УДК 371
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Н.В. ПОПОВА, педагог дополнительного образования,
Т.А. СОЛДАТОВА, педагог–организатор,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. г. Белово»
Белово
Беловский городской округ
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается роль наставничества в патриотическом воспитании учащихся, акцентируя внимание на его значении в образовательном процессе. Описаны основные направления и формы работы наставника и наставляемого из опыта работы педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: наставничество, патриотическое воспитание.
Abstract: this article examines the role of mentoring in the patriotic education of students, focusing on its importance in the educational process. The main directions and forms of work of the mentor and the mentored are described from the experience of teachers of additional education.
Keywords: mentoring, patriotic education.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования. В год Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне эта задача приобретает особую актуальность, поскольку патриотическое воспитание обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти и формированием у учащихся понимания значения Великой Победы, уважения к подвигу советского народа. Кроме этого патриотическое воспитание неразрывно связано с формированием активной гражданской позиции. Также патриотическая тематика представляет широкие возможности для творческой реализации учащихся.
Эффективным инструментом по патриотическому обучению учащихся становится наставничество. Наставничество — это целенаправленная система передачи опыта, при которой более опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту или коллеге адаптироваться, развивать профессиональные навыки и решать педагогические задачи. Это не просто традиция, а современная технология, повышающая эффективность работы всего коллектива.
В МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» сложился педагогический тандем, который определил направление своей работы — патриотическое воспитание учащихся средствами вокального искусства. Опытный педагог в беседе с наставляемым (руководителем детского вокального коллектива), пришли к обоюдному мнению, что патриотизм — это не просто знание истории и государственных символов, а чувство гордости, сопричастности и любви к Родине. Вокал — мощный инструмент для формирования этих эмоций, так как музыка глубоко воздействует на душу детей. Через вокал дети не только учатся петь, но и переживают историю, культуру и ценности своей страны.
В этом случае взаимодействие педагога-организаторы и педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеобразовательную программу по вокалу, позволило создавать яркие и запоминающие творческие проекты, посвящённые теме Великой Отечественной войне. Наставничество, учитывая особенности молодого педагога, помогало ему развивать профессиональные компетенции в области патриотического воспитания детей. Рассмотрим направления и формы наставнической работы, реализованные в этом году в МБУДО ДТДиМ города Белово в рамках наставнического тандема.
Во-первых, в образовательную деятельность детского объединения были введены упражнения, основанные на воспитании патриотических чувств у учащихся. Например, «Письмо в стиле песни», где дети пишут короткие стихи о Родине, затем превращают их в куплеты. «Музыкальная викторина», где учащиеся угадывают мелодии патриотических песен по фрагментам. Традиционной частью занятия стала рубрика «погружение в историю песни». Перед разучиванием песни педагог рассказывает, в каких условиях она создавалась, какую роль сыграла (например, «Священная война» в годы ВОВ). Такие беседы сопровождаются показом презентаций, с использованием архивных фото и видео фрагментов для усиления эмоционального отклика учащихся.
Во-вторых, наставник оказывал методическую поддержку по организации проведения мероприятий патриотической направленности, разработкой сценариев, подбором репертуара, последующим их оформлением в методическую продукцию. Так была создана совместная методическая продукция: методические разработки «Дорогами бессмертного полка», «Мы нашей памятью сильны», «Блок-Ада. Дети», которыми можно делиться с другими педагогами.
В-третьих, было налажено совместное участие в воспитательном блоке педагогической деятельности разной направленности:
- совместная разработка проектов: проведены мероприятия ко Дню народного единства, Дню героев Отечества, Дню снятия Блокады, посвященные теме 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, театрализованные постановки, флешмоб «Наши защитники» к 23 февраля;
- организация встреч с ветеранами: наставник помогает наставляемому в организации встреч учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, что способствует формированию живой связи поколений. Так в этом году был организован киномарафон «Смотрим и помним». Ребята детского объединения «ВОКАЛиЗ» вместе с родителями посетили градообразующее предприятие, где учащиеся исполнили военные песни, посмотрели фильмы о войне и участвовали в общении с ветеранами категории «дети-войны»;
- работа с родителями: педагоги совместно проводят мастер-классы, литературно-музыкальные гостиные, направленные на повышение эффективности патриотического воспитания в семье. Так, например, был проведен мастер-класс «Символ Победы», где ребята вместе с родителями изготовили Георгиевские ленты. Особенно трогательным мероприятием стала «Перекличка поколений», где дети пели песни в современной аранжировке, которые ранее исполняли их бабушки и дедушки. Такой формат мероприятий очень сближает всех членов семьи.
