СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку для начальной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки по русскому языку для начальной школы помогут запомнить основные правила орфографии русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Памятки по русскому языку для начальной школы»











Памятки по русскому языку





















ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А, О, У, Ы, И, Э.

На письме звуки обозначаются буквами

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я

Гласный звук:

- состоит только из голоса

- образует слог: у-ро-жа-и

- воздух проходит свободно через рот

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

звонкие: б, б', в, в', г, г' д, д', ж, з, з'

Парные всегда твёрдые

глухие: п, п', ф, ф', к, к', т, т', ш, с, с'

звонкие: л, л', м, м', н, н', р, р'

Непарные

глухие: х, х', ц, ч, щ

всегда твёрдый всегда мягкие



Согласный звук:

- состоит из голоса и шума /б, в, г, …/ или только из шума /п, ф, к, …/

- образует слог вместе с гласным звуком: за-ряд-ка, ре-бя-та

- при произношении воздух встречает преграду во рту



Алфавит содержит 33 буквы:


Гласных букв – 10:

а, о, у, ы, и, э. е. ё, ю, я.



Согласных букв – 21:

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш,щ.



2 буквы не имеют звуков:

ь, ъ



Буквы е, ё, ю, я содержат по два звука, остальные по одному.

Гласных звуков – 6:

[а],[о],[у],[ы],[и],[э].



Согласные звуки бывают:

Твёрдые и мягкие.


Всегда твёрдые звуки – [ж], [ц], [ш].

Всегда мягкие звуки – [й], [ч], [щ].



Остальные согласные звуки являются мягкими, если после них следуют буквы е, ё, ю, я, а также ь, и твердыми – если после них следуют другие гласные и согласные.


Парные Непарные

звонкие – глухие звонкие

[б] - [п] [й], [л], [м], [н], [р]

[в] - [ф]

[г] - [к]

[д] - [т] глухие

[ж] - [ш]

[з] - [с] [х], [ц], [ч], [щ],

Лента букв


а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з





ь

я

ё

ю

и

е






п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ъ



Алфавит

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё

а бэ вэ гэ дэ е ё


Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм

жэ зэ и и кА эль эм

краткое


Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф

эн о пэ эр эс тэ у эф


Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь

ха цэ ча ша ща твёрдый ы мягкий

знак знак


Ээ Юю Яя

э ю я



Фонетический разбор слова.

Порядок разбора

1.поделить слово на слоги, указать количество слогов.

2. Поставить ударение.

3. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их расположением в слове по прядку, по схеме:


Для гласного звука: ударный – безударный

Для согласного звука: звонкий – глухой, парный – непарный;

мягкий – твёрдый, парный – непарный.

4. Указать количество букв и звуков.


Помни, что гласные буквы в начале слова, после гласной буквы, после ъ и ь обозначают два звука:

е - [й] и [э],

ё - [й] и [о],

ю - [й] и [у],

я- [й] и [а].



Образец разбора:

пьéса – 2 слога

п - [п'] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

ь - [ ]

е - [й] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный

[э] – гласный, ударный

с - [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

а - [а] – гласный, безударный

5 б., 5 зв.


Разбор слов по составу.



1.Выделить окончание

(для этого нужно изменить слово)

а) для существительных (нет, вижу, иду к, доволен…)

б) для глагола и прилагательного (он, она, они…)


2. Выдели основу слова.


3. Выделяем корень слова.

(для этого подбираем родственные слова)


4. Выделяем приставку.


5. Выделяем суффикс.




Образец:


1. Перелётная – перелётные 2. Стенка – нет стенки

летать стена

лётчик настенные

полёт стеночка








Орфограмма № 1.



Большая буква пишется:


  • В начале предложения.

  • В именах, фамилиях, отчествах.

  • В кличках животных.

  • В названиях рек, морей, океанов.

  • В названиях городов, улиц.


Например:


  • Мама любит клубничное варенье.

  • Петрова Ирина Ивановна.

  • кошка Мурка, собака Булька.

  • река Волга, Чёрное море.

