и мы должны постараться убрать как можно больше вопросов и пробелов при подготовки к экзамену, а оставить лишь !!
-как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-какова тема урока?
-назовите мне цель урока
-что мы должны на уроке сделать?
-а зачем это надо?
Запишем дата
Тему урока
Этап актуализации.
1.Работа у доски:
К доске выходят 3 учащихся : 1-й ученик ( синтаксический разбор предложения
Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.
2-й-( морфемный разбор слов- засверкали, солнцем, ожил ),
3-й ученик –морфологический разбор глагола – ожил )
Чтобы справиться с тестовыми заданиями на экзамене, вы убеждаетесь каждый раз, что необходимо повторять изученный материал, повторять правила.
Только сила знаний сделает ваш пусть успешным.
2.Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.
(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
2. Перечислите значения приставки ПРИ- и ПРЕ-
3. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
6. Виды подчинительной связи в словосочетаниях
7. Что такое сложное предложение?
8.На какие группы делятся сложные предложения?
9. Чем отличаются ССП и СПП?
10.Из каких частей состоит СПП?
11. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
12. Что связывает части СПП?
13. Как отличить союзы от союзных слов?
14. Какие изобразительно- выразительные средства вы знаете?
Работа со слабыми ( карточки)
Распределите словосочетания по виду связи
Словосочетания со связью управление | Словосочетания со связью согласование | Словосочетания со связью примыкание |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Жить не спеша, азбука здоровья, сформулировать тезис; желанный гость, ослепительное солнце, охотно поддерживать, девять ночей, искусство игры, упорно стремиться, слева от себя, игра в волейбол, очень плохо, конный спорт, лыжные палки, хорошее настроение, золотая осень, хорошее здоровье, времена года, беречь природу, идти пешком, крепко любить, обязан трудиться, любить горячо.
3.Лингвистический диктант (проверка по карточке)
Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.
Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.
Проверьте :
Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.
4.А теперь пройдёмся по заданиям ОГЭ. Задание 2
Выпишите грамматическую основу предложений (сам-но, цифры)
1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку.
2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.
4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
Проверьте :
1.( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)
2.( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)
3.(она скользила) 1
4.( Сергей поднырнул) 1
5.Задание 11
В тестовой части задание 11 посвящено средствам выразительности языка.
КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности.
Итак, возвращаемся к оценочным листам.
Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.
«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
6.Тест «Средства выразительности»
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
3 .Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм
4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
6. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
7. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение
Проверьте :
1. 4) сравнение ; 2. 1) олицетворение ; 3. 2) метафора ; 4. 4) сравнение; 5. 1) олицетворение;
6. 3) фразеологизм ; 7. 2) фразеологизм
7.Тур «Превращения».
Задание 9 Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
Работа в парах:
1.Каша из гречки –
2. Дом из кирпича –
3. Кусты сирени –
4. Совет отца –
5. Рубашка в клетку-
5. Бессонная ночь –
6. Полковое знамя –
7. Шестилетний ребёнок –
8. Лисья шуба-
9. Геометрическая задача-
Проверьте :
1.Гречневая каша
2.Кирпичный дом
3.Сиреневые кусты
4.Отцовский совет
5.Клетчатая рубашка
6.Знамя полка
7.Ребёнок шести лет
8. Шуба из лисы
9.Задача по геометрии
8.Работа с Кимами :
Давайте обратимся к Кимам и порешаем задания 4, 6,7,8,12
Поработаем по рядам : обсудите решение и один учащийся должен ответить
9.Закрепление и обобщение изученного материала.
Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа.( Пусть это музыка поможет вам при работе)
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания.
1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.
3.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
4.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
5.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
6.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
7.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
8.Выписать подчинительные союзы.
Взаимопроверка.
Листок для самоконтроля
1. 3 2. товарищ по Лицею 3. 3,4 4.блестящую 5. Чувства 6. Приносить 7. 7 8. чтобы, что
Физкульминутка
Посмотрите и поверните голову влево, вправо, вверх, вниз.
9. Этап рефлексии.
-Какие задания мы сегодня с вами повторили?
-Какие задания вам даются легко?
-Какие вызывают затруднения?
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
-Посмотрите на наш оценочный лист. Обратите внимание, что некоторые задания нужно повторить
10.Закончите, пожалуйста, предложения:
На отдельных листах( на уроке русского языка……)
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..)
11.Домашнее задание: Вам необходимо выполнить дома задание 13.3. вариант любой
Помните как в начале урока я вам рассказала легенду, только добрый человек может свою звезду зажечь ярче.
Путь к новому, к открытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тоже шагаете вперед, к знаниям. И вот скоро наступят те дни, когда каждый из вас должен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускных экзаменов. Как спортсмены-олимпийцы годами готовятся к своему главному старту, так и вы подходите к своей олимпиаде. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Урок окончен. До свидания.
МАСТЕР – КЛАСС
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА : « ПОДГОТОВКА К ОГЭ.
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ»
ПРОВЕЛА : УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
БУТАЕВА Т. Ш
Распределите словосочетания по виду связи
Словосочетания со связью управление | Словосочетания со связью согласование | Словосочетания со связью примыкание |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Жить не спеша, азбука здоровья, сформулировать тезис; желанный гость, ослепительное солнце, охотно поддерживать, девять ночей, искусство игры, упорно стремиться, слева от себя, игра в волейбол, очень плохо, конный спорт, лыжные палки, хорошее настроение, золотая осень, хорошее здоровье, времена года, беречь природу, идти пешком, крепко любить, обязан трудиться, любить горячо.
Распределите словосочетания по виду связи
Словосочетания со связью управление | Словосочетания со связью согласование | Словосочетания со связью примыкание |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Жить не спеша, азбука здоровья, сформулировать тезис; желанный гость, ослепительное солнце, охотно поддерживать, девять ночей, искусство игры, упорно стремиться, слева от себя, игра в волейбол, очень плохо, конный спорт, лыжные палки, хорошее настроение, золотая осень, хорошее здоровье, времена года, беречь природу, идти пешком, крепко любить, обязан трудиться, любить горячо.
Распределите словосочетания по виду связи
Словосочетания со связью управление | Словосочетания со связью согласование | Словосочетания со связью примыкание |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Жить не спеша, азбука здоровья, сформулировать тезис; желанный гость, ослепительное солнце, охотно поддерживать, девять ночей, искусство игры, упорно стремиться, слева от себя, игра в волейбол, очень плохо, конный спорт, лыжные палки, хорошее настроение, золотая осень, хорошее здоровье, времена года, беречь природу, идти пешком, крепко любить, обязан трудиться, любить горячо.