ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Абдалиева П.К.
Абдалиева Перисат Кошоевна / Abdalieva Perisat Koshoevna
преподаватель математики и информатики,
кафедра информатики и математики, факультет журналистики и информационных систем, БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек
Аннотация: в статье анализируются с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: Образования, компотентность, компотенции, результаты обучения, оценка знаний.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт. [1,c.4]
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения. [2,c.5]
Компетенции сформированные способности.
(Таблица 1)
Документы Болонского процесса: «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенциии направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003)
… общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)
«… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).
«… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)
«Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»
Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».[3,б.9]
(Рис.1)
Результаты обучения и компетенции: Результаты обучения:
выступают средством выражения уровня компетенции; являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне; могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов. Определяют преподаватели.
Результаты компетенции: представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности); их развитие является целью образовательных программ; формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях; Приобретаются студентами.[4,c.7]
Результаты обучения и стандарты: Образовательные стандарты–что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.
Профессиональные стандарты–что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.
Оценка знаний студента проводится по системе накопленной сумме баллов за время изучения курса итогового контроля и учитывает:
1. Посещение лекций и лабораторных занятий должно быть обязательным. Самостоятельная работа студентов (СРС) заключается в выполнении заданий в компьютерном зале, а также в работе с литературой, периодическими изданиями, в поиске материалов в Интернете, подготовке рефератов и докладов во внеаудиторное время, а также в выполнении заданий на ПК
2.Задания выдаются по мере проведения лекционных и лабораторных занятий по данной теме и принимаются во время, выделенное для СРСП. Студент, не выполнивший задание для лабораторного занятия или СРС, должен отработать и сдать их до перехода к следующей теме.
3.Студенты, пропустившие занятия, должны отработать его во время СРС и сдать преподавателю. Преподаватель зачитывает только полностью выполненные лабораторные работы Студенты, пропустившие без уважительной причины 1/3 часть учебных занятий, к экзамену не допускаются. Студенты, не отработавшие лабораторные занятия, теряют баллы.
4.На занятиях не разрешается пользоваться сотовыми телефонами, выходить из класса и опаздывать. Опоздавшие студенты на занятие не допускаются.
Шкала оценки знаний: Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной буквенной системе
Критерии и правила оценки знаний проводятся согласно унифицированной методике и включает: текущий (фронтальный опрос, выполнение индивидуального задания на ПК), рубежный (бланочное тестирование) и итоговый (тестирование).
Система контроля знаний.
Оценка | Буквен-ный эквива-лент оценки | Официальный цифровой эквивалент оценки | Рейтинго-вый балл | Характеристика знаний студента |
Отлич-но | А+ | 5,0 | 95-100 | Великолепные знания без ошибок и недочетов |
А | 4,7 | 90-94 | Великолепные знания с единичными случаями наличия второстепенных ошибок и недочетов |
А- | 4,5 | 85-89 | Отличные знания, имеется небольшое допустимое (для отличной оценки) количеств второстепенных ошибок и недочетов |
Хорошо | В+ | 4,3 | 80-84 | Хороший результат, имеются единичные случаи наличия второстепенных ошибок и недочетов |
В | 4,0 | 75-79 | Хорошо - в целом, имеются единичные случаи второстепенных ошибок и недочетов |
В- | 3,7 | 70-74 | Знания «выше среднего» имеется небольшое допустимое (для оценки хорошо) количеств ошибок и недочетов |
Удовлетвори-тельно | С+ | 3,5 | 67-69 | Приемлемые знания, но со значительными недостатками |
С | 3,3 | 64-66 | Удовлетворительные знания с серьезными недостатками |
С- | 3,0 | 60-63 | Знания «ниже среднего», но в целом достаточные (для удовлетворительной оценки) для пониманий основных понятий курса, имеется ряд основных и второстепенных ошибок |
Неудовлетво-ритель-но | D | 2,0 | 40-59 | Очень слабые знания, недостаточные для понимания курса, имеется большое количество основных ошибок и недочетов |
F | | | Совершенно неприемлемый уровень |
(Таблица 2)
Оценка за СРС – работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
Критерии оценки самостоятельной работы студента: Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составляющей процесса подготовки специалистов высшего образования по гуманитарным специальностям. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности. По модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов для СРС по всем дисциплинам отводится на каждый модуль 10 баллов из 100.
Критерии для оценки выполненных СРС:
Умение работать с литературой и другими источниками для получения новой информации с целью развития творческого мышления (участия в конференциях, круглых столах и проектах);
умение анализировать и принимать решения по конкретной заданной теме;
умение формулировать и определять необходимые термины и понятия;
владение современными компьютерными технологиями;
Профессорско-преподавательский состав вправе определять (менять) сложность объема выполняемой работы СРС в соответствии с запланированным объемом, а также с учетом специфики содержания данной дисциплины.
По модульно-рейтинговой системе оценки занятий студентов для СРС по данной дисциплине отводится 30 баллов за семестр. Для получения 30 баллов студент должен за семестр сдать 1 тему по СРС. При этом баллы распределяются следующим образом:
Оценки знаний студентов для СРС.
№ | Наименование этапов: | Баллы |
1 | Наличие и содержание плана реферата | 0-4 |
2 | Наличие теоретических и практических знаний по темам | 0-6 |
3 | Формулировка основных выводов и предложений | 0-5 |
4 | Грамматика и стилистика | 0-5 |
5 | Оформление работы | 0-5 |
6 | Презентация и защита реферата или электронной презентации | 0-5 |
| Всего баллов: | 0-30 |
(Таблица 3)
Список литературы
Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник.// М.: /Логос, 2010. 668 с.
ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие.// М.: Логос, 2002. 432 с.
Звонников В.И. ЧелышковаМ.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход.// М.: Логос, 2012. 280 с.
Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание.// М.: Национальное образование.