  • улица Садовая, город Орёл.




Имена девчонок и мальчишек,

Их фамилии, фамилии братишек,

Названия всех сёл и городов,

Названия морей и рек, портов,

Животных клички, островов названия

Пиши всегда с особенным вниманием.

Большую букву ты не забывай

И предложения с неё ты начинай.


Орфограмма № 2.

Сочетания:

  • Ча-Ща пиши с буквой А

  • Чу-Щу пиши с буквой У

  • Жи-Ши пиши с буквой И

  • ЧК-ЧН пиши без Ь знака.



Например: чашка чудеса жизнь точка

щавель щука широкий ручной

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча

С буквой «а» и ЩА и ЧА .«Щука, чум, ищу, молчу», - я слова учу, учу.

«Чу да щу, щу да чу», - я «пятёрку получу.

ЖИ и ШИ в словах гуляли,

Гласный звук там потеряли.

И не могут малыши выбрать

Ы писать иль И.

Ты, дружочек, не спеши

ЖИ и ШИ лишь с И пиши.

Речка, ночка, строчка,

Срочный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится!




Орфограмма № 3.



Безударный гласный звук в корне.



Буквы а, о, е, я, и в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.


Например: дожди – дождь

гроза – грóзы

роса – рóсы

стрела – стрéлы

грачи – грач

хлеба – хлеб

плясун – пляска.


Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Поставь под ударение.



Орфограмма № 4


Перенос слов


  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.


  • Одну букву нельзя переносить на другую строку и нельзя оставлять на строке при переносе слов.


  • Слова из одного слога не переносятся: жизнь, лось, конь.


  • Слог из одной буквы не переносится: Юра, якорь, огонь.


  • Слова с мягким знаком и с буквой й в середине переносят так: маль-чик, зай-чик.






Орфограмма № 5


Ь знак как показатель мягкости


Ь знак пишут в словах для того, чтобы сделать согласный звук мягким.


Например: мел – мель

сад – сядь

кон – конь

жар – жарь

коньки, пальто, письмо


Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак,

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть – получим шест,

Вместо есть – получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками угольки,

Банька в банку превратится!

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

Орфограмма № 6


Правописание двойных согласных в словах


В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые согласные буквы.

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.


Например: коллектив – кол-лектив

телеграмма – телеграм-ма

класс – –

сумма – сум-ма

Анна – Ан-на

дрожжи – дрож-жи

рассказ – рас-сказ

группа – груп-па

шоссе – шос-се

весенний – весен-ний

грамм – –



Орфограмма № 7


Правописание парных звонких и глухих согласных



Чтобы правильно написать согласную, нужно изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы л, м, н, р



Например: гриб – грибы

снег – снега

город - пригородный

клубки – клубок

глазки – глаза

мороз – морозный

дождь – дождливый




Если сомневаешься з иль с писать,

То быстрее гласную в помощь нужно звать.



Орфограмма № 8


Приставки и предлоги


Предлоги к, на, в, над, под, из, без, у, для, о, об за в предложениях с другими словами пишутся раздельно и служат для связи слов. Перед глаголом не бывает предлога.


Написание предлогов не зависит от произношения.


Например: в поле по реке

к дому для меня

под столом от друга

за лесом у тебя

об уроках


Чтобы отличить предлог от приставки, нужно между предлогом и словом, перед которым он стоит, вставить другое слово или вопрос.


Например:

под деревом под старым деревом

смотрел на небо смотрел на что? на небо


Орфограмма № 9


Слова с непроизносимыми согласными в корне


Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносился бы отчетливо.


Например: счастливый – счастье

грустный – грусть

радостный – радости

честный – честь

звёздный – звезда

солнце - солнечный


В некоторых словах звуки в, д, л, т в корнях слов не произносятся, а буквы пишутся. Такие слова надо запомнить.


Запомни: лестница

праздник

чувство

окрестности




Орфограмма № 10


Мягкий знак на конце существительных после шипящих



На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.


Например: речь ночь

печь вещь

тишь дочь


На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.


