Проект – это 5 «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую – либо проблему в самых общих чертах и дать возможность ученикам ее домыслить. В название проекта должна быть заложена какая-то тайна, проблема или вопрос.
Проектный продукт
Мультимедийный продукт
1. Презентация
2. Видеоклип
3. Видеофильм
4. Гипермедиа – сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами)
5. Компьютерная графика
6. Веб – сайт
Научные или учебные материалы
1. Научный доклад
2. Научная статья
3. Сравнительно – сопоставительный анализ какого – либо явления, процесса
4. Отчет об исследовательской экспедиции
5. Анализ данных социологического опроса
6. Словарь
7. Тесты
8. Атлас, карта
9. Учебное пособие
Публицистические материалы
1. Стенгазета
2. Школьная тиражная газета
3. Журнал
4. Заметка, интервью
Нормативная документация
1. Инструкция
2. Законопроект
3. Система школьного самоуправления
Творческий продукт
1. Сборник стихотворений
2. Литературный альманах
3. Альбом с иллюстрациями
4. Картина
5. Театральная постановка
Мероприятия
1. Экскурсия
2. Праздник
3. Соревнование
4. Деловая игра
5. Викторина
6. Выставка
7. Пресс – конференция
Этапы проектной деятельности
Этап 1 подготовительный | Определение темы, целей проекта и конечного продукта |
Этап 2. Планирование | Определение источников информации ознакомление с критериями оценки результатов Составление оптимального плана работы (лист планирования: приложение 1) |
Этап 3 Реализация проекта | Сбор и обработка информации Решение возникающих вопросов и проблем Корректирование планирования (при необходимости) Оформление документации проекта |
Этап 4 Презентация (представление) проекта | Представление результатов проекта аудитории (приложение 2) Ответы на вопросы Интерпретация полученных результатов (Приложение 3) |
Этап 5 Осмысление и оценка проекта | Подведение итогов Оценка итоговых и промежуточных результатов Самоанализ работы (Приложение 4) |
Требования к содержанию
исследовательских работ/творческих проектов
Требования к содержанию и оформлению работы/проекта соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований.
Исследовательская работа/творческий проект должны содержать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть;
заключение;
список литературы;
приложения
Титульный лист содержит тему работы, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс, название населенного пункта) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы). Сокращения не допускаются. (Приложение 5)
В оглавление должны быть включены основные заголовки частей работы:
- введение
- названия глав и параграфов
- заключение
- список литературы
- названия приложений
и соответствующие номера страниц.
Заголовки оглавления должны точно соответствовать названиям глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце оглавления. Введение и заключение не нумеруются.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Основная часть исследовательской работы должна содержать цель и основные задачи, отражающие последовательность достижения цели; методы и методики решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться обучающийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат; описание всех полученных результатов, которые соответствуют поставленной выше цели. Основная часть делится на главы и параграфы.
Основная часть творческого проекта состоит из двух глав. Первая глава содержит краткую историю изучения предмета проектной деятельности и распространения информации о нем; краткое описание существующих представлений о содержании и объеме понятий по теме проекта; описание и обсуждение структуры существующей модели предмета проектной деятельности и действий, направленных на его преобразование; анализа прототипов; анализ возможных идей; выбор оптимальной идеи; выбор технологии изготовления изделия; разработку конструкторской документации.
Вторая глава содержит описание последовательности действий; содержания действий; экономические основания, описание организации рабочего места, инструментов, описание этапов технологического производства предмета проектной деятельности (изделия), расчет времени изготовления предмета проектной деятельности (изделия), экономическую, экологическую, эстетическую оценку готового изделия, описание окончательного варианта предмета проектной деятельности (изделия) и т.д.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
Список литературы составляют только те публикации, издания и источники, на которые в тексте имеются ссылки. Ссылки оформляются в соответствии с правилами составления библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.5.-2008). Список литературы оформляется в соответствии со стандартами библиографического описания документов (ГОСТ 7.1-2003).
Исследовательская работа должна содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием и ходом работы.
При большом объеме или формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
В приложении к творческому проекту должен быть представлен материал, поясняющий и иллюстрирующий ход работы над проектом и его применение, а также сопутствующие документы (таблицы, чертежи, схемы, инструкции и т. д.). Модель изделия представляется участником по прибытию на второй (очный) этап конференции.
Оформление исследовательской работы/творческого проекта
Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4. Шрифт – типа Times New Roman, размер 12–14 пт, межстрочный интервал 1.5, поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзац—12,5 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.), которые выполняются черной пастой (тушью).
Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу не ставится. Весь последующий объем работы, включая список литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы.
Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, списку литературы, приложениям. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала. Заголовки следует располагать посередине строки симметрично к тексту.
Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).
Если при выполнении работы/проекта были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается компакт – диск с соответствующим программным обеспечением.
Приложение 1
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема проекта ____________
1. Цель:
2. Задачи:
3. Проблема:
4. Что знаем:
5. Что еще нужно найти или что еще нужно сделать для решения проблемы:
6. Что можно использовать:
Источник информации: | Вид информации: |
8. Какую информацию и у кого мы можем получить:
9. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (перечисление
основных этапов работы)
10. Что нужно сделать на каждом шаге? (построение развернутого плана работы
11. К какому сроку необходимо закончить работу? (построение графика проектной работы)
Приложение 2.
Примерный план презентации проекта
1. Представиться, назвать тему проекта
Например: Уважаемая комиссия! Я ФИО, ученик …класса. Хочу представить вашему вниманию проект
по … (предмет) на тему …..
2. Обосновать актуальность выполненной работы
3. Рассказать, какую цель и ожидаемый результат поставили перед собой
4. Рассказать о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились; как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие – либо изменения; назовите причины возникновения этих изменений).
5. Продемонстрировать результат работы. Где его можно применить
Приложение 3.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Название проекта: | Самооценка уч-ся | Оценка педагога | Оценка комиссии | Средний балл |
Достигнутый результат: | | | | |
Оформление: | | | | |
Защита: | представление | | | | |
Ответы на вопросы: | | | | |
Процесс проектирования: | Интеллектуальная активность | | | | |
творчество | | | | |
Проектная деятельность | | | | |
Средняя итоговая оценка | | | | |
В процессе презентации уч-ся должны продемонстрировать:
- понимание цели и задач проекта
- умение представить работу над проектом в устном сообщении
- умение аргументировать выбор способов путем решения проблемы
- проводить анализ проделанной работы.
С критериями оценивания уч-ся должны быть ознакомлены заранее!!!
Приложение 4
САМОАНАЛИЗ
1. Какая была цель (назвать). Достигли или не достигли ее.
2. Что было самым трудным в работе над проектом
3. Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?
4. Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решенной?
5. Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
6. Что нуждается в доработке?
7. Чего вы до сих пор не понимаете?
8. В чем вы стали более уверенны?
Приложение 5.
Титульный лист
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Индивидуальный проект по__________ (предмет) « …..тема …» Выполнил: Учащийся ….класса ____________ ФИО Руководитель: ________________ ФИО _________________ должность п. Шайковка 2015 г. |