Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком.
Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.
Не стоит задавать подобные вопросы: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него.
Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребёнку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов».
Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребёнок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).
Трудности | Помощь |
Плохой почерк, двигательная неловкость, несобранность | Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование. Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика) |
Плохая ориентация в пространстве, путают право-лево, счёт даётся с трудом | Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения. Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов. Воображение – слово наоборот. |
Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте» | Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, выполнения уроков и сна соответствовало этому распорядку. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. |
Плохая память | Повторение слогов, слов, фраз. Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации. Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал. |
Плохо развита речь, не умеют пересказывать, с трудом пишут изложения и сочинения | Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью». Скороговорки, игры в слова |
Не понимают материал, плохо успевают по основным предметам | Поощрять увлечения ребенка, развивать его интересы, стараться пробудить в нем вкус к умственной деятельности. По силам родителям и развивающие занятия – загадки, кроссворды, ребусы, всевозможные игры в слова. |