МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Номинация: «Лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПАМЯТИ
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ»
ПОДГОТОВИЛА:
учитель гражданственности и
духовности Донбасса
Фомина О.В.
Енакиево – 2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………4-18
Список использованной литературы………………………………….19
Приложения…………………………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Данный урок Памяти, проводится в целях увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности учащихся, патриотическое воспитание детей, противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
Целью проведения «Урока Памяти: Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой» является историческое, культурно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.
Этот урок разработан для учащихся 8-11 классов МОО «ОШ № 6 города Енакиево».
Для плана урока характерна:
информативность;
эмоциональная насыщенность;
ценностная и смысловая наполненность;
сопереживание.
При проведении урока применяются такие художественные средства, которые делают его ход выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания событий, о которых идет речь. К названным выше художественным средствам относятся:
художественное слово (чтение стихотворений);
театральная постановка;
использование музыки как для создания соответствующего эмоционального состояния, так и для привязки действия к определенному месту и времени;
использование танца, который призывает «мудрых взрослых» остановить войну;
демонстрация презентаций, видеосюжетов (специально смонтированных непродолжительных эпизодов из киноматериалов).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»
Цель:
-расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны;
- расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;
- нравственное воспитание школьников в свете гуманитаризации современного образования.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой отечественной войны 1941-1945гг., рассказать о блокаде Ленинграда и блокадном дневнике Тани Савичевой; расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения и сопереживание к страданиям детей военного времени
Развивающие: развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление; умение выделять главное, существенное, способствовать развитию самосознания,
Тип урока: урок с элементами музыкально-театральной композицией.
Оборудование и материалы (оформление класса):
фото
проектор,
экран,
музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
презентация «Блокада Ленинграда», «Дети Блокады», «Дневник Тани Савичевой», «Пискаревское кладбище», видеоролик «Блокадный Ленинград».
Планируемые результаты:
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа; уважения и сочувствия к людям, перенесшим трагедию блокады.
Метапредметные:
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, извлекать информацию, представленную в разных формах, уметь осуществлять анализ и синтез; осознание ценности знания о военной истории нашей страны;
Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного воспитания у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине.
План урока:
1) Организационная часть и вступительное слово учителя.
2) Определение темы урока.
3) Слово учителя.
4) Музыкально-театральная постановка.
3) Подведение итогов.
Ход урока
Организационный этап
Ученик 1.
Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И, стучащий неустанно,
Ленинградский метроном.
Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат…
Звучит увертюра И.Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Увертюра стихает до фона.
Определение темы урока.
Учитель:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. И мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу.
Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.
Сегодня мы проводим урок Памяти, посвященный одному из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны – о «Блокаде Ленинграда» и воспоминаниям знаменитого «Дневника Тани Савичевой», оставившей о себе память на века.
Видеоролик «Блокадный Ленинград»
Слово учителя.
Учитель:
Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград. По планам Гитлера Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Его собирались сровнять с землёй и затопить водами Балтийского моря. Но на весь мир прозвучал ответ ленинградцев: «Не отдадим!»
Звучит «Революционный» этюд» Шопена, музыка стихает до фона. Стихи А.Прокофьева.
Ученик 1.
С утра не замолкает канонада.
Так день за днём, так много, много дней.
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Ученик 2.
Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.
Ученик 3.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Всё наседал смертельно ненавидя,
Всё русское, всё связанное с ним!
Ученик 4.
Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет,
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: «Нет!»
Ученик 5.
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Учитель:
Когда планы по захвату Ленинграда провалились, появилась директива главного командования германской армии.
Ученик 2.
«Директива 1601 от 22 сентября 1941 года:
1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли.
2. Предполагается окружить город тесным кольцом и, путём обстрела артиллерией всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сровнять с землёй.
3. Если, вследствие создавшегося в городе положения, будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты».
«Я уничтожу этот город! Он никогда не возродится! Его уже нет! Нет! Нет!»
Учитель:
В конце августа германская армия захватила станцию Мга, прервав железнодорожное сообщение. А 8 сентября пал Шлиссельбург и была перерезана сухопутная дорога, которая связывала Ленинград со страной. Город оказался в кольце врага. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Вопрос учащимся:
Что такое Блокада?
Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт блокада. Улицы опустели, в городе появились военные патрули, введено затемнение. Горожан можно было увидеть в очередях у магазинов и у репродукторов. Затаив дыхание, они слушали сводки Совинформбюро.
Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей.
Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены.
20 ноября норма выдачи хлеба уменьшилась в очередной раз: рабочие стали получать 250, а все остальные 125 граммов хлеба.
Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, обойной пыли, древесной муки. Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.
В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.
А первую половину января неработающее население города и дети вообще никаких продуктов питания не получали. Вот страшная хроника тех блокадных дней.
Презентация «Дети Блокадного Ленинграда»
Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие это страшные слова.
Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного Ленинграда. Сегодня наш урок мужества мы посвящаем маленьким героям блокадного Ленинграда.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в городе оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.
В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев."И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". (А. Фадеев)
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия (крайнее истощение). А к ней еще прибавилась цинга (когда кровоточат десны и шатаются зубы). Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.
Ученик 3.
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
(Ю. Воронов)
Учитель:
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова, они вместе с учителями заготавливали дрова для школ.
Разбирали деревянные дома.
Школьники также заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Ученик 4.
На второй линии Васильевского острова, в доме 13, жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мать Мария Игнатьевна, бабушка и два брата рано умершего отца.
Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Савичевы были очень дружной семьёй и, когда пришла беда, решили никуда не уезжать из родного города и быть вместе. В августе они не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их семью. До нас дошли девять листков из дневника Тани - записи, потрясшие миллионы сердец. Детская рука с трудом выводила слова. Измученная невыносимыми страданиями, она была неспособна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своей жизни.
