СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Русского языка»

 ______ , который не _______ , что _______ _______ _._._._ , _ _________ . «Человек, который не знает, что он сделает завтра, — несчастный». Максим Горький

______ , который не _______ , что _______ _______ _._._._ , _ _________ .

  • «Человек, который не знает, что он сделает завтра, — несчастный».

Максим Горький

Сложноподчиненное  предложение с придаточным определительным Урок в 10 классе Ушницкая Вероника Николаевна

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок в 10 классе

Ушницкая Вероника Николаевна

Цели урока:  Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными Вспомнить строение СПП с придаточными определительными Закрепить умения и навыки распознавания таких предложений Поработать над постановкой знаков препинания и составлением схемы.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными
  • Вспомнить строение СПП с придаточными определительными
  • Закрепить умения и навыки распознавания таких предложений
  • Поработать над постановкой знаков препинания и составлением схемы.

Девиз урока «Деятельность — единственный путь к знанию» Джордж Бернард Шоу

Девиз урока

  • «Деятельность — единственный путь к знанию»

Джордж Бернард Шоу

Задание 1  Сложноподчинённое предложения Главное предложение ? ? ?

Задание 1

Сложноподчинённое предложения

Главное предложение

?

?

?

Задание 2  1. Сложноподчиненное предложение Это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении 2. Главное предложение Предложение, в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами 3. Придаточное предложение Независимая часть сложноподчинённого предложения

Задание 2

1. Сложноподчиненное предложение

Это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении

2. Главное предложение

Предложение, в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами

3. Придаточное предложение

Независимая часть сложноподчинённого предложения

 1. В японских садах часто используются камни причудливая форма  которых напоминает о вечности.    2. Машина которую Мария купила в Японии была надежной и экономичной.

1. В японских садах часто используются камни причудливая форма  которых напоминает о вечности.

2. Машина которую Мария купила в Японии была надежной и экономичной.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Существ, местоим.. Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..  К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………  Придаточные определительные ВСЕГДА стоят …….. определяемого слова.   КАКОЙ?ЧЕЙ? союзных слов после

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Существ, местоим..

Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………

Придаточные определительные ВСЕГДА стоят …….. определяемого слова.

КАКОЙ?ЧЕЙ?

союзных слов

после

Придаточное может стоять:  а) только после главного; б) только перед главным; в) после главного предложения, внутри главного - после главного предложения;   - внутри главного

Придаточное может стоять:

а) только после главного;

б) только перед главным;

в) после главного предложения, внутри главного

- после главного

предложения;

- внутри главного

Содержание задания №18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  

Содержание задания №18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Алгоритм действий при выполнении задания:  1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союз или союзное слово. 3. Определить границы главного и придаточного предложений. 4. Проставить знаки препинания 5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алгоритм действий при выполнении задания:

  • 1. Выделить грамматические основы.
  • 2. Выделить союз или союзное слово.
  • 3. Определить границы главного и придаточного предложений.
  • 4. Проставить знаки препинания
  • 5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание №1 В предложении выделите грамматические основы, средство связи, обозначьте границы главного и придаточного предложений. выделите главное предложение выделите придаточное предложение каким союзным словом придаточное предложение связано с главным? находится придаточное предложение? составьте схемы данных предложений

Задание №1

  • В предложении выделите грамматические основы, средство связи, обозначьте границы главного и придаточного предложений.
  • выделите главное предложение
  • выделите придаточное предложение
  • каким союзным словом придаточное предложение связано с главным?
  • находится придаточное предложение?
  • составьте схемы данных предложений
Каждому человеку соответствует определенный род деятельности который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье. ( Морис Баррес  - французский писатель 18-19 вв)  
  • Каждому человеку соответствует определенный род деятельности который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье.

( Морис Баррес - французский писатель 18-19 вв)

 

Самые лучшие наши дела те которые совершаются по доброй воле и в соответствии с природными склонностями. ( Шарль Луи Монтескье  – французский писатель, правовед и философ).

Самые лучшие наши дела те которые совершаются по доброй воле и в соответствии с природными склонностями.

( Шарль Луи Монтескье – французский писатель, правовед и философ).

Задание №2 Проверочный диктант: в сложноподчинённых предложениях расставьте знаки препинания.

Задание №2

  • Проверочный диктант: в сложноподчинённых предложениях расставьте знаки препинания.
1.  В редком ельнике перед усадьбой метались в траве три мотоцикла пулеметы которых торопливо били куда-то вверх. 2. Д орога бежала к выемке по обе стороны которой высились песчаные откосы с соснами. 3.  Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. 4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору и окно сквозь которое уже синели зимние сумерки. 5 . Роза первые упоминания о которой относятся к V веку до н.э. описана в древнеиндийских сказаниях.
  • 1.  В редком ельнике перед усадьбой метались в траве три мотоцикла пулеметы которых торопливо били куда-то вверх.
  • 2. Д орога бежала к выемке по обе стороны которой высились песчаные откосы с соснами.
  • 3.  Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
  • 4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору и окно сквозь которое уже синели зимние сумерки.
  • 5 . Роза первые упоминания о которой относятся к V веку до н.э. описана в древнеиндийских сказаниях.
6.  Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете убранство которого обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность 7.  Мелкое болотистое озеро по берегу которого мы пробирались ещё белело меж деревьев. 8.  Мы давно ехали узкой дорожкой две-три колеи которой чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга 9. Часы тягостного ожидания в течение которых Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности тянулись, казалось, вечность. 10.   Немного поодаль парило плотное облако в глубине которого загорались и гасли красные искорки.
  • 6.  Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете убранство которого обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность
  • 7.  Мелкое болотистое озеро по берегу которого мы пробирались ещё белело меж деревьев.
  • 8.  Мы давно ехали узкой дорожкой две-три колеи которой чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга
  • 9. Часы тягостного ожидания в течение которых Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности тянулись, казалось, вечность.
  • 10.   Немного поодаль парило плотное облако в глубине которого загорались и гасли красные искорки.
Задание №3 Пользуясь данным алгоритмом, расставляем запятые в СПП с придаточным определительным и выписываем все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание №3

  • Пользуясь данным алгоритмом, расставляем запятые в СПП с придаточным определительным и выписываем все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый. 2. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна. 3. Древовидные пионы (1) листья (2) которых облетают на зиму (4) со временем превращаются в раскидистые кусты. 4. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. 5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
  • 1. Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый.
  • 2. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
  • 3. Древовидные пионы (1) листья (2) которых облетают на зиму (4) со временем превращаются в раскидистые кусты.
  • 4. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.
  • 5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги. 7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы. 8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам. 9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка. 10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.
  • 6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
  • 7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы.
  • 8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
  • 9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.
  • 10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоги урока  Научились: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;   правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);   составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Итоги урока Научились:

  • находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Спасибо за работу! Вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вы молодцы!