СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные средства учителя физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Оценочные средства (ОС) - контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, направленные на измерение степени сформированности компетенции в целом и отдельных ее компонентов. 

Просмотр содержимого документа
«Оценочные средства учителя физики»

Гусейнова Д.В.

учитель

МКОУ «Вечерняя школа №12» с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края


 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования оценочных средств, являющихся необходимым элементом основной образовательной программы образовательной организации. Приводится обоснование роли оценочных средств, этапы и последовательность действий по их созданию.

Ключевые слова: оценочные средства, контроль, оценка.

 

В современной школе функционирует внутришкольная система оценки качества образования. Для её обеспечения силами методистов формируется база диагностических материалов административного контроля, в том числе комплексные работы метапредметного характера. Кроме того, каждый предметник собирает контрольные работы, обеспечивающие промежуточную аттестацию. Чтобы правильно определить место оценочных средств, грамотно их сформировать, необходимо ответить на вопрос: почему в структуру образовательной программы входят оценочные средства.

Оценочные средства (ОС) - контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, направленные на измерение степени сформированности компетенции в целом и отдельных ее компонентов.

В соответствии с требованиями ФГОС для оценки персональных достижений обучающихся школа создаёт Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся.

Фонд оценочных средств формируется на основе ключевых принципов оценивания:

- валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

- надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

- объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

В соответствии с кодификатором при составлении ОС нужно учитывать не только владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики, владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями, но и использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а именно умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях. Таким образом, практикоориентированность школьного курса физики включает лабораторные работы и исследовательские проекты в фонд оценочных средств.

Поэтому в контрольные работы необходимо вносить задания, контролирующие умение применять физические знания в повседневной жизни.

Кроме того, нужно обязательно включить в оценочные средства классификацию ошибок и возможных недочетов.


ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных

положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

2. Неумение выделить в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических

явлений.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование,

провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным

приборам.

7. Неумение определить показание измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении

эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий,

вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности

чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических

величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в

вычислении, преобразовании и решении задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не

искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Говоря об оценочных средствах, конечно, нужно учитывать и критерии оценивания устных ответов и письменных работ. Высший балл ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с

соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем

выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.


Эти критерии и соответствие подробного описания критериев устного ответа, несомненно, должны учитываться при составлении различных оценочных средств.

Таким образом, контрольные и диагностические материалы учителя должны быть согласованы с оценочными средствами. Поэтому учителю необходимо участвовать в подготовке оценочных материалов в ООП школы и расширять практико ориентированную часть оценочных средств.