1. Педагогические/образовательные технологии.
За многолетний опыт работы я пришла к выводу о том, что традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль учащихся не могут в полной мере решить главную задачу образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я изучаю и внедряю в свою работу новаторские методы и приемы обучения и новые педагогические/ образовательные технологии:
Информационно-коммуникативные технологии.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания
всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Рисунок 1 - Презентация к уроку по окружающему миру
Технологии проблемного обучения
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаю себе, приходя в класс.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Определение темы урока:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
- Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)
Русский язык. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей. Задание 2. Разделите слова на 2 группы.
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
Вывод.
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Русский с Пушкиным», «Урок - цифры», общероссийские предметные олимпиады «Олимпус»,
«Домик - семигномик».
2019 год районная предметная олимпиада «Умники и умницы»: Цыренова Янжима - 2 место (окр.мир), Нимаев Зоригто – 1 место (математика), Гатапов Бальжинима – 1 место (лит.чтение), Мункоев Бэлигто – 1 место (русский язык).
Проектные технологии
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проект «Как познать мир. Путешествие по Монголии». Цель проекта – прививать любовь к родному селу, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней; составить своеобразную копилку фотографий, отражающие впечатления от поездок, экскурсий. Проект выполняется в сотрудничестве с родителями. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой, Интернетом. Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем на родительском собрании, делимся опытом на районном семинаре учителей начальных классов
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит
интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Мои ученики защищают свои проекты на районных и республиканских научно- практических конференциях. Доржиев Солбон – I место в районной НПК «Экология родного края», II место в республиканской НПК «Земля – наш общий дом». Цыренова Баирма – I место в районном НПК «Экология родного края», II место в республиканском НПК «Земля – наш общий дом», Пригнаева Долсона - II место в районном НПК «Экология родного края», участие в республиканском НПК «Земля – наш общий дом», Цыдыпов Намсарай - участие в районном НПК «Экология родного края» и республиканском НПК «Земля – наш общий дом».
Технологии деятельностного метода
В данной технологии синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.
При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно- рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий. 1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что получилось лучше всего?
Какие задания показались наиболее интересными?
Что вызвало затруднения?
Над чем хочется поразмышлять?
Какой совет дали бы себе?
Кому захотелось сделать комплимент?
Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
Использую проведение физкультминуток. 3.Провожу родительские собрания.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Игровые технологии
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.
Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.
(Выставляется рисунок Емели на печке)
Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:
Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
Звуки слышим, буквы... (пишем).
В слове столько слогов, сколько... (гласных).
После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. Разгадывание ребусов
Технология интегрированного обучения
Интегрированное обучение – это не только взаимосвязь знаний из разных предметов на одном уроке либо объединение нескольких дисциплин для изучения и углубления знаний по одной и той же теме, но и интегрирование разных технологий, методов и форм обучения одного предмета или урока. Уроки в начальной школе в особенности уроки чтения, рисования, музыки и окружающего мира благоприятны для данной методики.
У урока бурятского языка особенная специфика, которую я всегда учитываю. В настоящее время глобальной целью овладения родным языком считается приобщение к родной культуре и участие в жизни. Эта цель достигается путем формирования способности к коммуникации на родном языке. Интегрированное обучение – это одно из новшеств современной методики.