Постановка темы и цели урока - Достаём из конверта первое задание. Отгадайте загадки: Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег.) Без досок, без топоров Чрез речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лёд.) (За каждый правильный ответ на уроке ученик получает снежинку). -О чём же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы детей.) - Конечно, о снеге и льде. А что мы можем о них узнать? (Выслушать ответы детей, обобщить.) - Тема нашего урока – откуда берутся снег и лёд. (слайд 2) А каковы наши цели? Наши цели узнать откуда берутся снег и лёд, а ещё познакомиться с их свойствами. Открытие нового знания 1)Практическая работа (с использованием учебной презентации) - Достаём следующее задание снеговика. Какие свойства снега и льда вы знаете? (Ответы детей.) - Давайте проверим. Для этого мы выполним практическую работу в парах, а помогать нам будет учебная презентация (слайд 3). (Раздать оборудование для практической работы) Результаты опытов вы будете записывать в специальные таблички, лежащие на партах (слайд 4) Опыт 1: сравнение снега и льда по цвету (слайд 5). Опыт 2: выявление прозрачности снега и льда (слайд 6). Опыт 3: сравнение снега и льда по плотности (слайд 7). Опыт 4: выявление действия тепла на снег и лёд (слайд 8). Опыт 5: определение плотности по отношению к воде (слайд 9). - Давайте проверим, какие свойства вы записали в свои таблички (слайд10). - Знаете ли вы другие свойства снега и льда? (слайд 11) Можно выяснить и вписать в таблицу следующие свойства: лёд хрупкий, скользкий; снег в мороз сыпучий, в оттепель липкий. (Убрать с парт оборудование для практической работы, раздать снежинки тем, кто успешно справился с практической работой.) Физминутка: Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили – Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок, И умчался весь снежок. 2) Беседа - Давайте прочитаем следующее задание снеговика. Расскажите, откуда берутся снег и лёд. Как вы думаете, откуда? (Ответы детей.) - На какие общие свойства снега и льда нужно обратить внимание? (Тают, превращаются в воду.) - А бывает ли наоборот? Как? (Вода замерзает, превращается в снег и лёд.) - Где вы видели лёд? - Можно ли лёд увидеть дома? Где? - А как получить лёд в домашних условиях? (Выслушать ответы детей, продемонстрировать форму для льда.) - А можно ли дома получить снег? - А откуда же он берётся? (Выслушать ответы детей, обобщить.) - Снежинки образуются высоко над землёй в облаках из капелек вода. Когда в облаке их скапливается очень много, они не могут там удержаться и падают на землю. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Чем они отличаются и что у них общего? (При затруднении с ответом предложить рассмотреть снежинки, выданные в течение урока.) - Снежинки все разные, в природе вы не встретите двух повторяющихся, но есть у них общая черта – у всех снежинок ровно 6 лучиков (слайд 12 или таблица на доске). Закрепление изученного -Посмотрим следующее задание снеговика. Нарисуйте снежинку. Это задание мы будем выполнять на альбомных листах. Сейчас каждый из вас нарисует в левом верхнем углу листа синим карандашом снежинку, которая ему понравилась, или которую он придумал сам. Главное, что нужно помнить? (У снежинки 6 лучиков.) -Покажите, что у вас получилось. Словно снегопад в классе начался! - А теперь задание на фантазию. На свободном месте нарисуйте сказочную девочку-снежинку. |