СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки по русскому языку для младших школьников ("Звуки и буквы", "Фонетический разбор", "Предложения по цели высказывания и по интонации", "Падежи и склонение имен существительных").

Просмотр содержимого документа
«Памятки по русскому языку для начальной школы»

Звуки


гласные согласные


В русском языке 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная + 2 буквы, не обозначающие звуков.

10 гласных букв – А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, И, Ы дают всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

21 согласная буква образует 36 согласных звуков.

15 согласных букв - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образовывают по 2 звука каждая: твёрдые и мягкие. Например, [б] и [б'].

Буквы Й, Ч, Щ дают по одному мягкому звуку, а буквы Ж, Ш, Ц образовывают по одному твёрдому звуку.

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают!

Гласный звук бывает только ударным (берёза, мячик) или безударным (книга, сова).

Согласный звук может быть звонким (гриб, арбуз) или глухим (дуб, стол); парным или непарным (то есть имеет этот звук или не имеет пару по звонкости-глухости).

Согласный звук может быть твёрдым (картина, вода) или мягким (луч, лейка); парным или непарным (то есть имеет этот звук или не имеет пару по твёрдости ‒ мягкости).


В транскрипции звуки пишутся в квадратных скобках отдельно друг от друга без запятых.

У мягких согласных звуков ставится значок мягкости

Если в слове есть удвоенные согласные, то в транскрипции они обозначаются одним звуком, но со значком долгого звука ͞

Над ударным гласным звуком в транскрипции ставится знак ударения.

̸ _

Например, слово длинный транскрибируется так: [ д л’ и н ы й’ ]












Звукобуквенный анализ (фонетический разбор)


Порядок разбора:

1. Записать слово целиком.

2. Записать слово, разделив его на слоги.

3. Поставить ударение.

4. Ниже записать транскрипцию слова (с ударением).

5. Расписать слово по буквам и дать характеристику каждому звуку по порядку.

Для гласного звука ударный или безударный.

Для согласного звука звонкий или глухой (парный, непарный);

твёрдый или мягкий (парный, непарный).

6. Указать количество букв и звуков в слове.


Образец разбора:

/

мороз, мо – роз

/

[м а р о с]


м - [м] –согл., звон. непар., твёрд. пар.


о - [а] – глас., безудар.


р - [р] – согл., звон. непар., твёрд. пар.


о - [о] – глас., удар.


з - [с] – согл., глух. пар., твёрд. пар.


5 букв, 5 звуков



По цели высказывания:

Предложения



повествовательные вопросительные побудительные


По интонации:

Предложения



восклицательные невосклицательные






Изменение имён существительных по падежам (склонение)


падеж

слово-помощник

падежные вопросы

пример

Именительный


кто? что?

лиса, мяч

Родительный

нет

кого? чего?

лисы, мяча

Дательный

даю, дарю

кому? чему?

лисе, мячу

Винительный

виню, вижу

кого? что?

лису, мяч

Творительный

творю, доволен

кем? чем?

лисой, мячом

Предложный

думаю, говорю

о ком? о чём?

о лисе, о мяче




Склонение имён существительных

1 склонение – существительные мужского и женского рода с окончаниями

-а, -я.

2 склонение – существительные мужского рола с нулевым окончанием (□)

и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с Ь на конце.