Паспорт кабинета ИНФОРМАТИКИ
Утверждаю
Директор СОУ №75
Сорокина М. А.
«___»_____________2019 г.
Паспорт
кабинета информатики
ответственный :
учитель информатики
Худайкулов Ш. А.
г. Турсунзаде
2009-2010 учебный год
I. НАЗНАЧЕНИЕ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
Кабинет информатики организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессионально-технической школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по курсу «ИНФОРМАТИКА». Кроме того, кабинет информатики может быть использован в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производственного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.
Кабинет информатики создается как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда. Кабинет организован так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук, при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
Занятия в КИ должны способствовать:
формированию активной жизненной позиции учащихся средствами учебной дисциплины;
формированию знаний, умений и навыков по предмету;
комплексному использованию оборудования, учебных материалов;
эффективному проведению занятий, индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;
формированию знаний об устройстве и функционировании современной компьютерной техники, умений и навыков решения задач с помощью ПК, по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;
ознакомлению учащихся с применением компьютерной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;
совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В кабинете информатики проводятся:
занятия по предмету с использованием современных технических и наглядных средств обучения, учебных пособий;
внеклассные и факультативные занятия по предмету;
экспериментальные уроки и практические занятия.
Для проведения практических занятий на ПК рекомендуется организовывать индивидуальную, коллективную и групповую работы. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организованна работа одного-двух учащихся.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
1. В состав кабинета информатики, предназначенного для преподавания курса информатики и других отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ.
Материально-техническая база
Стол двухместный или одноместный с ПЭВМ.
Стол преподавателя.
Мультимедийное оборудование.
Шкаф пристенный.
Доска меловая или маркерная.
Телевизор.
Жалюзи.
Аптечка.
Методическая зона:
Комплекты учебно-наглядных пособий.
Справочно-информационная и дидактическая литература.
Держатели для демонстрации таблиц и стенды для экспонирования работ учащихся.
Таблицы.
Карточки с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы учащихся.
Электронные учебники.
Программные средства учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники».
Журналы вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности.
Инвентарная книга для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования.
Диски, компакт-диски (с программным обеспечением).
Журнал ремонта техники.
Требования к помещениям кабинетов информатики
Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры – ГОСТ 12.2006-83.
Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса.
Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их – соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой Оптимальная температура в кабинете – 19-21 С0; допускается температура 18-22 С0. Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм не должно превышать 10 ВТ/м2. Уровень шума не должен превышать 50 децибел.
Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПК
При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Край стула должен заходить на 3-5 см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПК должно быть в пределах 0,6–0,7 м, допустимое – не менее 0,5 м.
Требования к освещению
Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного потока справа, сзади и спереди работающего. Солнечные лучи и блески не должны попадать в поле зрения учащихся.
Помещения кабинета информатики должны иметь естественное или искусственное освещение с ориентацией окон – на север или северо-восток. Светильники не должны отражаться на экране ПК.
Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экранов мониторов краской темных тонов. Поверхности рабочих столов должны быть цвета натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета, поверхность столов должна быть матовой. На окна монтируются жалюзи, по цвету гармонирующие с окраской стен.
Виды освещения, допускаемые в кабинете информатики:
Общее люминесцентное освещение и зашторенные окна – когда мониторы располагаются по периметру помещения и при центральной расстановке в 2 ряда;
Совмещенное освещение (естественное + искусственное) только при 1-3 рядном расположении рабочих мест, когда экран и поверхность рабочего стола находятся перпендикулярно светонесущим лучам;
Естественное освещение – при расположении рабочих мест в один ряд по длине на расстоянии 0,8 – 1 м от стены с оконными проемами, когда экран находится перпендикулярно этой стене.
Нормирование уровней освещенности:
Характер работы | Рабочая поверхность | Плоскость | Освещенность ЛК, не менее |
Работа на ПК (учебные занятия, практика) | Экран | В | 200-300 |
Клавиатура | Г | 400-500 |
Стол | Г | 400-700 |
Классная доска | В | 400-500 |
Требования к режимам учебных занятий с использованием ПК
Длительность работы за видеотерминалами определяется характеристиками видеотерминала, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, организацией рабочего места, событием правильной посадки и не должна превышать (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана не менее 0,4мм):
Длительность работы (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана до 0,5мм) уменьшается на 30%:
Число занятий с использованием ПК должно быть не более одного – для учащихся 5-9 классов.
Факультативная и кружковая работа с использованием ПК для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.
При работе за ПК учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 мин, проводить физкультурную паузу. Комплекс упражнений для глаз и физкультуры рекомендуется менять не реже 1 раза в месяц.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ
Учебный кабинет должен быть открыт за 10 минут до начала занятий.
Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.
Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.
Кабинет должны проветривать каждую перемену.
В кабинете необходимо дважды в день проводить влажную уборку.
iV. ТРЕБОВАНИЯ К размещению рабочих мест и оборудованию
Кабинет информатики должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенные уровни шума (гимнастический зал, мастерские).
При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся. Площадь кабинета информатики на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) должна приниматься из расчета не менее 4,5 м2 на одно рабочее место.
К столам с ПЭВМ подводится электропитание и кабель локальной сети с обеспечением электробезопасности.
Рабочее место учителя
Длина одноместного рабочего стола должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной.
Стол используется для ведения записей, тетрадей, классного журнала и т.п. В процессе занятий подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель.
Рабочие места учащихся должны состоять из одноместного или двухместного стола.
Размер крышки стола должен быть 130х70 см, чтобы разместить ПК, иметь место для работы с книгой. Ширина – должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной. Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося.
Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки.
Расстановка рабочих мест с компьютерами может быть трех вариантов:
по периметру
в один - три ряда
центральная
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная. При периметральной расстановке рабочих мест устанавливается следующее расстояние:
А) по ширине кабинета:
расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м.;
расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ - не менее 0,1 м, в ряде случаев зависимость от используемых видеотерминалов столы могут быть установлены непосредственно у стены;
Б) по длине кабинета:
столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва;
одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.
При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановки их у стены, противоположной оконным проемам. При 1-3 – рядной расстановке одноместных столов с ПК необходимо соблюдать следующие расстояния:
по длине кабинета: расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0-1,1 м; между последним столом и стеной – не менее 0,8м; при расположении в кабинете информатики двери у последних столов – расстояние между ними и торцовой стеной – не менее 1,2 м.
по ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПК – 0,8 - 1,1 м; между рядами рабочих столов – 0,8 – 1,0 м; между третьим (от оконных проемов) рядом и стеной – 0,8 – 0,9 м.
Расстановка рабочих мест в кабинете информатики должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту.
Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской, экраном. Под доской устанавливаются ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели для подвешивания таблиц.
Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ – хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Организационную работу кабинета информатики должен возглавлять заведующий кабинетом из числа преподавателей информатики, который отвечает за оборудование кабинета, организовывает работу учителей и учащихся по применению компьютерной техники в процессе изучения курса информатики и отдельных тем других общеобразовательных предметов.
Заведующий кабинетом ответственен за:
сохранность оборудования;
ведение журнала инвентаризационной записи;
содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки и ремонта;
исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях;
своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности.
При знакомстве учащихся с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния слуха и зрения, ознакомить с правилами техники безопасности и работы. Учащиеся несут ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.
Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указываются дата инструктажа, фамилия и инициалы преподавателя, проводившего инструктаж и принявшего зачет, фамилии и инициалы учащихся сдавших зачет, и содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя.
VI. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
Реализация возможностей современных ПК в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами.
Новым направлением учебной деятельности является использование периферийных устройств и оргтехники (принтеров – матричных, струйных, лазерных; сканеров, мультимедийных проекторов).
Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПК, использование устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, позволяет визуализировать на экране ПК различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров.
В состав системы средств обучения по курсу информатики входят:
программно-методическое обеспечение процесса преподавания;
объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;
учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК;
учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;
методика применения системы средств обучения.
Такая система средств обучения совместно с учебно-методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) составит учебно-методический комплекс (УМК) для изучения курса информатики.
