СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД»

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Абдалиева П.К.

Абдалиева Перисат Кошоевна / Abdalieva Perisat Koshoevna

преподаватель математики и информатики,

кафедра информатики и математики, факультет журналистики и информационных систем, БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек



Аннотация: в статье анализируются с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: Образования, компотентность, компотенции, результаты обучения, оценка знаний.

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт. [1,c.4]

Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения. [2,c.5]

Компетенции сформированные способности.

(Таблица 1)

  • Документы Болонского процесса: «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенциии направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003)

  • … общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)

  • «… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).

  • «… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)

  • «Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»

Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».[3,б.9]

(Рис.1)

Результаты обучения и компетенции: Результаты обучения:

выступают средством выражения уровня компетенции; являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне; могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов. Определяют преподаватели.

Результаты компетенции: представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности); их развитие является целью образовательных программ; формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях; Приобретаются студентами.[4,c.7]

Результаты обучения и стандарты: Образовательные стандарты–что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.

Профессиональные стандарты–что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.

Оценка знаний студента проводится по системе накопленной сумме баллов за время изучения курса итогового контроля и учитывает:

1. Посещение лекций и лабораторных занятий должно быть обязательным. Самостоятельная работа студентов (СРС) заключается в выполнении заданий в компьютерном зале, а также в работе с литературой, периодическими изданиями, в поиске материалов в Интернете, подготовке рефератов и докладов во внеаудиторное время, а также в выполнении заданий на ПК

2.Задания выдаются по мере проведения лекционных и лабораторных занятий по данной теме и принимаются во время, выделенное для СРСП. Студент, не выполнивший задание для лабораторного занятия или СРС, должен отработать и сдать их до перехода к следующей теме.

3.Студенты, пропустившие занятия, должны отработать его во время СРС и сдать преподавателю. Преподаватель зачитывает только полностью выполненные лабораторные работы Студенты, пропустившие без уважительной причины 1/3 часть учебных занятий, к экзамену не допускаются. Студенты, не отработавшие лабораторные занятия, теряют баллы.

4.На занятиях не разрешается пользоваться сотовыми телефонами, выходить из класса и опаздывать. Опоздавшие студенты на занятие не допускаются.

Шкала оценки знаний: Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной буквенной системе

Критерии и правила оценки знаний проводятся согласно унифицированной методике и включает: текущий (фронтальный опрос, выполнение индивидуального задания на ПК), рубежный (бланочное тестирование) и итоговый (тестирование).

Система контроля знаний.

Оценка

Буквен-ный эквива-лент

оценки

Официальный цифровой эквивалент

оценки

Рейтинго-вый балл

Характеристика знаний студента

Отлич-но

А+

5,0

95-100

Великолепные знания без ошибок и недочетов

А

4,7

90-94

Великолепные знания с единичными случаями наличия второстепенных ошибок и недочетов

А-

4,5

85-89

Отличные знания, имеется небольшое допустимое (для отличной оценки) количеств второстепенных ошибок и недочетов

Хорошо

В+

4,3

80-84

Хороший результат, имеются единичные случаи наличия второстепенных ошибок и недочетов

В

4,0

75-79

Хорошо - в целом, имеются единичные случаи второстепенных ошибок и недочетов

В-

3,7

70-74

Знания «выше среднего» имеется небольшое допустимое (для оценки хорошо) количеств ошибок и недочетов

Удовлетвори-тельно

С+

3,5

67-69

Приемлемые знания, но со значительными недостатками

С

3,3

64-66

Удовлетворительные знания с серьезными недостатками

С-

3,0

60-63

Знания «ниже среднего», но в целом достаточные (для удовлетворительной оценки) для пониманий основных понятий курса, имеется ряд основных и второстепенных ошибок

Неудовлетво-ритель-но

D

2,0

40-59

Очень слабые знания, недостаточные для понимания курса, имеется большое количество основных ошибок и недочетов

F


Совершенно неприемлемый уровень

(Таблица 2)

Оценка за СРС – работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.

Критерии оценки самостоятельной работы студента: Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составляющей процесса подготовки специалистов высшего образования по гуманитарным специальностям. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности. По модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов для СРС по всем дисциплинам отводится на каждый модуль 10 баллов из 100.

Критерии для оценки выполненных СРС:

Умение работать с литературой и другими источниками для получения новой информации с целью развития творческого мышления (участия в конференциях, круглых столах и проектах);

умение анализировать и принимать решения по конкретной заданной теме;

умение формулировать и определять необходимые термины и понятия;

владение современными компьютерными технологиями;

Профессорско-преподавательский состав вправе определять (менять) сложность объема выполняемой работы СРС в соответствии с запланированным объемом, а также с учетом специфики содержания данной дисциплины.

По модульно-рейтинговой системе оценки занятий студентов для СРС по данной дисциплине отводится 30 баллов за семестр. Для получения 30 баллов студент должен за семестр сдать 1 тему по СРС. При этом баллы распределяются следующим образом:

Оценки знаний студентов для СРС.

Наименование этапов:

Баллы

1

Наличие и содержание плана реферата

0-4

2

Наличие теоретических и практических знаний по темам

0-6

3

Формулировка основных выводов и предложений

0-5

4

Грамматика и стилистика

0-5

5

Оформление работы

0-5

6

Презентация и защита реферата или электронной презентации

0-5


Всего баллов:

0-30

(Таблица 3)


Список литературы


  1. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник.// М.: /Логос, 2010. 668 с.

  2. ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие.// М.: Логос, 2002. 432 с.

  3. Звонников В.И. ЧелышковаМ.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход.// М.: Логос, 2012. 280 с.

  4. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание.// М.: Национальное образование.