СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика как метод изучения индивидуального развития дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика как метод изучения индивидуального развития дошкольника»

Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников. Выполнила: Волкова Е.В.

Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников.

Выполнила: Волкова Е.В.

 Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования. Педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.

Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования.

Педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.

У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей, имеется недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память, недостаточная устойчивость внимания, низко развитая способность к переключению, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, слабая способность к запоминанию.

У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей, имеется недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • нарушены внимание и память,
  • недостаточная устойчивость внимания,
  • низко развитая способность к переключению, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление,
  • слабая способность к запоминанию.
Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Мышление также играет важнейшую роль в развитии речи, делая ее логичной, понятной, последовательной. А. А. Люблинская отмечает, что мышление выражено в языке, в словах, оно имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка.  Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Р. С. Немов об этом пишет: «Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков».

Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Мышление также играет важнейшую роль в развитии речи, делая ее логичной, понятной, последовательной. А. А. Люблинская отмечает, что мышление выражено в языке, в словах, оно имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка.

Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Р. С. Немов об этом пишет: «Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков».

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или не согласованы.

На каждом этапе развития ребёнка во время выполнения «ведущего вида деятельности» развиваются неречевые психические функции, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие речи. В это же время постоянное развитие речи влечет за собой развитие и неречевых психических функций (памяти, внимания, мышления), что порождает усложнение и изменение «ведущего вида деятельности». Из этого следует, недостатки в развитии неречевых психических функций негативно отразятся на развитии речи, а недоразвитие речи препятствует нормальному развитию памяти, внимания и мышления. Поэтому проводя диагностику, логопед должен использовать методики, направленные не только на обследование речи, но и на обследование неречевых психических функций.

Для получения достоверных результатов при диагностике необходим ряд условий: Установление взаимопонимания и эмоционального контакта между педагогом и ребенком, поэтому следует проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком.  Работу с ребенком следует проводить через игру. На результаты исследования также будет влиять отсутствие интереса и мотивации к заданию. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку отдохнуть, заняться чем-то другим. Следует учитывать требуемое для проведения диагностики время.

Для получения достоверных результатов при диагностике необходим ряд условий:

  • Установление взаимопонимания и эмоционального контакта между педагогом и ребенком, поэтому следует проводить обследование в знакомой ребенку обстановке.
  • Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком.
  • Работу с ребенком следует проводить через игру.
  • На результаты исследования также будет влиять отсутствие интереса и мотивации к заданию.
  • В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку отдохнуть, заняться чем-то другим.
  • Следует учитывать требуемое для проведения диагностики время.
Педагогический мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей. При планировании этого раздела  учитывается   ряд принципов :  принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы); принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных); принцип прогностичности, динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития); принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Педагогический мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

При планировании этого раздела  учитывается   ряд принципов

  • принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы);
  • принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных);
  • принцип прогностичности, динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития);
  • принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Объектом  изучения при обследовании, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста. П ериодичность   педагогического   логопедического обследования детей: входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января (дети «групп риска»); итоговое обследование 3– 4 неделя мая.

Объектом  изучения при обследовании, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста.

П ериодичность   педагогического   логопедического обследования детей: входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января (дети «групп риска»); итоговое обследование 3– 4 неделя мая.

Обследование  уровня речевого развития детей проводится по следующим направлениям: состояние звукопроизношения; фонематические процессы; состояние связной речи; лексико-грамматическое оформление фразы; состояние мелкой моторики; уровень подготовки к обучению грамоте: формирование навыка усвоения букв и чтения.

Обследование  уровня речевого развития детей проводится по следующим направлениям:

  • состояние звукопроизношения;
  • фонематические процессы;
  • состояние связной речи;
  • лексико-грамматическое оформление фразы;
  • состояние мелкой моторики;
  • уровень подготовки к обучению грамоте: формирование навыка усвоения букв и чтения.
Педагогический мониторинг учителя – логопеда разработан  с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи, идет  от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта. Регулярный контроль результатов  коррекционно-развивающей деятельности позволяет не только отслеживать динамику речевого развития детей, но и способствует эффективному планированию дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Педагогический мониторинг учителя – логопеда разработан  с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи, идет  от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.

Регулярный контроль результатов  коррекционно-развивающей деятельности позволяет не только отслеживать динамику речевого развития детей, но и способствует эффективному планированию дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.