(Выходят по очереди учащиеся и вывешивают на доску листки).
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Ученик 5.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".
Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича.
Ученик 6.
Эта тонкая тетрадь
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник.
Таня Савичева! Таня!
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова…
Музыкально - театральная постановка
Сценка в сопровождении презентации «Дневник Тани Савичевой»
Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка
В линеечку косую.
Одни примеры пишут,
А я войну рисую.
И смерть идет с косою
В линеечку косую.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.
Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Ни маковой росинки.
Зато дают бурду.
И плавают крупинки
В тарелке, как в пруду.
А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.
Как пишет, замерзая,
Дрожащая рука,
Страдая и дерзая,
Страничку дневника.
Строка… еще строка…
Таня писала свою летопись…
Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»
Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.
Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.
Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»
Звучит фонограмма «Взрывы»…
За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.
Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.
Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.
Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.
«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»
Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:
Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…
Ученик 7.
Таню оформили в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации в Шатковский Район Горьковской области, что был в 1300 километрах от Ленинграда. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки, и только в августе 1942 года прибыл, наконец, в посёлок Шатки.
Таню не допускали к другим детям, так как у нее обнаружил туберкулез и единственный человек, который с ней общался, была приставленная к ней медсестра Нина Михайловна Середкина. Она делала всё, чтобы облегчить Танины страдания, в какой-то степени удалось: Через некоторое время Таня могла ходить на костылях, а позже передвигалась, держась руками за стенку. Но Таня всё равно была настолько слаба, что в начале марта 1944 года её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов в селе Понетаевка, что было в 25 километрах от Красного Бора, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным, и поэтому через два месяца 24 мая Таню перевели в инфекционное отделение Шатковской районной больницы, где за ней до последнего дня ухаживала санитарка Анна Михайловна Журкина.
Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет. В тот же день Таню, похоронил, как безродную, больничный конюх.
Ученик 8.
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На Пискарёвских плитах нет имен,
На Пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый, год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Танец А.Драгу «Отмените войну»
Учитель:
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба.Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» − по Ладожскому озеру.Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз, она день и ночь обстреливалась из орудий. Машины уходили под лёд вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название «Дорога смерти», но ленинградцы называли её «Дорогой Жизни». Ведь только по ней можно было доставить продукты умиравшим горожанам, только по ней вывезти людей из блокады.
На экране – слайд «Дорога Жизни».
Учитель:
Весной 1942 года, пережив самую страшную блокадную зиму, ленинградцы стали носить на одежде значок: ласточку с письмом в клюве. Этот символ ленинградской блокады был ответом на заявления немецкой пропаганды о том, что даже птица не может пролететь в город.
Отрывок стихотворения О. Берггольц «Блокадная ласточка»
Ученик 9:
Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолёт,
Только птица к нам, до Ленинграда,
С нашей милой Родины дойдёт.
Учитель:
Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать.
900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.
Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Учитель:
Есть в Ленинграде (Санкт-Петербурге) самое большое в мире кладбище – Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев – родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.
Презентация «Пискаревское кладбище»
Этот мемориал – символ стойкости, мужества и силы духа советских людей, символ неисчислимых страданий, которые принесла миру война. Много времени прошло с тех пор, многое изменилось. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут приуменьшить величие подвига ленинградцев – подвига, равного которому не знает история. До конца осмыслить их беспримерное мужество, узнать его страшную цену невозможно, не увидев Пискарёвского кладбища, не услышав его, пронзающей сердце, тишины.
Учитель.
Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память - благодарность за их боль и страдания. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту ПАМЯТЬ.
Звучит вокализ «Адажио» Т.Альбинони. Стихи Р.Рождественского.
Ученик 9.
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся. – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, − пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полёт, − помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, − помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб помнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли, − помните!
К мерцающим звёздам, ведя корабли, о погибших – помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, − помните!
5.Подведение итогов урока.
Учитель:
Бывает в нашей жизни минута, когда мы вспоминаем то, чего с нами никогда не было, вспоминаем то, что знаем только по рассказам родных, из книг и кинофильмов. Тогда мы мысленно переносимся на многие годы назад и чувствуем рядом дыхание своих родных и близких, которых видели только на старых фотографиях. В эту минуту мы думаем и о незнакомых людях, погибших, защищая наше Отечество, защищая нас.
Ученик 10: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.
Ученик 11: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Она освящена огнём боёв и огнём салютов. Самая тихая минута праздника, самая грустная минута праздника, но самая гордая минута праздника.
Ученик 12: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети.
Учитель:Почтим память минутой молчания всех тех, кто защищал наш город и погиб в эти суровые дни блокады.
Звучит МЕТРОНОМ.
Звучит песня «Ленинград» А. Пугачевой.
Ученик 13:
За то, что есть сейчас у нас.
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам
Спасибо доблестным солдатам
Нашим дедам и отцам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С. П. Подвиг Ленинграда, 1941-1944 / С. П. Алексеев ;худож. А. Лурье. – М. : Дет. лит., 2005. − 83 с. : ил.
Воскобойников В. М. Девятьсот дней мужества / В. М. Воскобойников ; худож. Д. Боровский. – М. : Малыш, 1984. − 32 с. : цв. ил.
Миксон И. Жила, была : историческое повествование. − Л.: Детская литература, 1991. − 223 с.
Сухачев М. П. Дети блокады / Сухачев М. П. – М. : Дет. лит., 1989. − 176 с. : ил.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
https://ru.wikipedia.org/
https://school-science.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Дорога Жизни»