Худайкулов Шухрат Абдухалилович б\к стаж: 1 г |
фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом, категория, стаж работы
дата организации кабинета
для каких классов оборудован кабинет
1 компьютерный класс площадью кв.м. |
сколько комнат занято под кабинет с общей площадью кв. м
С какими учреждениями и организациями установлены связи для проведения профилактического техобслуживания компьютерной техники
1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТИ
№ | Наименование средств | Количество |
1. | Железная дверь | 2 |
2. | Металлические решетки | 4 |
УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ
Рабочая поверхность | Плоскость | Освещенность ЛК |
Экран | В | 200-300 |
Клавиатура | Г | 400-500 |
Стол | Г | 400-700 |
Классная доска | В | 400-500 |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ И МЕБЕЛИ ДЛЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
Парты ученические – 14
Стулья ученические – 28
Стол учительский – 1
Столы под компьютеры – 12
Кресла – 12
Доска – 2
Компьютеры – 18
Проектор – 1
Экран – 1
Шкаф – 1
ГРАФИК ЗАНЯТОСТИ КАБИНЕТА
День недели | № урока | Класс | Время |
Понедельник | 1 | | 8.00-8.45 |
2 | | 8.50-9.35 |
3 | | 9.40-10.25 |
4 | | 10.40-11.25 |
5 | | 11.30-12.15 |
6 | | 12.20-13.05 |
Вторник | 1 | | 8.00-8.45 |
2 | | 8.50-9.35 |
3 | 10-А | 9.40-10.25 |
4 | | 10.40-11.25 |
5 | 8-Б | 11.30-12.15 |
6 | 9-Б | 12.20-13.05 |
Среда | 1 | 8-В | 8.00-8.45 |
2 | 7-В | 8.50-9.35 |
3 | 7-Г | 9.40-10.25 |
4 | | 10.40-11.25 |
5 | 10-Б | 11.30-12.15 |
6 | 11-Б | 12.20-13.05 |
Четверг | 1 | | 8.00-8.45 |
2 | 7-А | 8.50-9.35 |
3 | | 9.40-10.25 |
4 | | 10.40-11.25 |
5 | 7-Б | 11.30-12.15 |
6 | | 12.20-13.05 |
Пятница | 1 | | 8.00-8.45 |
2 | | 8.50-9.35 |
3 | | 9.40-10.25 |
4 | 8-А | 10.40-11.25 |
5 | 11-А | 11.30-12.15 |
6 | 9-В | 12.20-13.05 |
Суббота | 1 | 11-Б | 8.00-8.45 |
| 2 | 10-А | 8.50-9.35 |
| 3 | 9-Г | 9.40-10.25 |
| 4 | 10-Б | 10.40-11.25 |
| 5 | 11-А | 11.30-12.15 |
| 6 | 9-А | 12.20-13.05 |
6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ И
ДООБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
№ | Задачи | Сроки | Отметка о выполнении |
2. | Приобрести не меловую (маркерную) доску | В течение года | |
5. | Приобрести аптечку | В течение года | |
3. | Оформить стенды | В течение года | |
9. Учебно-методическое обеспечение
кабинета информатики
1 | |
2 | Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 |
3 | Информатика и ИКТ. Учебник. 7-9 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
Приложение 1 КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ Вариант 1 Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо–вверх–налево–вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем: налево–вверх–направо–вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Вариант 2
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх; на счет 1-6 – прямо; затем аналогичным образом вниз–прямо-вправо–прямо–влево–прямо. Проделать движения по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Вариант 3
Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6 раз.
Приложение 2
КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ
Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза 1.
Упражнения повторяются по 4-6 раз, темп средний.
Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.
Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) – 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п.
И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 – наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п.
И.п. – ноги шире плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 1 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону.
И.п. – ноги врозь, руки за пояс. 1-4 – круговые движения туловищем вправо. 5-8 – круговые движения туловищем влево.
И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 5-8 – то же левой ногой.
И.п. – ноги врозь. Руки на пояс. 1 – голову наклонить вперед. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону.
Физкультурная пауза 2.
Ходьба на месте – 20-30 с. Темп средний.
И.п. – о.с., руки за голову. 1-2 – встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед.
И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз. Свободным махом скрестить перед грудью.
Приложение 3
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В кабинете Информатики устанавливается дорогостоящая, сложная, требующая бережного отношения аппаратура.
Обращаться с техникой нужно бережно; входить в кабинет спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, на которых стоят компьютеры, занимать отведенное каждому место, не меняя его на каждом уроке.
Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
1. СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и с влажными руками.
2. При появлении запаха дыма, гари, немедленно прекратить работу, отключить аппаратуру и сообщить преподавателю. В случае необходимости нужно оказать помощь в тушении огня.
3. Перед началом работы необходимо:
убедиться в отсутствии видимых причин повреждения рабочего места;
сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
разместить на столе тетрадь, учебное пособие, журнал регистрации времени работы так, чтобы они не мешали работе на ПК;
внимательно слушать объяснение учителя, стараться понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращаться к преподавателю;
записать в журнал регистрации время начала работы на ПК;
начинать работу только по указанию преподавателя.
4. Во время работы ПК лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.
надо работать, находясь на расстоянии 60-70 см, но не менее 50 см, от экрана монитора, соблюдая правильную осанку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения - следует работать в очках.
Работа на ПК требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.
НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ при плохом освещении и при плохом самочувствии.
