СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе по окружающему миру "Экономика и экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал открытого урока поможет учащимся познакомить с двумя сторонами экономики и влиянием экономики на  окружающую среду.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе по окружающему миру "Экономика и экология»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области







Открытый урок

3 класс

на тему:

«Экономика и экология»



Подготовил и провел:

учитель нач. кл.

Лагута Е.В.



2012 год















































Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.


Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;

учить обучающихся выполнять задания в группах;

развивать речь детей, учить делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.


Оборудование: музыкальная запись, электронная презентация, тесты, плакаты с изображением природы, схемы на доске – воздух, вода, почва, растения, животные, люди, информационная выставка о Курской АЭС, сигнальные карточки.



Ход урока:


  1. Оргмомент.

Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех (у большинства) настроение солнечное! Вот к нам на урок и заглянуло солнышко! (на доске смайлик солнышка).

- Какими бы вы хотели «видеть» себя на уроке…. (ответы)

- Молодцы! Я уверена, что ваши ожидания оправдаются.


II. Вступление (звучит спокойная музыка).

Я начну урок словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.

- А вы, дети, внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

- Итак, какие мысли у вас возникли?

(Человек без природы не может существовать).


  1. Формирование темы и цели урока.

(На доске две иллюстрации).

- Внимательно посмотрите на эти иллюстрации. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на этом месте.

- Что вы видите?

- Что общего у этих изображений?

(Природа под угрозой).

- Как можно их озаглавить?

(Экологическая катастрофа).

- Человек не может существовать как без природы и ее богатств, так и без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред.

- Как же быть, что делать нам людям, в этой ситуации? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и сделать вывод: Что дают экономика и экология людям. Поэтому тема нашего урока «Экономика и экология».

- Какую цель урока мы поставим сегодня перед собой?

(Рассмотреть две стороны экономики).

  1. Работа по тестам.

Проведем «Мозговой штурм».


  1. Что такое окружающая среда:

а) все, что нас окружает;

б) дом;

в) школа.


2. Экология – это…

а) наука о животных;

б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой;

в) наука о растениях.


3. Экономика – это…

а) потребности людей;

б) товары и услуги;

в) Наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства.


- Вот мы и вспомнили, что такое экономика, экология и окружающая среда.

- Назовите главную задачу экономики.

(Удовлетворение потребностей людей).

- Дом, который мы называем экономикой, имеет две стороны. Какие?

- Одна сторона – это та необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку , ни всему обществу не прожить.


Необходимая и полезная продукция


экономика


?



- Это положительная сторона экономики.

- Вторую сторону экономики вы назовете сейчас сами.

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

  • бутылка пластиковая;

  • пакет.

(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).

- Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

(Выбросит).

- Куда выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?




Необходимая и полезная продукция


экономика


Загрязнение окружающей среды







V. Физминутка.


  1. Изучение нового материала.


– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

- Давайте посмотрим, какие экологические беды приносит экономика.

(Просмотр презентации «Экологические катастрофы»).


  1. Работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на странице 82.

- Прочитайте заголовок.

(Две стороны экономики).

Так какими же могут быть эти две стороны экономики.

(Положительные и отрицательные).

- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос:

- Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей.

(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)

- У нас на территории Курской области есть Курская АЭС. Несмотря на то, что атомная электростанция применяет атомное топливо, делается все возможное, чтобы она была безопасной для людей и окружающей среды. Я приготовила вам выставку, если есть желание, то на перемене вы можете рассмотреть ее подробнее.

- Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83)


VIII. Работа по группам.

Экологический прогноз.

Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.

Мы попробуем составить свои экологические прогнозы.

I группа.

- Что произойдет с этой местностью если произойдет авария на АЭС?

II группа.

- Недалеко от озера построили завод. В его отходах содержится ртуть.

- Ребята, а вы любите свое село?

- Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в вашем селе? Есть ли у вас опасные места?

(Что можно сделать в данной ситуации? Как исправить положение?)


IX. Исследовательская работа.

– Сейчас мы будем работать группами по 5 человек и решать экологические задачи. Как только группа подготовится, она сразу говорит о своей готовности.


Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся;

б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.


Задача 2.

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.


Задача 3.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.


Задача 4.

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.


X. Игра «Экологический свет»

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

3 ситуация.

Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

XI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

(Гибнет природа, ее нужно сохранить).

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 85.

- Вспомните, какими вы были на уроке?

(Активными, внимательными).

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.

XII. Домашнее задание:

Стр. 81 – 84 пересказ, рабочая тетрадь стр. 44 № 3, 4.