Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Русского языка»
______ , который не _______ , что _______ _______ _._._._ , _ _________ .
- «Человек, который не знает, что он сделает завтра, — несчастный».
Максим Горький
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Урок в 10 классе
Ушницкая Вероника Николаевна
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными
- Вспомнить строение СПП с придаточными определительными
- Закрепить умения и навыки распознавания таких предложений
- Поработать над постановкой знаков препинания и составлением схемы.
Девиз урока
- «Деятельность — единственный путь к знанию»
Джордж Бернард Шоу
Задание 1
Сложноподчинённое предложения
Главное предложение
?
?
?
Задание 2
1. Сложноподчиненное предложение
Это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении
2. Главное предложение
Предложение, в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами
3. Придаточное предложение
Независимая часть сложноподчинённого предложения
1. В японских садах часто используются камни причудливая форма которых напоминает о вечности.
2. Машина которую Мария купила в Японии была надежной и экономичной.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Существ, местоим..
Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………
Придаточные определительные ВСЕГДА стоят …….. определяемого слова.
КАКОЙ?ЧЕЙ?
союзных слов
после
Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) после главного предложения, внутри главного
- после главного
предложения;
- внутри главного
Содержание задания №18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Алгоритм действий при выполнении задания:
- 1. Выделить грамматические основы.
- 2. Выделить союз или союзное слово.
- 3. Определить границы главного и придаточного предложений.
- 4. Проставить знаки препинания
- 5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Задание №1
- В предложении выделите грамматические основы, средство связи, обозначьте границы главного и придаточного предложений.
- выделите главное предложение
- выделите придаточное предложение
- каким союзным словом придаточное предложение связано с главным?
- находится придаточное предложение?
- составьте схемы данных предложений
- Каждому человеку соответствует определенный род деятельности который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье.
( Морис Баррес - французский писатель 18-19 вв)
Самые лучшие наши дела те которые совершаются по доброй воле и в соответствии с природными склонностями.
( Шарль Луи Монтескье – французский писатель, правовед и философ).
Задание №2
- Проверочный диктант: в сложноподчинённых предложениях расставьте знаки препинания.
- 1. В редком ельнике перед усадьбой метались в траве три мотоцикла пулеметы которых торопливо били куда-то вверх.
- 2. Д орога бежала к выемке по обе стороны которой высились песчаные откосы с соснами.
- 3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
- 4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору и окно сквозь которое уже синели зимние сумерки.
- 5 . Роза первые упоминания о которой относятся к V веку до н.э. описана в древнеиндийских сказаниях.
- 6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете убранство которого обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность
- 7. Мелкое болотистое озеро по берегу которого мы пробирались ещё белело меж деревьев.
- 8. Мы давно ехали узкой дорожкой две-три колеи которой чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга
- 9. Часы тягостного ожидания в течение которых Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности тянулись, казалось, вечность.
- 10. Немного поодаль парило плотное облако в глубине которого загорались и гасли красные искорки.
Задание №3
- Пользуясь данным алгоритмом, расставляем запятые в СПП с придаточным определительным и выписываем все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
- 1. Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый.
- 2. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
- 3. Древовидные пионы (1) листья (2) которых облетают на зиму (4) со временем превращаются в раскидистые кусты.
- 4. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.
- 5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
- 6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
- 7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы.
- 8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
- 9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.
- 10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итоги урока Научились:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Спасибо за работу!
Вы молодцы!