- экскурсии к памятным местам: педагоги разработали экскурсионный маршрут «По дорогам памяти», где знакомят детей с памятными местами, рассказывают об истории их создания. Учащиеся с интересом включаются в процесс нахождения информации и делятся этим со сверстниками.
- конкурсное движение: участие в вокальных конкурсах, посвященных 80-летию Победы, где педагоги совместно подбирают репертуар, помогают определить образ исполнителя, при необходимости подбирают реквизит. В репертуар учащихся входят песни, которые вдохновляют, отражают историческую память («Катюша», «День Победы», «Священная война»); красоту родной природы («Родные места», «Широка страна моя родная»); героизм и доблесть («Орлёнок», «Бухенвальдский набат»). В этом году учащиеся детского объединения «ВОКАЛиЗ» успешно выступили в следующих конкурсах, посвященных Году Защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне: открытый городской патриотический фестиваль-конкурс «Катюша», отборочный тур муниципального этапа Всекузбасского фестиваля-конкурса «Виктория. Песни Победы», городской конкурс детского творчества «Отчизны славные сыны», открытый городской фестиваль-конкурс хоров и ансамблей «Битва хоров». Участие в таких конкурсах способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, уважения к подвигам ветеранов Великой Отечественной Войны, старшему поколению, истории Родной Страны.
- волонтерская деятельность: педагоги совместно с активистами Движения Первых привлекают детей к участию в акциях «Поздравь Защитника», «Письмо солдату». Ребята пишут письма с добрыми пожеланиями для наших Защитников Отечества, рассказывают о себе, своих мечтах, школьной жизни, желая солдатам скорейшего возвращения домой. Свои письма ребята украшают рисунками, георгиевскими ленточками. Все подарки передаются волонтерам и наши солдаты получают добрые весточки.
Опыт совместной работы показал, что наставничество является эффективным инструментом в системе патриотического воспитания учащихся, способствует передаче опыта и знаний, формированию профессиональных компетенций молодого педагога. Развитие системы наставничества в образовательных организациях имеет большие перспективы, способствует повышению качества патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку позволяет создавать условия для формирования глубокого понимания истории своей страны, уважения к подвигу предков.
Список литературы
- Есенина Е.Ю., Блинов В.И., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / Есенина Е.Ю., Блинов В.И., Сергеев И.С. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument/viewer (дата обращения: 19.02.2025).
- Проекты патриотического воспитания / [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов : [сайт]. — URL: https://президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 25.02.2025).
Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание"»
УДК 371
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Н.В. ПОПОВА, педагог дополнительного образования,
Т.А. СОЛДАТОВА, педагог–организатор,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. г. Белово»
Белово
Беловский городской округ
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается роль наставничества в патриотическом воспитании учащихся, акцентируя внимание на его значении в образовательном процессе. Описаны основные направления и формы работы наставника и наставляемого из опыта работы педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: наставничество, патриотическое воспитание.
Abstract: this article examines the role of mentoring in the patriotic education of students, focusing on its importance in the educational process. The main directions and forms of work of the mentor and the mentored are described from the experience of teachers of additional education.
Keywords: mentoring, patriotic education.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования. В год Защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне эта задача приобретает особую актуальность, поскольку патриотическое воспитание обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти и формированием у учащихся понимания значения Великой Победы, уважения к подвигу советского народа. Кроме этого патриотическое воспитание неразрывно связано с формированием активной гражданской позиции. Также патриотическая тематика представляет широкие возможности для творческой реализации учащихся.
Эффективным инструментом по патриотическому обучению учащихся становится наставничество. Наставничество — это целенаправленная система передачи опыта, при которой более опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту или коллеге адаптироваться, развивать профессиональные навыки и решать педагогические задачи. Это не просто традиция, а современная технология, повышающая эффективность работы всего коллектива.
В МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» сложился педагогический тандем, который определил направление своей работы — патриотическое воспитание учащихся средствами вокального искусства. Опытный педагог в беседе с наставляемым (руководителем детского вокального коллектива), пришли к обоюдному мнению, что патриотизм — это не просто знание истории и государственных символов, а чувство гордости, сопричастности и любви к Родине. Вокал — мощный инструмент для формирования этих эмоций, так как музыка глубоко воздействует на душу детей. Через вокал дети не только учатся петь, но и переживают историю, культуру и ценности своей страны.
В этом случае взаимодействие педагога-организаторы и педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеобразовательную программу по вокалу, позволило создавать яркие и запоминающие творческие проекты, посвящённые теме Великой Отечественной войне. Наставничество, учитывая особенности молодого педагога, помогало ему развивать профессиональные компетенции в области патриотического воспитания детей. Рассмотрим направления и формы наставнической работы, реализованные в этом году в МБУДО ДТДиМ города Белово в рамках наставнического тандема.