5. Во время работы необходимо:
строго выполнять все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
следить за исправностью аппаратуры. Немедленно прекратить работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры и сообщить об этом учителю;
плавно нажимать на клавиши клавиатуры, не допуская резких ударов;
не пользоваться клавиатурой, если компьютер не включен;
работать на клавиатуре чистыми руками;
не пытаться самостоятельно устранять неисправность в работе аппаратуры;
не вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
По окончании работы необходимо:
Знание и грамотное выполнение этих правил позволит избежать несчастных случаев, успешно овладеть знаниями, умениями и навыками, сберечь государственное имущество – компьютерную технику и оборудования.
Приложение 4
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭЛЕКТРОТОКА
Поражение электротоком может варьировать от незначительных болевых ощущений при отсутствии органических и функциональных изменений до ожогов ІІІ – IV степеней (обугливание) и шока.
При поражении электротоком следует быстро отключить ток, освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности по нераспространению тока на лиц, участвующих в оказании помощи (освобождать пострадавшего в резиновых перчатках или обернуть руки сухой тканью, встать на сухую доску или коврик)
При поражении электротоком следует обратить внимание на дыхание и сердечно-сосудистую систему. В случае остановки дыхания и сердечной деятельности немедленно начать непрямой массаж сердца (надавливание ладонями быстрыми толчками в области середины грудной кости, ближе слева, в ритме 40-60 толчков в минуту). Искусственное дыхание рот в рот (предварительно закрыть рот пострадавшему и, вдохнув полной грудью, выдохнуть через марлю или носовой платок, в рот пострадавшему) или рот в нос (предварительно закрыть рот пострадавшему, и аналогичным образом осуществлять выдох в нос через марлю или носовой платок). Искусственное дыхание проводят с частотой 16-18 раз в минуту. Одновременно вызывают специализированную бригаду скорой помощи.
Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводят до полного восстановления или до оказания специализированной помощи.
При ослаблении сердечной деятельности и дыхания необходимо обеспечить подачу свежего воздуха, дать понюхать на ватке нашатырный спирт, влить в рот чайную ложку (или 25 капель) кордиамина, провести похлопывание по щекам.
При повреждении кожи наложить стерильную повязку и направить пострадавшего к врачу. Поврежденную поверхность кожи вокруг ожога следует обработать зеленкой или розовым раствором марганцовки.
В кабинете информатики должна быть аптечка первой доврачебной помощи, состав которой представлен в приложении 5.
Приложение 5
СОДЕРЖАНИЕ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Наименование медицинских средств и медикаментов | Назначение | Кол-во |
Индивидуальные перевязочные антисептические пакеты | Для наложения повязок | 3 шт |
Бинты | Для наложения повязок | 3 шт |
Вата в пакетах | Для наложения повязок | 3 шт |
Жгут для остановки кровотечения | Для остановки кровотечения | 1 шт |
Настойка йода | Для смазывания окружности раны, свежих ссадин, царапин на коже и т.д. | 1 флакон |
Нашатырный спирт | Применять при обмороке, накапав на ватку и поднося к носу пострадавшего | 1 флакон |
1% спиртовой раствор бриллиантовой зелени | Для смазывания ран, царапин, ссадин на коже | 1 флакон |
Резиновые перчатки | | 1 пара |
Липкий пластырь | | 1 упаковка |
Приложение 6
Организация работы
за персональным компьютером
При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Работающий должен сидеть прямо, опираясь в области нижних углов лопаток на спинку стула, не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперед (до 5-70). Предплечья должны опираться на поверхность стола, снимая тем самым статическое напряжение мышц плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 900.
Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана, оптимальной ее отклонение в вертикальной плоскости должно находиться в пределах +50, допустимое - +100. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости от центральной оси экрана должен быть в пределах +150, допустимый - +300. При рассмотрении информации, находящейся в крайних положениях экрана ПК, угол рассмотрения, ограниченный линией взора и поверхностью экрана, должен быть не менее 450. Особенно важно соблюдать этот угол при работе вдвоем на ПК.
Чем больше угол рассматривания, тем легче воспринимать информацию с экрана видеомонитора и меньше будут уставать глаза.
Учащиеся, которым показана работа в очках на близком расстоянии, должны работать на ПК в очках.
Приложение 7
указания по проведению обучения
и инструктирования учащихся по охране труда
и технике безопасности
Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвоения правильных и безопасных методов и приемов работы учитель обязан проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.
Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем перед практической работой на ПК.
На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.
Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом информатики в виде лекции, беседы по программе, правил по технике безопасности для КИ.
Инструктаж перед работой на ПК (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными и утвержденными администрацией совместно с профсоюзным комитетом данного учреждения образования.
Первичный инструктаж на рабочем месте должен содержать четкие и конкретные указания по безопасности труда и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.
По окончании первичного инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж.
В процессе выполнения работы учитель обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.
Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в классном журнале, а при проведении внеклассных занятий – в специальном журнале.
16