Например: нож ключ

грач овощ

мяч багаж








Орфограмма № 11


Правописание Ь и Ъ знаков


Разделительный Ь пишется в корне или перед окончанием слова между согласной и гласными е, ё, и, ю, я.


Например: веселье льёт

соловьи пью

семья варенье

ручьи обезьяна



Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.


Например: разъезд

съёмка

объяснение

подъём






Орфограмма № 12

Словарные слова


автобус

автомобиль

агроном

адрес

аллея

альбом

антенна

апельсин

аппетит

аппликация

аттракцион



багаж

балкон

барабан

бассейн

берег

беречь

берёза

беседа

бетон

библиотека

билет

благодарность

блокнот

богатство

брас



вверх вниз

Великая Отечественная

война

великан

великий

велосипед

ветер

ветеран

влево

внимание

вниз внизу

вокзал

вокруг

воображение

воробей

ворона

воскресенье

восхищение

вперёд впереди

вправо



газета

гвоздика

георгин

герой

гимнастика

гимнастёрка

гладиолус

горизонт

город

горох

грипп



девочка

дельфин

деревня

дорога

до свидания

дятел



железо

женщина



забава

заяц

здание

здесь

здоровье

здравствуй

золото



ещё



извинение

изображение

иллюстрация

инженер

иней

интерес

искусный

искусство



как будто

калач

календарь

каникулы

капуста

карандаш

карман

кастрюля

квартал

класс

коллекция

колокол

команда

командир

комната

компас

компьютер

конверт

конфета

конфетти

корабль

корзина

корова

космос

космонавт

костёр

кристалл

кросс



лестница

лимон

лопата



малина

маршрут

машина

мебель

медаль

медведь

мелодия

месяц

молоко

морковь

мороз

Москва

мужчина



назад

налево

направо

народ



облако

образ

объектив

обезьяна

овощи

огород

огурец

одежда

одиннадцать

однажды

океан

олимпиада

оранжевый

орех

осина

отец

Отечество

Отчизна



пальто

пассажир

пейзаж

перрон

песок

пингвин

планета

племянник

племянница

погода

пожалуйста

пожелание

поздравление

позади

полотенце

помидор

посуда

правительство

праздник

председатель

президент

природа

профессия

путешествовать



ракета

растение

расстояние

ребята

рекорд

рисовать

Родина

ромашка

Россия

русский

рюкзак

рябина



салат

сверкать

сентябрь

серебро

синица

слева

сметана

смородина

сначала

снегирь

собака

соловей

солома

соревнование

сорока

спасибо

спектакль

специальность

справа

стадион

столица

суббота



театр

телеграмма

теннис

тетрадь

топор

трамвай

тренер

тренировка

троллейбус

тротуар



урожай

ученик

учитель



фамилия

февраль

фиолетовый

фломастер

фотоаппарат

футбол



хозяин

хоккей

хороший



цирк

циркуль



человек

чемодан

чемпион

чеснок

чувство



шёл

шоссе


экскурсия

электричество

электростанция

энциклопедия

эскалатор


юбилей


яблоко

ягода

язык

январь

январский


Работа над ошибками


  1. Запиши правильно слово.


  1. Определить орфограмму.



  1. Найти проверочное слово (если можно).



  1. Подобрать три примера на данную орфограмму.





Например: 1. Дома, № 3, безударная гласная, дом.

Река – реки, сосна – сосны, гроза – грозы.



2. Печка, №2, написание чк – чн.

Свечка, точка, бочка.























Части речи.



Имя существительное


Имя прилагательное

Глагол

Что обозначает



Предмет





Признак предмета



Действие предмета

Вопросы



Кто? Что?





Какой?

Какая?

Какое?

Какие?



Что делать?


Что сделать?

Постоянные признаки

1.Собственное или

нарицательное

2. Одушевлённое или

неодушевлённое

3. Род

4. Склонение



1.Вид


2.Спряжение

Непостоянные признаки


1.Падеж


2. Число







1.Падеж

2.Число

3. Род (ед.ч.)