Во-первых, в образовательную деятельность детского объединения были введены упражнения, основанные на воспитании патриотических чувств у учащихся. Например, «Письмо в стиле песни», где дети пишут короткие стихи о Родине, затем превращают их в куплеты. «Музыкальная викторина», где учащиеся угадывают мелодии патриотических песен по фрагментам. Традиционной частью занятия стала рубрика «погружение в историю песни». Перед разучиванием песни педагог рассказывает, в каких условиях она создавалась, какую роль сыграла (например, «Священная война» в годы ВОВ). Такие беседы сопровождаются показом презентаций, с использованием архивных фото и видео фрагментов для усиления эмоционального отклика учащихся.
Во-вторых, наставник оказывал методическую поддержку по организации проведения мероприятий патриотической направленности, разработкой сценариев, подбором репертуара, последующим их оформлением в методическую продукцию. Так была создана совместная методическая продукция: методические разработки «Дорогами бессмертного полка», «Мы нашей памятью сильны», «Блок-Ада. Дети», которыми можно делиться с другими педагогами.
В-третьих, было налажено совместное участие в воспитательном блоке педагогической деятельности разной направленности:
- совместная разработка проектов: проведены мероприятия ко Дню народного единства, Дню героев Отечества, Дню снятия Блокады, посвященные теме 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, театрализованные постановки, флешмоб «Наши защитники» к 23 февраля;
- организация встреч с ветеранами: наставник помогает наставляемому в организации встреч учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, что способствует формированию живой связи поколений. Так в этом году был организован киномарафон «Смотрим и помним». Ребята детского объединения «ВОКАЛиЗ» вместе с родителями посетили градообразующее предприятие, где учащиеся исполнили военные песни, посмотрели фильмы о войне и участвовали в общении с ветеранами категории «дети-войны»;
- работа с родителями: педагоги совместно проводят мастер-классы, литературно-музыкальные гостиные, направленные на повышение эффективности патриотического воспитания в семье. Так, например, был проведен мастер-класс «Символ Победы», где ребята вместе с родителями изготовили Георгиевские ленты. Особенно трогательным мероприятием стала «Перекличка поколений», где дети пели песни в современной аранжировке, которые ранее исполняли их бабушки и дедушки. Такой формат мероприятий очень сближает всех членов семьи.
- экскурсии к памятным местам: педагоги разработали экскурсионный маршрут «По дорогам памяти», где знакомят детей с памятными местами, рассказывают об истории их создания. Учащиеся с интересом включаются в процесс нахождения информации и делятся этим со сверстниками.
- конкурсное движение: участие в вокальных конкурсах, посвященных 80-летию Победы, где педагоги совместно подбирают репертуар, помогают определить образ исполнителя, при необходимости подбирают реквизит. В репертуар учащихся входят песни,
которые вдохновляют, отражают историческую память («Катюша», «День Победы», «Священная война»); к
расоту родной природы («Родные места», «Широка страна моя родная»); г
ероизм и доблесть («Орлёнок», «Бухенвальдский набат»). В этом году учащиеся детского объединения «ВОКАЛиЗ» успешно выступили в следующих конкурсах, посвященных Году Защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне: открытый городской патриотический фестиваль-конкурс «Катюша», отборочный тур муниципального этапа Всекузбасского фестиваля-конкурса «Виктория. Песни Победы», городской конкурс детского творчества «Отчизны славные сыны», открытый городской фестиваль-конкурс хоров и ансамблей «Битва хоров». Участие в таких конкурсах способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, уважения к подвигам ветеранов Великой Отечественной Войны, старшему поколению, истории Родной Страны.
- волонтерская деятельность: педагоги совместно с активистами Движения Первых привлекают детей к участию в акциях «Поздравь Защитника», «Письмо солдату». Ребята пишут письма с добрыми пожеланиями для наших Защитников Отечества, рассказывают о себе, своих мечтах, школьной жизни, желая солдатам скорейшего возвращения домой. Свои письма ребята украшают рисунками, георгиевскими ленточками. Все подарки передаются волонтерам и наши солдаты получают добрые весточки.
Опыт совместной работы показал, что наставничество является эффективным инструментом в системе патриотического воспитания учащихся, способствует передаче опыта и знаний, формированию профессиональных компетенций молодого педагога. Развитие системы наставничества в образовательных организациях имеет большие перспективы, способствует повышению качества патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку позволяет создавать условия для формирования глубокого понимания истории своей страны, уважения к подвигу предков.
Список литературы
Есенина Е.Ю., Блинов В.И., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / Есенина Е.Ю., Блинов В.И., Сергеев И.С. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument/viewer (дата обращения: 19.02.2025).
Проекты патриотического воспитания / [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов : [сайт]. — URL: https://президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 25.02.2025).