Педагогический совет на тему: «Развитие компонентов речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности»
Подготовили:
Сапельникова М.А
Кобзева Г.И.
Борщева С.В.
Варваровская Е.В.
Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Сегодня мы поговорим о том, как развивать устную речь дошкольников в различных видах деятельности.
Дети учатся говорить, подражая речи окружающих. Если ребёнок проводит много времени за компьютером или телевизором, а не общается с взрослыми и не слушает рассказы и сказки, его речь становится бедной. В результате к моменту поступления в школу у многих детей возникают проблемы с речью.
Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет большое значение, так как в этот период ребёнок наиболее восприимчив к её усвоению.
Для предотвращения речевых нарушений мы используем традиционные и нетрадиционные методы. Это артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук, а также языка.
Чтобы помочь детям лучше понимать речь и расширить их словарный запас, мы подбираем слова, обозначающие предметы. Также мы учим детей использовать существительные в родительном падеже множественного числа, составлять предложения из двух частей и правильно употреблять предлоги. Кроме того, мы учим детей задавать вопросы по картинкам.
Для формирования структуры предложения мы используем дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения и коммуникативные ситуации. Например, мы рассказываем детям сказку, а затем просим их пересказать услышанное. Ещё один способ — составление рассказа по одной или нескольким картинкам.
Для развития словообразования мы используем игры, которые помогают детям согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, образовывать прилагательные в сравнительной степени и глаголы в повелительном наклонении.
Для развития связной речи мы используем сюжетно-ролевые игры, которые помогают детям научиться вести диалог и использовать новые приёмы и средства общения.
Для формирования слоговой структуры слова мы используем упражнения, которые помогают детям развить чувство ритма и восприятие ритмической структуры слова. Для этого мы используем различные танцевальные движения, которые сочетаются с хлопками в ладоши, а также виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением.
Формирование фонематических представлений происходит через знакомство детей с музыкальными инструментами. Сначала мы демонстрируем детям звучание инструментов, а затем просим их угадать, какой инструмент звучит.
Для формирования фонематических представлений мы используем упражнения «Чудо звуки», «Послушай как звучит» и «Шумящие коробочки».
Для развития слуховой памяти мы предлагаем детям запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала мы используем ряды только с гласными звуками, а затем — только с согласными.
Обучение фонематическому анализу звуков и слогов происходит через игру. Когда ребёнок слышит определённый звук, он должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фразовой речи мы предлагаем детям читать книги, слушать музыку, петь песни и танцевать. Также важно отвечать на вопросы ребёнка и поддерживать его исследовательский интерес. Необходимо обеспечивать ребёнка новыми впечатлениями, обсуждать увиденное и следить за чистотой своей речи.
Для развития связной речи мы используем наглядные и словесные методы. К наглядным методам относятся экскурсии, рассматривание объектов и картин, а к словесным — заучивание наизусть, пересказ, составление рассказов и беседы. Беседовать с детьми можно на различные темы, например, о книгах, фильмах или мультфильмах. Важно научить детей слушать, не перебивая, и следить за ходом мысли.
Правильное дыхание также играет важную роль в развитии речи. Оно помогает сформировать правильное звукопроизношение, поддерживать грамотность речи, её плавность и интонационную выразительность. Если уделять внимание постановке речевого дыхания с раннего возраста, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.
Предметно-развивающая среда также имеет большое значение. Грамотно организованная среда даёт ребёнку уверенность в себе, возможность проявлять свои способности и стимулирует самостоятельность и инициативность.
Практическая часть.
- Итак, мы предлагаем Вам пройти квест. Отправляемся в путешествие. Все ребята любят путешествовать. Кто на велосипеде, кто на кораблике, а мы с вами отправимся на паровозике из Ромашково. (звучит песенка паровозика).
- Паровозик нас мчит в страну красивой речи. И чтобы попасть нам на первую станцию нам необходимо разгадать ребус.
- Речь педагога- основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанника, а вот какой она должна быть на поможет РОМАШКА.
(Сообщение БорщевойС.В.)
- А мы отправляемся в путешествие дальше, и чтобы оказаться на другой станции необходимо разгадать кроссворд. (Сообщение Кобзевой Г.И.)
Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. (МОНОЛОГ)
Беседа двух и более лиц. Он используется тогда, когда необходимо передать точный разговор каких-либо лиц. (ДИАЛОГ)
Двигательная активность организма или отдельных органов.(МОТОРИКА)
Речевое упражнение, особая фраза, в которой произносят сложные сочетания звуков или ритмические повторы слов.(СКОРОГОВОРКА)
Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснения, беседа, рассказ воспитателя. (СЛОВЕСНЫЙ).
- Мы продолжаем наше путешествие, но чтобы оказаться на другой станции нам нужно выполнить задание «Рассыпанное слово» ( на магнитной доске рассыпаны буквы, воспитатели складывают из них слово ЛОГОРИТМИКА). (Сообщение Сапельниковой М.А.)
-А наше путешествие продолжается, чтобы оказаться на следующей станции нужно отгадать загадку : «В ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий. Бабка-Ежка у окна….Догадайтесь кто она?» (СКАЗКА). (Сообщение педагога –психолога Варваровская Е.В. « Эффективность использования «Сказкотерапии» на занятиях по развитию речи»).
3. Анализ тематической проверки «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по развитию речи»- выступление заведующей Ложкиной Н.Н.