1.Число

2. Время (кроме

неопред. формы

глагола)

3. Лицо

4. Род (в прошед.

времени

ед. числе)











Род имён существительных.



(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

Мужской род

друг

восток

ужин

Женский род

земля

дочь

скатерть

Средний род

пальто

село

здоровье





Число имён существительных



Единственное число

Множественное число

дом__

сестра

река

дома

сёстры

реки








Падежи имён существительных


Именительный падеж (кто? что?)

Родительный падеж (кого? чего?)

Дательный падеж (кому? чему?)

Винительный падеж (кого? что?)

Творительный падеж (кем? чем?)

Предложный падеж (о ком? о чём?)




Изменение имён существительных по падежам.


падеж

вспомогательное слово

падежный вопрос

смысловой вопрос

предлоги

Им. п.


есть

Кто? Что?



Р. п.

нет

Кого? Чего?

Откуда?

Куда?

Где?

без, у, от, до, с, из, около, возле, подле

Д. п.

Дать, рад

Кому? Чему?

Куда?

Где?

к, по

В. п.

вижу

Кого? Что?

Куда?

Где?

на, за, под, в, через, про

Т. п.

любуюсь

Кем? Чем?

Куда?

Где?

над, за, под, перед, с, между

П. п.

говорю

О ком?

О чём?

Где?

в, о, об, на, при

Склонение имён существительных.


Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.


склонение

род имени существительного

окончание существительного

например


1-е скл.

муж. род


жен. род


- а, -я

папа

дядя

мама

тётя


2-е скл.

муж. род


сред. род

-


-о, -е

слон_

сарай_

конь_

поле

окно


3-е скл.


жен. род

ь

ночь_

степь_



Склонение имён существительных.


1.Поставь имя существительное в И.п., в ед. ч.

2.Определи род существительного.

3.Определи окончание.

4.По таблице определи склонение.

Схема падежных окончаний имён существительных.


падеж

1–е скл.

2–е скл.

3–е скл.

И. п.

-а, -я

, -о, -е

Р. п.

-ы, -и

-а, -я

- и

Д. п.

-е, -е

-у, -ю

- и

В. п.

-у, -ю

-о, -е

Т. п.

-ой, -ей (-ей)

-ом, -ем (ём)

П.п.

-е, -е

-е, -е

- и


И.п. земля окно смелость_

Р.п. земли окна смелости

Д.п. земле окну смелости

В.п. землю окно смелость_

Т.п. землёй окном смелостью

П.п. о земле об окне о смелости


Д.п.

Летом по земле приятно пройти босиком.

Р.п.

Мальчику не хватало смелости.

П.п.

Мороз нарисовал узоры на нашем окне.



Морфологический разбор имени существительного.


1.Часть речи.

Начальная форма (И.п., ед.ч.).


2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.


3. Непостоянные признаки:

а) число;

б) падеж


4.Синтаксическая роль:

Чем является в предложении?


Например:

На поляне растёт много цветов.

1.- имя существительное

нач. форма – поляна

2.- нариц., неодуш., ж. род, 1 скл.

3.- в ед. числе, в пр. падеже.

4. – обстоятельство места.

Неопределённая форма глагола.


Что делать?

Что сделать?

Строить

Читать

Отвечать

Учить

Одеваться

Ловить

Заниматься

улыбаться

Решить

Испечь

Услышать

Оглядеться

Забыть

Поймать

Умыться

спрятаться


Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершено.

Что сделал? – написал, выучил.

Несовершенный вид – действие ещё не закончено.

Что делает? – пишет, учит.


Запомни: частица не с глаголами пишется всегда отдельно.

Не выучил.

Не приготовил.

Не скажу.

Изменение глаголов по временам.




время глагола

вопросы к глаголу

например

настоящее время

что делает?

смотрит

пилит

рисует

прошедшее время

что делал?

что сделал?

смотрел

пилил

рисовал

будущее время

что будет делать?

что сделает?

будет смотреть

посмотрит

будет пилить

распилит

будет рисовать

нарисует