ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4»
ДОКЛАД
«Педагогические технологии и формы индивидуальной работы мастеров производственного обучения с обучающимися ПЛ№ 4»
Рекомендовано к использованию для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов швейного профиля. Имеет прикладной характер, обобщены современные педагогические технологии и формы индивидуальной работы педагогов и обучающихся профессионального лицея.
Автор: Дзасохова Мария Цицоевна мастер
производственного обучения ПЛ№4
г. Владикавказ 2021
Профессионально-педагогическая подготовленность педагога в первую очередь определяется способностью создавать условия, при которых стимулируется обучение обучающегося, и поддержание этих результатов на основе дифференцированного подхода к ним.
В ПЛ № 4 широко используются следующие педагогические технологии:
Ш. Амонашвили),
цели обучения должны соответствовать интересам обучающихся, содержание должно иметь жизненный смысл для обучающегося, многократное повторение одного содержания в разных ситуациях (например: построение основы женского пиджака на уроках теоретического обучения МДК /конструирование/, химические свойства материала, законы физики и применение этих знаний на занятиях учебной и производственной практики);
а) учебные игры (учебная практика, производственное обучение, основы экономики организации, основы менеджмента, материаловедение, математика, литература, оборудование);
б) проблемное обучение (используют все мастера производственного обучения и преподаватели);
уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся - тесты, карточки-задания, инструкционные карты);
информационные технологии.
технологии саморазвития.
Социально-экономические условия требуют принципиально нового качества профессионального образования, адекватного как требованиям самой личности, так и развивающегося рынка труда. Именно таких специалистов готовит ПЛ № 4. Основной девиз ПЛ № 4 - учиться у жизни, через жизнь и для жизни.
Видение перспектив будущей профессиональной деятельности через удовлетворения психологически обусловленных потребностей человека, приводит к повышению заинтересованности в выбранной специальности.
Производственной деятельностью обучающиеся начинают заниматься с первого курса. Каждый год на педагогическом совете психологом, социальным педагогом, мастерами производственного обучения и классными руководителями групп нового набора дается психолого-педагогический анализ контингента обучающихся - первокурсников. В течение двух месяцев в результате индивидуальной работы мастер производственного обучения определяет профессиональную пригодность обучающегося.
Формы организации труда мастера производственного обучения следующие:
мастер закреплен за учебной группой;
мастер закреплен за учебной мастерской.
Сущность 1-ой формы - мастер «ведет» группу от начала до окончания процесса обучения, является учителем профессии, воспитателем, организатором жизнедеятельности ученического коллектива. Применяется при подготовке специалистов одного профиля. Преимущества данной формы - объективно повышается возможность индивидуализации учебно- воспитательного процесса. Позволяет успешно решать многообразные воспитательные задачи и организационные проблемы жизни и деятельности обучаемых. От мастера требуется профессиональная подготовленность по всем видам работ, входящих в содержание обучения.
Преимущества 2-ой формы - объективно повышается ответственность мастера за оснащение учебной мастерской.
Мастер производственного обучения и классный руководитель изучают социальное положение обучающихся, особое внимание уделяется сиротам. Учитывая специфику обучения в ПЛ № 4, мастер больше общается с учеником и знает все его проблемы, зачастую оказывает моральную и психологическую помощь и поддерживает его во всем в намного большей степени, чем нерадивые родители. Могу с уверенностью сказать, что все мастера производственного обучения нашли духовный контакт с каждым из своих воспитанников. Между ними нет дефицита общения. Такие обучающиеся находятся в поле зрения администрации, психолога, социального педагога.
Профессия «закройщик» обязывает постоянно работать с заказчиком, все обучающиеся ведут дневники заказов. Заказы принимаются и выполняются под непосредственным контролем мастера производственного обучения. Принятый заказ должен соответствовать программе обучения, однако каждый мастер решает индивидуально, справится обучающийся с данной работой или нет. Ответственность за качество исполнения заказа и своевременные сроки в первую очередь несет мастер производственного обучения. Поэтому помимо коллективных форм работы, объяснение вводного инструктажа, в процессе текущего и заключительно инструктажа мастера работают индивидуально.
Проявить свою индивидуальность может каждый обучающейся ПЛ № 4, начиная с первого курса. В лицее каждую неделю проходят выставки технического творчества, в которых участвуют все группы.
Результативной формой индивидуальной работы с обучающимися является научное студенческое общество (НСО) «Профессионал», которое включает в себя 6 секторов, представляющих отдельные направления НИРС. Задания членам общества распределяются руководителями секторов дифференцированно, с учетом их интересов и способностей.
Творчество в Театре моды. Кузницей кадров для Театра моды служат учебные группы.
Индивидуальными формами работы с обучающимися является творческие и профессиональные конкурсы лицея: «Олимпиада профессионального мастерства»,
«Художника-модельера», «Лучший механик», «Шатана», «Художественная постановка», «Национальный сувенир».
Индивидуально с одаренными обучающимися работают преподаватели для участия в Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсах.
: То, что процессы обучения и воспитания неразрывны - аксиома. Мы должны обучить и
воспитать достойного члена общества. Способствует этому деятельность обучающихся в Совете ученического самоуправления. Творческое самоуправление ПЛ № 4 построено по принципу моделирования в нем всех ролевых функций, выполняемых педагогическим коллективом: директором, его заместителями, мастерами производственного обучения, руководителями самых различных служб. Во главе каждого органа ученического самоуправления ставится обучающийся. Управление - процесс сложный и творческий, Эту задачу выполняют преподаватели-консультанты. Педагоги взяли на себя функцию обучить и воспитать потенциального руководителя. Работа в деятельности Совета, способствует этому. Ведь закройщик - это уже руководитель бригады и относится к третьему звену менеджеров.
Хочу остановиться на формах контроля знаний. Одна из самых распространенных и в то же время сложных форм - индивидуальный устный опрос (используют все педагоги лицея). При устном контроле осуществляется непосредственный контакт между преподавателем и обучаемым, в процессе которого педагог получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей. Устный опрос требует от преподавателя большого педагогического мастерства.
При подготовке к опросу преподаватель должен продумать и заранее составить вопросы, ситуационные задачи, примеры. Вопросы должны быть предельно ясными, краткими, соответствовать требованиям учебной программы, охватывать основной материал темы, раздела, а также узловые вопросы ранее пройденного материала; они должны заставлять логически мыслить (сравнивать, анализировать явления, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы); способствовать выявлению знаний обучаемых.
Индивидуальный устный контроль знаний выявляет:
уровень усвоения учебного материала;
умение оперировать знаниями;
степень рациональности и богатства мышления;
грамотность речи.
При устном контроле преподаватель использует следующие приемы: