Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Детство – это игра, игра – это детство»
Составитель:
Л.С. Исаченко,
Ст. воспитатель
Юрга
Тема «Детство – это игра, игра – это детство»
Цель: определить пути совершенствования в организации игровой деятельность, выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
Форма проведения: круглый стол
План проведения педсовета:
Вступительное слово, заведующий Г.И Мацюк.
Анализ результатов тематической проверки «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников», старший воспитатель Л.С Исаченко.
Анкетирование родителей «Игровая деятельность детей», педагог – психолог Е.Н. Решетняк.
Анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности детей», старший воспитатель Л.С. Исаченко.
Взаимопосещения: сюжетно-ролевые игры детей (воспитатели).
Брейн-ринг «Игра – дело серьезное», учитель – логопед Кудрявцева О.В.
Выработка решений педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА:
Вступительное слово:
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка?
Это и радость, и познание, и творчество.
Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
-В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития игр. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность).
Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение. Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
По І-ому вопросу выступила старший воспитатель Исаченко Л.С., которая проанализировала результаты тематической проверки по теме «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников».
По ІІ-ому вопросу выступил педагог – психолог Решетняк Е.Н. и познакомила педагогов с результатами анкетирования родителей «Игровая деятельность детей». Елена Николаевна проанализировав анкеты родителей, сделала вывод о том, что в большинстве семей (60 %) наблюдаются недостаточно близкие и эмоциональные отношения в системе «родители-дети».
Только у 10 детей (40 %) в семьях наблюдаются устойчивые положительные эмоциональные отношения.
После разработки и внедрения в практику работы ДОУ нетрадиционной формы работы с семьей — программы «Играем вместе» — можно отметить наметившуюся положительную динамику: 17 детей (68 %) нарисовали себя вместе с родителями (с мамой или с папой или вместе), у 3 детей (12 %) на рисунке присутствуют братья, сестры или другие члены семьи. Лишь только у 5 детей (20 %) отсутствует на рисунках один из родителей. Цвета, которые дети избрали для рисунка, приглушенные, но на лицах появилось некое подобие «улыбки», что позволяет, говорит хоть и о незначительном, но улучшении социально-психологического микроклимата в семье.
Полученные результаты позволяют нам отметить, что использование нетрадиционной формы работы с родителями по программе «Играем вместе» способствует формированию у них активной позиции в развитии игровой деятельности детей, формирует навыки игрового общения с детьми, развивает творческий интерес к изготовлению самодельных игрушек для игр, формирует устойчивую потребность родителей и детей в совместной игровой деятельности.
В заключение своего выступления Е.Н. Решетняк подвела итог - чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.
ІІІ вопрос старший воспитатель Исаченко Л.С. подвела итоги анкетирования педагогов по теме «Развитие игровой деятельности детей».
ІV вопрос: отчеты воспитателей по взаимопосещениям сюжетно-ролевых игр детей по возрастным группам.
V вопрос:
Кудрявцева О.В., учитель – логопед предлагает педагогам поучаствовать в брейн-ринге по теме «Игра – дело серьезное»
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?
Ответ: Программа «Детство» предполагает:
- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;
- учет половых особенностей и предпочтений детей;
- направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;
- стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.
Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.
Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?
Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности. Она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.
Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?
Ответ: Нет, не надо; даже, если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию… а какую – скажем позже.
Вопрос 7: Назвать по группам:
- Игрушки, моделирующие семейные отношения.
Ответ: куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расческа и т.д.
- Игрушки, моделирующие отношения вне дома.
Ответ: дикие и домашние животные, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом взрослых (парикмахерская, больница и др.). Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.
Ответ: военизированные игрушки, подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.
Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры? Ответ: Все свободное время.
Вопрос 9: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?
Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 10: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ: Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.
В заключении старший воспитатель Л.С. Исаченко предлагает выработать решение педсовета.
1. Подготовить памятку для родителей по выбору игрушек для детей.
2. Памятка для педагогов.
Условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
АНКЕТА
для родителей к педагогическому совету
«Детство – это игра, игра – это детство»
1. «Имеется ли у ребенка место для игры?»____________________________
_________________________________________________________________
2. «Какие игры предпочитает Ваш ребенок?»___________________________
__________________________________________________________________
3. «Убирает ли ребенок игрушки после игры на место?»__________________
__________________________________________________________________
4. «Насколько часто вы играете с ребенком?»___________________________
__________________________________________________________________
5.«Кто инициатор игр?»______________________________________________
__________________________________________________________________
6. «Мастерите ли вы игрушки для совместной деятельности с ребенком?»
__________________________________________________________________
7. «С кем предпочитает играть ребенок?»_______________________________
__________________________________________________________________
8. «Как организована игровая деятельность ребенка на улице?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
С уважением Администрация МБДОУ
«ЦРР ДС №18 «Теремок»